ПРОПОВЕДИ
Главная обязанность христианина 2
Лк.9.23 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя».
В прошлое воскресенье мы рассмотрели первую часть этой темы. В том числе конкретизировали более подробно, что христианин должен отвергать свой разум, свою волю, свою праведность и добрые дела, всякую самоуверенность и свое мнение. Мы должны отвергнуть себя, прежде всего потому, что другого пути спасения просто не существует. В город или замок могут вести несколько дорог. Но только одна дорога ведет в небесный рай – это самоотречение. Без него мы никогда не сможем выполнить условия Христа. Не отвергнув мира, мы не сможем полюбить Спасителя. Не отвергнув самоуверенность, мы не сможем доверять Христу. Поэтому самоотречение – такая же необходимость, как и небеса. В этой проповеди продолжаем рассмотрение вопроса, что значит для христианина отвергаться себя.
6. Христианин должен отвергать свой неумеренный аппетит. Климент Александрийский описал рыбу, у которой сердце находится в чреве. (К. Алекс. (ок.150 – 215) – христианский богослов и писатель. Возглавлял богословскую школу в Александрии.) Она напоминает эпикурейцев, которые посвятили свою жизнь удовлетворению чувственных наслаждений. Неумеренность в еде и питье затуманивает разум, вытесняет добрые чувства и возбуждает похоть. На самой плодородной почве вырастают самые буйные сорняки. Многие собственными зубами роют себе могилу: от невоздержанности укорачивается жизнь. Христос предостерегал апостолов: Лк.21.34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством». Сенеке приписывают слова о том, что он был рожден для цели более высокой, чем быть рабом своей плоти (Сенека (ок.4н.э. – 65н.э.) – римский политический деятель, философ, оратор и драматург, воспитатель Нерона.) Какой позор, когда вечная человеческая душа порабощена животными страстями!
7. Христианин должен отвергать праздность. Глупец погибает от праздности, плоть пышет леностью и изнеженностью. Плевелы и паразиты появляются на невозделанной земле; так и всякое зло вырастает в праздной, невозделанной душе. Среди этрусков было принято исторгать из своей среды и обрекать на вечное изгнание тех, кто вел себя, как пробирающиеся в улей и поедающие мед трутни. (Племена этрусков населяли в 1-м тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова. Создали развитую цивилизацию, оказали на Римскую большое влияние.) Того, кто впустую тратит время благодати, Бог обречет на вечное изгнание в аду.
8. Христианин должен отвергать мирское благоразумие. Оно ничто иное, как плотская мудрость (2Кор.1.12). Мирской мудрец не думает о том, что лучше, но о том, что меньше связано с риском. Его убеждения изменяются с веянием времени. У него отсутствует стремление к истине. Томас Мор сказал, что не пойдет по пятам за истиной, чтобы та не разнесла его мозги. (Т. Мор – 1478-1535) – английский писатель гуманист, один из основоположников утопического социализма, лорд-канцлер Англии при короле Генрихе VIII. Будучи католиком, отказался присягнуть королю, как верховному главе англиканской церкви. После чего был обвинен в государственной измене и казнен.) Плотской мудрец может смириться с тем, от чего другие люди приходят в ужас. Его дальновидность, которая заключается в уклонении от обязанностей, не имеет оправдания.
9. Христианин должен отвергать свою несдержанность. Подобные призывы мы находим в нескольких местах Библии. Приведем один из них: Иак.1.26 «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, у того пустое благочестие». Бл. Августин сравнивает язык с печью, из которой нередко вылетают искры гнева. Ап. Иаков говорит о языке, «воспаляемом от геенны» (огня ада) (Иак.3.6). Некоторые не умеют управлять своим духом, ярость увлекает их за собой. «Многие из тех, кто не будет пьян от вина, опьянеет от сильной ярости» – сказал Иероним. (Иероним, 347-420, – один из ученейших отцов и богословов Церкви. Перевел на латинский язык большинство книг Библии (Вульгата)). Гнев помрачает рассудок. Такой человек уже не может выполнять свои христианские, священные обязанности.
10. Христианин должен отвергать греховные веяния моды. Рим.12.2 «Не сообразуйтесь с веком этим». Пастора Дода однажды спросили, почему он не обличает в проповедях мужчин с длинными волосами. (Джон Дод, 1549-1645 – один из ключевых фигур в пуританском движении, пастор и проповедник). Он ответил: «Войдя в их сердце, благодать заставит их обрезать волосы». Неумеренность женщин в нарядах не извинительна. Лисандр (спартанский полководец) не позволял дочерям облачаться слишком пышно, утверждая, что наряды не столько украсят их, сколько, наоборот, сделают их вульгарными. И вспомним слова Божии: 1Тим.2.8-9 «И так, желаю, чтобы жены, в приличном одеянии …». Да будет благодать украшением христиан.
11. Христианин должен отвергать свои собственные цели и стремления. Его целью не должно стать самообогащение и самовосхваление. Подчинять религию земным интересам низко и недостойно христианина. Христиане не должны стремиться к самовосхвалению. Во время земного служения Спасителя в этом грехе были виновны фарисеи. Они молились и творили милостыню так, чтобы все их видели. В сущности каждого человека есть стремление к славе и одобрению в этом мире. Лютер признавался, что алчность никогда не искушала его, а вот тщеславие – иногда да. Ученики Самого Господа спорили о том, кто из них больше (Мк.9.34). Заслуживают осуждение те, кто, совершив какое-нибудь славное служение в церкви, затем приписывают славу себе. Есть рассказ об одном пасторе, который в нескольких проповедях страстно доказывал, что Христос есть Бог. Услышав бурные одобрения в свой адрес, он воскликнул: «О, Христос, Ты обязан мне сегодня Своей Божественностью». После чего его внезапно поразило такое слабоумие и забывчивость, что с тех пор он даже молитву «Отче наш» не мог произнести на память. Пусть все эти размышления произведут в христианах трепет и смирение. Многие верующие, избежав серьезных прегрешений, потерпели крушение, сев на мель своекорыстия. Пользоваться уважением у церкви Божьей – благословение. Но если похвала стала единственной преследуемой ими целью, это уже грех. Давайте отвергать, более того, ненавидеть тщеславные наклонности. Иоанн Креститель в этом смысле превосходный пример для нас. Он стремился возвеличить Христа и умалял самого себя. В том числе, сказал: Ин.1.15 «Идущий за мною стал впереди меня». Так что за совершение чего-то значительного в Церкви или в государстве следует воздавать славу Христу и благодати. Надо, чтобы одобрял Бог, а не рукоплескал мир. Пусть нашей целью в жизни будет возможность возрастать в любви к Богу, больше уподобляться Ему, иметь более тесное общение с Ним и приносить Ему больше славы. Как все реки текут в море, так и всё, что мы делаем, должно направляться к Богу.
12. Христианин должен отвергать всякое нечестие. В Библии сказано: Тит 2. 11-12 «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы отвергли нечестие и мирские похоти, целомудренно жили в нынешнем веке». Библия не оставляет нам право на грех. Она велит нам отвергать нечестивые желания, месть, алчность, нечистоту, суеверие и ересь. За свое ошибочное убеждение человек может также попасть в ад. Выделим два греха, на которые не все обращают внимание. 1. Грех поспешного осуждения. Об этом ап. Иаков говорит: Иак.4.11 «Не злословьте друг друга». Для некоторых это уже часть их религии: искать ошибки в других и критиковать их. Отрезать от чьего-то доброго имени, чтобы оно стало легковесней. Ап. Иаков здесь же наставляет: Иак.4.12 «А ты кто, который судишь другого?» Бл. Августин не мог выносить, когда одни умаляли добрые имена других. Корень склонности к осуждению – гордость. Человек думает, что, крадя доброе имя другого, он прибавляет что-то к своему. Но это грех – возвышать себя на руинах славы другого человека. Такой критик, подсматривающий за недостатками других, часто не замечает свои собственные. Загляни в себя, христианин. Если бы ты внимательно посмотрел в свете Слова Божьего на свои собственные пороки, то не стал бы спешить бросить камень осуждения в других. 2. Христианин должен отвергать характерный для него грех. Порой в сердце христианина есть один господствующий грех. Дьявол может крепко удерживать человека одним грехом. Чтобы перекрыть поток Божьей милости, достаточно одного греха. Грех, который верующий не может отвергнуть, станет горьким корнем позора или отступничества.
13. Христианин порой должен отвергать свое имение ради Христа. Плотская неверующая душа может хвалить и исповедовать Христа, но ни с чем не желает ради Него (Его Царства) расставаться. Богатство в союзе с неразумным сердцем причиняет человеку огромный вред. Даже некоторые из язычников отвергали мир. Эпаминонд (ок.418-362до н.э.), выдающийся фиванский полководец и политический деятель, одержавший много славных побед, презирал мир. Он отказался от несметных богатств, посланных ему персидским царем. А когда он умер, всех его средств едва хватило, чтобы оплатить расходы на его похороны. Галеацо Караччиоло, маркиз Вико (1517-1592) отказался от огромного состояния для того, чтобы участвовать в истинных таинствах Христовых в Женеве. Он так ответил иезуиту, склонявшему его вернуться к его папистской вере и обещавшему ему огромное состояние: «Пусть деньги тех, кто считает, что всё золото мира стоит одного часа единения с Иисусом Христом и Его Святым Духом, погибнут вместе с ними».
14. Христианин, если потребуется, должен отвергать свою жизнь ради Христа. Страдания ради Христа должны быть добровольными. Первые христиане «расхватали» мучения, как короны. Они были согласны проливать свою кровь ради Христа, зная, что однажды, вместо своих окровавленных, они облекутся в белые одежды святых. Пророка Исаию перепилили (если не ошибаюсь, деревянной пилой), пророка Иеремию забросали камнями. Пророка Амоса умертвили железным прутом, евангелиста Луку повесили на маслине. На месте казни Иринея (ок.120-203, один из отцов Церкви, виднейший богослов, мученик, епископ Лионский) с одной стороны был поставлен крест, а с другой – идол. Ему предоставили выбор: поклониться идолу или умереть мученической смертью. Он выбрал последнее. И хотя не всякий христианин – мученик, всё же и его сознание и он сам должен быть готов страдать, если потребуют обстоятельства. Многие уверовали во Христа, став свидетелями героического терпения и мужества гонимых христиан. Лютер сказал, что предпочел бы быть мучеником, чем монархом. Гонители могут отнять у нас состояние, но не Бога; свободу, но не совесть; голову, но не венец.
Конец нашей проповеди содержит побуждение к самоотречению. Возвеличив себя, человек заблудился и сможет обрести себя вновь только с помощью самоотречения. 1. Требование самоотречения справедливо и обоснованно. Ведь и Христос всецело отверг Себя ради нас. Он оставил лоно Отца и воплотился, скрыл Свою славу, отверг величие и богатство мира, отверг Свою жизнь. 2. Самоотречение – признак истинного христианина. Лицемеры могут хорошо знать Библию и искусно притворяться. Но только искренний христианин может отвергнуть себя. Имеется рассказ об одном святом, который был искушаем сатаной. Сатана сказал ему: «Для чего ты так стараешься? Разве ты делаешь больше, чем я? Ты не пьяница и не прелюбодей. Я тоже. Ты бодрствуешь. Я никогда не сплю. Ты постишься? Я никогда не ем. Чем ты отличаешься от меня?» Этот благочестивый человек сказал: «Сатана, я скажу тебе, чем. Я отдаю себя молитве. Более того, я отвергаю себя». Сатана признал: «Да, ты превзошел меня, потому что я возвеличиваю себя». И он исчез. 3. Отвергнуть себя – здравое требование. Т.к. наше «я» - враг, то будет разумно избавиться от него. Зачем бы Бог велел нам отвергать плотские похоти, если бы они не вели войну против нашей души? Бог велит нам отвергать только то, что, живя в нас, станет нашим проклятием. 4. Отвергая себя, мы ничего не теряем. Мы получим во сто крат в этой жизни, а также Бог нас почтит перед ангелами, мы получим от Бога царство. Лк.12.32 «Отец ваш благоволил дать вам царство».
Господь! Просим, помоги нам в течение всей нашей жизни выполнять главную обязанность христианина – отвергнуть себя.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты говоришь, что миру со всем его прогрессом нужен пример и совет Иисуса Христа. Там, где по путям Спасителя люди не идут, бед и проблем невпроворот – буйным цветом расцветает разврат, преступность, корыстолюбие. Просим, помоги нам оставить свой грех и довериться во всем нашему Спасителю и Господу. Помоги каждый день постигать волю Божью через Его Слово и жить по этой воле силой Духа Святого, в нас пребывающего. Помоги нам отрекаться от своих эгоистичных желаний и твердо становиться на путь следования за Христом. Тогда мы не будем ходить во тьме и спотыкаться. Помоги нам смиряться с тем, что нас не понимают, не уважают и обижают. И принимать всё, что есть, как от Бога. Помоги нам каждое утро, когда просыпаемся, с легким сердцем смело взвалить на себя свое бремя. И верить, что каждый день Ты посылаешь нам не только бремя, но и благодать. Помоги нам покориться Тебе и отвергнуть себя. Во имя Иисуса Христа. Аминь.