ПРОПОВЕДИ
Божий характер
Авв.1.13 «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь».
В 1977г. запустили в космос устройство, называемое «Вояджер», для исследования планет. После того, как «Вояджер» выслал фотографии и данные о планете Юпитер и его спутниках, он полетел дальше. Теперь, более чем через 40 лет, этот аппарат по-прежнему совершает свой путь со скоростью 60000км-ч. Он уже находится в нескольких миллиардах километров от Солнца. Ученые смогли отправить в космос аппарат, вышедший за пределы солнечной системы. Однако это достижение ничего не стоит в сравнении с тем, что сделал Бог. Это можно сравнить с тем, как кто-то хвалится перед архитектором небоскреба, что он смог подняться на второй этаж. Космический аппарат смог выйти за пределы Солнечной системы. Каждый такой шаг должен не надмевать нас, а повергать в изумление перед Божьей силой и мудростью. Иботаких систем в бесконечной вселенной очень много. И Бог «всех их (звезд) называет по имени» (Ис.40.26). И не забудем: Он их создал. Исследование Вселенной – увлекательное занятие. Но исследование Божьих атрибутов выше этого. Поэтому продолжаем это дело.
В эмоциональном плане Бог ненавидит зло, Он долготерпелив и сострадателен. Богу чужды несправедливость, непостоянство или эмоции, не поддающиеся контролю. В Боге нет места эгоистичному гневу. Он – личностен и нравственен, а эти качества подразумевают здоровые эмоции и проявления чувств. Кто требует правды, праведности и святости от Своих созданий, Тот не приемлет порочность, несправедливость и бесчестность, разрушающие тело и душу человека. Поэтому в Библии часто сказано о праведном гневе Бога в отношении зла. Такой гнев не эгоистичная вспышка негативных эмоций, а принципиальное отрицание неправды вместе со всеми пагубными делами, которые совершает наша плоть. Итак, Бог ненавидит зло. Об этом пишет пророк Аввакум. Авв.1.13 «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь». Хотя Господь медлен на гнев, Он никоим образом не оставляет злодея без наказания и изливает Свой гнев на виновных. Наум 1.3,6 «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания… Перед негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?»
Многие любят смотреть по телевизору новости. Любопытно, что происходит в мире. Вот только иногда нам кажется, что нам показывают страшное кино. Тогда отворачиваемся от экрана, чтобы не видеть ужасов жизни на Земле. Порой Бог подобным образом реагирует на зло. В древние времена Он предупредил народ Свой, что отвернется от них, если они обратятся ко злу (Втор.31.18). Они стали грешить, и Он скрыл от них Свое лицо (Иез.39.24). Пророк Аввакум страдал вместе с отступниками. Он спрашивает Бога Авв.1.3 «Для чего даешь мне видеть злодейство? «Божий ответ смущенному пророку показывает, что, даже когда зло усиливается, Он по-прежнему совершает Свое дело. Он сказал: Ст.1.5 «вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали». Бог судил Израиль, но Он будет судить и их завоевателей-вавилонян за их злобу (Авв.2). Видя зло, не смущайтесь, последнее слово будет за Богом. И Он победит.
В мифах разных народов есть множество сказаний о богах, спустившихся на Землю и принявших человеческий образ. Впрочем, никто из рассказчиков этих легенд не видел их, ни слышал, и уж тем более не касался их. Это были плоды воображения людей, искавших Бога и надеявшихся, что однажды Он придет к ним. А вот воплотившийся Иисус Христос – это действительно Бог, пришедший во плоти. В Нем сбылись эти мечты. Воплощение Христа – это неопровержимое доказательство того, что Бог делает всё возможное для того, чтобы достичь нас.
Однажды трехлетний малыш сказал своей маме: «Мама, я тебя люблю». Маму заинтересовало, отчего это он так расчувствовался. И она спросила: «А почему ты меня любишь?» Он ответил: «Потому что ты играешь со мной в машинки». На вопрос, есть ли еще какая причина, категорично заявил: «Нет». Мама задумалась о том, как она сама относится к Богу. Не любит ли и она Его только за то, что Бог делает для нее? И что будет, если все Его благословения исчезнут? Иов должен был ответить на эти вопросы, когда обрушившиеся бедствия лишили его детей, имущества и здоровья. Жена посоветовала: «Похули Бога и умри (Иов 2.9)». Но праведник Иов сказал: Иов 2.10 «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Да, Иову было нелегко, впоследствии он, несправедливо обвиненный друзьями, стал обращаться к небу со скорбными вопросами, но и тогда он говорил: Иов 13.15 «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Такое высказывание древнего страдальца основывалось не на примитивном удовлетворении нужд. Он надеялся на Бога, потому что знал Его: «Премудр сердцем и могуч силою» - сказал он о Господе. И наша любовь к Богу должна проистекать не из Его благословений, а из познания Его. Если мы будем смотреть на Божий характер, не будем смотреть на обстоятельства.
Ревностно заботясь о благе тех, кого Он любит, Бог гневается на причиняемое им зло, но очень долго терпит. Проявляя долготерпение к грешникам, Бог не смиряется с их грехами, но милостиво позволяет им временно пользоваться Его материальными и духовными благами, хотя они ничем их не заслужили. Псалмопевец также восклицает: Пс.85.15 «Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Мы должны отвернуться от грозных, но одновременно жалких врагов и обратиться к славе и благости Господа. В этом славословии нет ни одного лишнего слова. В них мы видим жалость к немощным и скорбящим, благость к недостойным грешникам, долготерпение к мятежным, милость к виновным и истину для испытанных. В каком бы состоянии мы ни находились, любовь Божья будет проявляться к нам особенным образом. И ее конкретные проявления всегда будут соответствовать нашей нужде. Господь приходит к нам с состраданием. Подвизаемся ли против соблазнов? На помощь приходит благодать. Заблуждаемся ли? Господь терпит нас. Грешим ли? Он полон милости. Уповаем ли на Его обетования? Господь исполнит их, будучи верен и праведен.
Господь Бог так открыл Себя: Исх.34.6 «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Раньше Бог открылся Моисею во славе Своей самосущности и самодостаточности, когда провозгласил Свое имя «Я есть Сущий». Сейчас Он открывается во славе Своей благодати. Такое заявление Бога означает, что Его милость не имеет границ. Он благ не только к Израилю, но благ ко всем. Пусть все примут это во внимание.
Рассмотрим стих более подробно. «Господь, Господь». Он – великий Бог, Он берет Свое бытие от Себя Самого и является источником всякого бытия. Он – Бог всемогущей власти Сам и начало всякой власти. Этим возвещением Господь предварил явление Своей милости, чтобы научить нас думать и говорить о Божьей благодати и благости со всей серьезностью в святом благоговении. И чтобы вдохновить нас полагаться на эти милости. Ибо это – не милости от людей, которые хрупки и немощны, лживы и непостоянны. Эти милости от Господа Бога, а поэтому милости надежные, которым можно доверять. Величие и благость Бога объясняют и уравновешивают друг друга. Дабы ужас Его величия не пугал нас, нам говорится о том, как Он благ. И чтобы мы не стали дерзкими, зная о Его благости, нам говорится о том, что Он велик. Так много слов сказано, причем без тавтологии, чтобы поставить нас в известность и убедить в Божьей благости. И чтобы показать, что благость является атрибутом и славой Бога.
Господь – человеколюбивый. Этот Его атрибут свидетельствует об Его нежном сострадании, подобно тому, которое отец испытывает к своим детям. Поставлен он здесь из Его атрибутов первым, ибо им в первую очередь руководствуется Он во всех случаях Своего благоволения к падшему человеку, чьи страдания делают его объектом жалости (Суд.10.16, Ис.63.9). Христианство – единственная религия среди всех земных религий, в которой Бог ищет человека. Во всех других религиозных системах люди ищут своих богов, надеясь, что своим поведением, соблюдением обрядов и другими усилиями добьются их расположения. Иначе боги будут либо равнодушны, либо рассердятся. А ап. Павел говорит: Гал.4.4,5 «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных». Это не только рождественская весть. Это рассказ о том, как Бог взыскал падшее человечество. Что бы с нами было сегодня, если бы не наш великий Искатель! Так пусть наши мысли не будут жестокими по отношению к Богу, а наше сердце – жестоким по отношению к братьям.
Господь – милосердный. Этот атрибут свидетельствует как о Его свободе, так и о Его доброте. Он подразумевает, что Бог испытывает не только сострадание к Своим творениям, но и радость в них и в благотворении им. И всё – по собственному благоволению, а не ради чего-то присущего им. Его милость – дар благодати. Это учит нас быть не только сострадательными, но и дружелюбными. К этому призывает нас Бог через Библию: 1Пет.3.8 «будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры».
Господь – долготерпеливый. Это – следствие Божьей благости, повод которому дало нечестие людей. Бог долготерпелив, т.е. Он медлен на гнев и откладывает совершение правосудия. Он ждет, дабы явить милосердие. Бог и нас, Своих детей учит быть долготерпеливыми. Растет в Южной Америке орех, который годами может плавать по океанам и морям, а потом, попав на берег, оживать. Называют его «сердце моря». Размером он сантиметров пять, он имеет сердцевидную форму и растет на лозе, которая может забраться очень высоко. Порой орехи попадают в реку, а река уносит их в океан. И там они плавают годами, пока течение не выбросит их на берег и из ореха не вырастет новая лоза. Этот орех, несущий в себе жизнь, переносящий превратности судьбы, напоминает нам об одном важном духовном принципе. Бог часто долго ждет, прежде чем совершить что-то. Так было с Ноем, над которым насмехались целых 120 лет, пока он строил ковчег. Так было и с Авраамом, который дождался исполнения Божьего обетования о сыне лишь в очень преклонном возрасте. Ореху «сердце моря» ждать легко, у него нет души. Нам же часто бывает невтерпеж. Но нужно терпеть, нужно ждать. Научишься ждать Господа – будешь иметь мир в душе, будет расти твоя вера, даже если жизнь понесет тебя по бурным волнам. Бог растягивает наше терпение, чтобы душа наша стала шире.
Господь – многомилостивый и истинный. Это свидетельствует об изобилии благости, которая намного превосходит наши достоинства, нашу способность постичь ее и выразить словами. Источники Божьей милости всегда полны, реки милости всегда текут. У Бога достаточно милости для всех, достаточно навсегда. Это свидетельствует об обещанной благости и истине, которые идут вместе. Благости по обетованию, за надежность которого ручается Божья верность. Господь не только творит благо, но Своим обетованием побуждает нас уповать на таковое. Он хранит милость в тысячи родов к любящим Его.
Господь – справедливый и святой Бог. Он «не оставляет без наказания». Эти слова можно истолковать так, что Он ни в коем случае не станет потворствовать виновным, как будто бы Он не заметил греха. Он не оставит без наказания нераскаявшихся грешников, которые упорствуют в своих преступлениях. Он не оправдывает виновного, не удовлетворив Свою справедливость, и не добившись необходимых подтверждений почтения к Его власти.
Мы можем познать характер нашего Бога. Он не сойдет в облаке, но Он явил нам Себя в Своем Слове – Библии. Господь, во имя Иисуса Христа просим, открой нам Свой характер через изучение Твоего слова. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы изумляемся перед Твоей силой, мудростью и характером. В Библии сказано, что Ты беспредельно нежен, бесконечно благ, близок к нам в испытаниях, добр во всех делах, любящ без условий. Под Твоей рукой мы не боимся зла. Просим, научи нас принимать от Тебя не только доброе, но и злое. Помоги нам лучше узнать Твой характер, чтобы мы перестали смотреть на обстоятельства. Благодарим, что желание Твое найти нас, грешников, никогда не ослабеет. Ты явил Свою силу и славу в прошлых веках и явишь в будущем. Мы благодарим Тебя за это и от наших страхов обращаемся к упованию на Тебя. Просим, помоги нам воспевать славу Тебе, Творцу мироздания, Богу Творения, Богу спасения, Богу надежды, любви и сострадания. Богу, принесшему нам искупление. Во имя Иисуса Христа. Аминь.