ПРОПОВЕДИ
Встреча Иисуса Христа с богатым юношей.
Мк.10.22 «Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
Умные люди иногда способны совершать невероятные глупости. В 1845 году британский исследователь Джон Франклин снарядил экспедицию на Северный полюс. И вот как он это сделал. На каждом корабле был резервный паровой двигатель с запасом угля всего лишь на 12 дней на все два-три года экспедиции. Зато на каждом судне была библиотека из 1200 томов, шарманка с пятьюдесятью мелодиями, фарфоровые сервизы для офицеров и некоторых других членов экипажа, хрустальные бокалы для вина и столовое серебро. Но у участников экспедиции не было спецодежды для работы в условиях Арктики. Зато они были в форме Королевского морского флота Великобритании. Отправляться в полярные льды с таким снаряжением непростительная глупость. Но многие люди еще бестолковее «снаряжаются» в путешествие в вечность. Большинство из них даже не задумываются о том, что впереди их ждет трудный и грозящий гибелью путь. Они не считают, что им необходимо прощение грехов через веру в Иисуса Христа. И живут так, как будто глухи к вопросу: Мф.16.26 «Какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Тот, кто живет только для земной жизни, будет об этом сожалеть целую вечность.
История, которую мы будем разбирать, встречается в Новом Завете три раза. Святой Дух побудил евангелистов Матфея, Марка и Луку записать это событие для нашего назидания. Такое повторение не случайно, оно указывает на важность уроков, содержавшихся в этой истории. Описана встреча Господа Иисуса с человеком, названным у Марка «некто», в Мф.19.20 «юношей», а в Лк.18.18 «некто из начальствующих». Т.е. это был уважаемый человек.
Он подбежал к Христу, что указывало на его смирение. Придя к Нему, он отложил в сторону степенность и важность богатого человека и обнаружил при этом настойчивость и серьезность своих намерений. Он бежал как человек, который спешит, стремясь к общению с Христом. Перед ним открылась возможность посоветоваться с «Божьим человеком» (как он думал) по вопросу, касающемуся мира в душе. И он не хотел ее упустить. Он пришел к Господу, когда Тот выходил в путь и был окружен людьми. Он не настаивал на личной встрече с ним подобно Никодиму, хотя был начальствующим, как и тот. Но, встретив Господа на улице, воспользовался этой возможностью поговорить с Ним и не постыдился. Он пал перед Ним на колени, что было знаком величайшего почтения и благоговения перед Ним как Учителем, пришедшим от Бога. А также знаком искреннего желания быть наученным Им. Он пал перед Христом на колени, выражая этим, что склоняет перед Ним сердце. Он обратился к Господу с серьезным вопросом: ст.17 «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос касался его участия в вечности. Люди только тогда начинают подавать какие-то надежды, свидетельствующие о жизни духа в них, когда начинают настоятельно интересоваться, что им делать, чтобы попасть на небо. Вопрос был задан именно Тому, Кто мог на него ответить, т.к. Христос есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин.14.6). Он есть истинный путь к жизни вечной. Вопрос был задан с добрым намерением – получить наставление. Мы еще раз встречаемся в Библии с таким же вопросом к Господу: Лк.10.25 «один книжник встал и, искушая Его, сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Книжник не преклонил свои колена, причем задал вопрос Христу с противоположным намерением – придраться к Нему. Юноша назвал Господа «Учитель благий». Господь хотел бы видеть его отношение к Нему как к Богу. Поэтому «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (ст.18). Господь не сказал, что Он не благий, ведь Он в действительности является таким. Юноша не узнал в Нем благость, присущую только Богу. Он видит в Нем только благого Учителя.
Направляя практическую жизнь юноши, Господь Иисус говорит: ст.19 «знаешь заповеди». Он произносит 6 заповедей второй скрижали, определяющие наши обязанности по отношению к ближним (людям), изменяя при этом их порядок. Седьмая заповедь стоит перед шестой, чтобы показать, что прелюбодейство не менее гнусный грех, чем убийство. Пятая заповедь поставлена последней, как особо важная для запоминания и исполнения. Вместо десятой заповеди «не пожелай» Спаситель говорит «не обижай». Довольствуйся тем, что имеешь, и не стремись увеличить свое имение, обирая других. Этого требует справедливость – не обогащаться и не преуспевать, причиняя зло и вред другим.
Т.к. юноша был свободен от грубых нарушений Божьих заповедей, то у него была надежда на небо. До некоторой степени он мог сказать: ст.20 «Учитель! Всё это сохранил я от юности моей». Так думал он, и так думали те, которые хорошо знали его. Незнание духовной природы Божьего Закона и его широты заставляет людей думать, что они находятся в лучшем состоянии, чем это есть на самом деле. Юноша своим ответом показал, что он еще не пережил осуждающего действия морального Закона. Показал не применение его по настоящему к своим словам, мыслям и поступкам. Духовная слепота – очень распространенное явление. Тысячи христиан не имеют ни малейшего представления о своей греховности и степени вины перед Богом. Они внушают себе, что попадут на небеса, т.к. не сделали в своей жизни ничего ужасного: не убили, не украли, не совершили прелюбодеяния, не лжесвидетельствовали. Они не думают о том, как часто они нарушают Закон Божий в своих мыслях, даже тогда, когда их поведение кажется правильным. Будем остерегаться подобного состояния, будем молиться о том, чтобы лучше узнать свое сердце. Будем просить Святого Духа, чтобы Он обличил нас в грехах, открыл нам наше внутреннее естество.
Господь Иисус благосклонно отнесся к юноше. Ему приятно было видеть, что этот юноша живет жизнью, не причиняющей вреда никому. И хочет знать, как жить еще лучше. Господь не стал спорить с ним. Не стал опровергать его высказывание, убеждать его о том, что он не исполняет все Божьи заповеди. Он видел его сердце и знал, по какому вопросу у юноши противоречие с Богом. Может быть, что юноша сам не знал, насколько он привязан к деньгам. И что в действительности он богатство любит больше, чем Бога. Наверно, чувствовал, что какой-то недостаток есть у него, и поэтому искал встречу с Господом. Христос знал, что спустя некоторое время начнутся скорби и преследования со стороны мира для Его учеников. И он (юноша, если станет Его последователем) вынужден будет продать свое имение или, возможно, его отнимут у него. Как он отнесется к этому? Пусть он сейчас узнает (испытает) самое худшее. И если не согласится на эти условия, то пусть откажется от своих притязаний. Поэтому Господь «сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест» (ст.21). Оставить привычный образ жизни для юноши было слишком большой жертвой. Вероятно, этот юноша не имел семьи, которую он должен был содержать. Каждый человек должен помогать бедным соответственно своим возможностям и радоваться, когда ему представляется возможность в чем-то себя ограничивать ради этого. Знакомый пастор гостил в Голландии у верующих христиан. Он заметил, что они экономят во всем, хотя были состоятельные. Когда пастор спросил: «Почему они так живут?», то ему ответили: «Чтобы имели возможность давать другим». Мирское богатство дается нам и для применения его в этом мире во славу нашего великого Бога. Господь Иисус сказал, что мы всегда будем иметь нищих среди себя (Ин.12.8) в качестве сборщиков Его подати.
Господь хотел испытать юношу, сможет ли он найти в своем сердце мужество пройти через самое тяжелое, самое дорогостоящее служение, к которому будет призван как ученик Христа, и доверчиво ожидать от Него небесной награды? Он спрашивает Господа, что он должен делать, кроме того, что уже делает, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь предложил ему, что делать, чтобы испытать, действительно ли он имеет такую твердую веру в жизнь вечную и так ли высоко ценит ее, как кажется. Готов ли он иметь отношения с Господом, основанные на доверии? Может ли он доверить Господу всё, что дорого для него, и понести в этой жизни крест в ожидании будущего венца? Господь Иисус сказал: «Всё, что имеешь, продай». Если бы Он сказал: «Ты не любишь Господа Бога из всего сердца», юноша, скорее всего, отрицал бы это, может быть, даже искренно. Вместо этого Господь пожелал, чтобы юноша делами доказал, что готов всё отдать за Бога. Христос поставил вопрос ребром: Бог или богатство. «Одного тебе недостает» - сказал Господь. Но этот недостаток был весьма существенный. Если только одна вещь стала идолом в твоем сердце, ты уже оторвался от Бога. А если не хочешь или не можешь оторваться от одной вещи, то каждая нить твоего существа привяжет тебя потом к этой вещи. В духовном плане принимать половинчатые решения хуже, чем вообще не принимать решения.
Ст.22 «Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью». Он опечалился, что не может стать последователем Христа на более легких условиях, чем отказ от богатства. И что не может держаться вечной жизни, не выпуская при этом из рук земного временного богатства. Он оказался достаточно честным, чтобы не претендовать на него – отошел с печалью. Здесь открывается истинность слов Спасителя: Мф.6.24 «Никто не может служить двум господам. … Не можете служить Богу и маммоне» (богатству). Господь дал уйти юноше. Он никого не намерен удерживать против воли. Ученикам Своим Он сказал о том, как трудно спастись тем, кто имеет много в этом мире. Ст.23 «Иисус говорит ученикам: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие». Он хотел, чтобы разум Его учеников был просвещен относительно земного богатства. Но Господь поясняет при этом, что опасность возникает не столько от обладания богатством, сколько от того, что человек «надеется» на него. Черпает в нем уверенность, ожидает от него защиты и обеспечения, считает его своим уделом. Говорит своему богатству то, что должен говорить Богу: «Ты моя надежда». Имеющие большое богатство, но не надеющиеся на него, понимающие его суетность, его неспособность осчастливить душу, преодолевают эту трудность.
Ап. Павел напомнил коринфянам о Спасителе Иисусе Христе, Который променял богатства небес на земную нищету. 2Кор.8.9 «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой». Иисус Христос, будучи Богом, богатый всей славой и блаженством горнего мира, обнищал ради нас. Он не только стал человеком ради нас, но бедным человеком. И это ради нас, чтобы нам обогатиться благоволением и любовью Бога, благословениями Нового Завета. А также надеждой на вечную жизнь и стать наследниками Его Царства.
Этого юношу удалило от Господа то, что его сердце было привязано к его большому имению. А Библия убеждает, что «благоденствие глупцов погубит их». Проводящие дни свои в роскоши искушаются сказать Богу: «Отойди от нас», а своему сердцу: «Отойди от Бога». Будем остерегаться не богатства, а любви к Нему. Она, эта любовь, может стать ловушкой не только для богатых, но и для бедных. Имеющие немного, но прилепившиеся сердцем к этому малому и видящие в нем свое счастье, будут удерживаться им от Христа. Научимся мудрости у ап. Павла, который пишет: Флп.4.11 «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». Подчеркиваем, что отказ от богатства – это не закон, не всеобщее требование для всех последователей Христа. Господь призывает отказаться от того, что губит человека, а много и таких детей Божьих, которые имеют использовать свое богатство во славу Божию.
Господь! Научи нас довольствоваться тем, что есть у нас и использовать свое богатство во славу Божию. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Иисуса Христа за то, что Тебя в первую очередь заботит наше духовное здоровье. Поэтому просим, помоги нам довериться Тебе и признать, что иногда Ты потому посылаешь на нашу долю невзгоды и лишения, что печешься о нашем духовном благосостоянии. Просим, дай нам познать в них святые тайны Твоей любви. Дай нам щедрости в даяньях, чтобы проявлять нам вновь и вновь свое признание за твои дары, за Твою любовь – свою любовь. Благодарим, что Божье Слово обещает нам сокровища, не доступные за деньги. Благодарим, что Ты дал нам всё, чтобы жить победоносной, полной жизнью. Ты нас одарил преизбытком талантов и сил. Помоги нам использовать их для прославления Твоего имени. Помоги нам лучше узнать свое сердце. Бог Святой Дух! Просим, открой нам наше внутреннее естество, обличи нас в грехах, покажи нам святость Божию. Дай нам осознать, что тот, кто живет только для земной жизни, будет об этом сожалеть целую вечность. Аминь.