ПРОПОВЕДИ
Благочестие с довольством есть великая прибыль
1Тим.6.6 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.
Кругом столько людей с недовольным выражением лица. На некоторых лицах это выражение зафиксировалось навсегда. Но христианину так выглядеть не пристало. Быть недовольным – значит отрекаться от Бога, потому что Бог нам говорит: «Будь доволен тем, что есть». Нам трудно убедить самих себя, что человек может быть доволен жизнью независимо от того, сколько у него костюмов или денег, или что ему подали на ужин – любимые котлеты или менее любимую рыбу. Но ап. Павел называет великим приобретением не материальные блага, а умение быть благочестивым и довольным. Вспомним еще слова апостола из этого же послания: 1Тим.6.8 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Если кто из нас сегодня не поблагодарил Его за это, так поблагодарим же.
Довольство производит результаты счастливые и побуждается столь многими причинами, что человек должен быть абсолютно слеп, чтобы не заметить этого. Поэтому попытаемся поглубже рассмотреть этот вопрос. По словарю русского языка «довольство» имеет два значения: 1. Материальный достаток, зажиточность; 2. Удовлетворение, удовлетворенное состояние. Нас интересует второе значение этого слова. Мы проанализируем термин «довольство» как состояние разума, при котором мы удовлетворены Божьей волей относительно наших земных дел, без тяжелых мыслей или резких слов, касающихся Его распределения. И без любого греховного желания об изменении. «Довольство» с благодарностью радуется Божьим милостям. Оно предает будущее в руки Божьей мудрости и любви. Также нет ничего стоического в «довольстве». Это не притупленность чувств. Истинная вера не заставляет человека представлять, что тюрьма – это дворец. И не заставляет его пренебрегать своим собственным счастьем. Благодарная чувственность поощряется христианской верой.
Чтобы сформировать правильные идеи о «довольстве», посмотрим, что противоположно ему. Одной из наиболее ярких противоположностей является зависть. Когда человеку становится плохо при виде более высокого мирского успеха других, и он начинает ненавидеть их, он недалек от погибели. Один богослов высказался так: «Зависть – это безошибочная черта неудовлетворенности… Если ты смотришь со злобой на своего ближнего, потому что Бог добр к нему, это доказательство того, что ты в ссоре с Провидением» (Богом).
«Довольство» противостоит нашей заботе о нашем мирском благосостоянии. Повеление Господа через Новый Завет таково: Флп.4.6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Следующее увещание Библии похожее: 1Пет.5.7 «Все заботы возложите на Него (на Бога), ибо Он печется о вас». Это очень важно для нашего внутреннего мира, чтобы мы понимали, что всякая беспокойная забота о вещах этой жизни есть и грех и глупость.
«Довольство» противостоит алчности. Слово «алчность» имеет два значения: 1. Жадность, корыстолюбие; 2. Страстное желание чего-нибудь, стремление к чему-нибудь. Довольство противостоит обоим значениям. В Библии сказано: Евр.13.5 «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». Об алчности некий богослов выразился так: «Мы видим людей, переходящих от одного наслаждения к другому, которое однажды казалось вершиной их честолюбия и, тем не менее, они так далеки от довольства. Их желания растут быстрее, чем их возможности».
«Довольство» также противостоит гордости. Верна поговорка: «Смирение (т.е. противоположность гордости) – мать довольства». Когда от гордости мы начинаем возвышаться, и думаем, что заслуживаем большего из Божьих рук, то тогда невозможно удовлетворить нас. Тот, кто не ожидает ничего, потому что не заслуживает ничего, будет доволен тем, что получит от Бога. У гордого человека много бед и скорбей там, где смиренный проходит спокойно. Гордость и довольство не ходят вместе.
«Довольство» и честолюбие также не согласуются. Об этом в Библии сказано так: Иер.45.5 «А ты просишь себе великого: не проси». В действительности у нас не так много насущных нужд. Но честолюбие созидает тысячи запросов, которые трудно, или даже невозможно исполнить. Самое главное – очень многое из этого фактически не нужно нам. Мудрый человек старается привести в соответствие свой разум, свои желания со своим состоянием. Но честолюбивый человек делать этого не будет. Он будет считать, что ничего не достиг, т.к. каждое исполненное желание будет расширять для него горизонт. И так он бросается от суеты к суете.
«Довольство» противостоит ропоту и жалобам против Божьего провидения. И живет со своими сестрами: благодарностью, подчинением, смирением. Оно также противостоит недоверию Богу и унынию в отношении распоряжений Его провидения. Вместо того чтобы служить Богу, полагаясь на Него, у недовольных людей временами вместо уверенности проявляются опасения. У них нет духовной силы поверить в то, что Бог дает им всё потребное для жизни и благочестия.
У довольства много приятных и легко различимых плодов. Вот несколько из них.
1. Довольство рождает мягкость и благодарность речи. Тот, кто бесконечно жалуется и никогда не возносит хвалы Богу; кто не имеет ничего сказать о Божьем милосердии, тот не имеет благословения истинного довольства. Оно поступает совершенно по-другому: благодарит людей, возносит хвалу и благодарение Богу. Если оно говорит о суде Божьем, оно также говорит и о милости Его. 2. Истинное довольство делает людей добросовестными точными в их христианском служении. Они доверяют Богу и делают добро всем людям, особенно братьям и сестрам по вере. 3. Истинно довольные люди не обратятся к нечестивым или сомнительным приемам для восполнения своих недостатков и нужд. Они скорее пострадают, чем поступят неправильно. Для них недостаток не настолько плох, насколько добытое нечестивым путем богатство. Они желают избавиться от нужд, но не ценой доброй совести.
Источниками недовольства чаще всего являются: богатство, честь (карьера) и удовольствия. Поэтому разумно, что нам следует быть довольными в отношении каждой из этих вещей. Рассмотрим их более подробно.
1. Попробуем разобраться, стоит ли нам расстраиваться, быть недовольными, если у нас нет богатства. Мы на эту тему рассуждали много раз, поэтому теперь приведем только высказывания о богатстве людей здравомыслящих, мудрых, учителей земных и Божьих и Самого Бога. Сократ: «Довольство – естественное богатство». Демокрит: «Если ты не желаешь многого, то даже малое покажется тебе изобилием». Джонсон: «Богатства … не покупают ни истины, ни безопасности; опасности собираются по мере увеличения сокровищ». Оуэн: «Научитесь быть довольным своим уделом. Тот мудр, кто посмотрел на него, измерил его и увидел, что он соразмерен нашему благу. Если бы Бог считал, что вам нужно хотя бы на ширину ноги больше, Он бы дал вам это». Многие из этих людей говорили, исходя из своих естественных принципов, не все они были богодухновенными (верующими). Посмотрим, что сказано об этом в Священном Писании. Царь Давид, который испытал в жизни и нужду и великое богатство, сказал: Пс.36.16 «Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых». И еще: Пс.61.11 «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Ап. Павел пишет: 1Тим.6.9 «А желающие обогащаться впадают в искушение и сеть». Приведем одно из высказываний Господа Иисуса: Мф.6.19-20 «Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на Небе, …».
2. Что касается чести, карьеры, положения в мире, не нужно много говорить, чтобы убедить мудрого человека быть довольным своим уделом. Ибо что более непостоянно, чем популярная благосклонность? Человек, имя которого сегодня смешивается с криками приветствий, завтра может быть встречен со свистом и выкриками. Общественное мнение имеет привычку постоянно меняться. Но даже если благосклонность общества очень хорошо установилась, то разве это не только лишь дуновение ветра? Если воздаваемая хвала не заслужена, а только лишь лесть, она может завлечь нас в самодовольство и гибель. Если она заслужена и справедлива, то мы сами узнаем свои собственные добродетели, без того, что другие будут возвещать об этом. Разумнее всего жить так, чтобы получить честь и награду от Господа.
3. Некоторые недовольны, потому что у них так мало мирских удовольствий. Предположительно, они не знают, что все удовольствия, кроме тех, которые исходят из законных источников, оставляют за собой только жало. Обычно, чем больше мирское удовольствие, тем меньше счастья в нем. Чем больше мирских удовольствий, тем больше бывает также и греха. Буньян говорит: «Эпикуриец, который наслаждается лакомствами этого мира, мало знает, что все эти творения будут однажды свидетельствовать против него». Удовольствия греха только на время, они быстро надоедают человеку.
Для нас, людей, наиболее разумная обязанность – быть довольным, подчиняться Божьей воле. Ведь мы неспособны контролировать наши дела. Человек, которого сильно беспокоит его здоровье, или свобода, или успех, или богатство, или репутация, или наслаждения, чаще всего не в состоянии управлять ими. Лучше для нас не делать нашу участь худшей греховным роптанием. Наша воля – воля грешника. Библия свидетельствует о том, что иногда, испытывая Свой народ, Бог удовлетворил его желание: послание соглядатаев, назначение царя вместо судей и т.п. Чаще всего результат был плачевный для людей.
Только Бог может нам помочь быть довольным тем, что у нас есть. Он знает, что лучше всего для нас, сколько мы можем вынести и когда улыбка или удар нам принесут наибольшее благо. Его благодать велика, и такова же Его мудрость и сила. Если Он будет править нами, то всё будет идти в нашей жизни в верном направлении. В Библии написано: Пс.102.14 «Он знает состав наш, помнит, что мы – персть». Его воля святая, справедливая и благая. Если мы мудры, то будем «уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину» (Пс.36.3).
Удовлетворенность – редкое явление. Даже ап. Павел, герой веры, учился быть довольным. Он пишет: Флп.4.11 « Я научился быть довольным тем, что у меня есть». Т.е. изначально эта добродетель не была ему свойственна. Однако он достиг больших успехов. Как это ему удалось? Он учился понемногу, шаг за шагом, пока не смог довольствоваться тем, что имел. Он научился мириться с происходящим (Флп.4.12), принимать с благодарностью то, что ему передавали братья (Флп.4.14-18). А самое главное, он видел, как Бог восполняет все его нужды (Флп.4.19). Удовлетворенность – явление, не свойственное никому из нас. Мы, скорее, склонны сравнивать, завидовать и жаловаться. Будем же учиться быть довольными. Секрет удовлетворенности не во владении желаемым, а в благодарности за имеющееся.
Каждому поколению нужно больше, чем предыдущему. С прогрессом науки жизнь наша постоянно становится лучше и легче. Без того, о чем мы раньше не слышали, теперь мы и прожить не можем (телевизор, компьютер, Интернет и т.п.). Без того, что нам в свое время казалось невообразимой роскошью, нашим детям и жизнь не мила. Но быть довольным можно всегда – в любом веке и в любой точке земного шара. В 21-ом веке в мире может появиться сколько угодно всяких чудес, но ничего нового насчет того, как быть довольным жизнью, никто не скажет. Всё уже сказано в Библии (главным образом апостолом Павлом). Чтобы быть довольным жизнью, не нужно гнаться за последними новинками, комфортом, чудесами техники. Нужен Иисус Христос. Нужно принять то, что дает Бог, и силой Его использовать эти дары по максимуму.
Господь! Просим, научи нас с благодарностью, с верой и с толком пользоваться тем, что у нас есть, много это или мало. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что у нас есть что одеть и что есть и чем есть. Просим, дай нам понять и осознать следующую истину: чтобы быть довольным жизнью, не нужно вовсе гнаться за последними новинками, комфортом, чудесами техники. Нужно с благодарностью принять то, что дает Бог. И Его слой использовать эти дары по максимуму. Дай нам благодать, чтобы мы всегда могли кротко принимать всё, что Ты пошлешь. Ибо дело не в том, что у нас нет того, что нам хочется, а в том, что мы сами не знаем, что же нам необходимо. Самое главное, что нам нужно – это Иисус Христос. Просим, помоги быть довольным тем, что мы имеем от Тебя, дай трудиться мирно, мирно жить, больше всех богатств и земных благ Тебя любить. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.