ПРОПОВЕДИ
Имей добрую совесть
1Тим.1.19 «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере».
В каждого человека встроена внутренняя законодательная система. Эта наша совесть, которая одобряет нас, когда мы делаем доброе, и осуждает, когда мы грешим. В журнале был написан рассказ о 12-и летнем мальчике, попавшем на краже часов. В полиции он сказал, что недавно украл часы в подарок своей маме, а потом подумал, что хорошо бы и отцу сделать подарок. Мальчик чувствовал, что должен проявить любовь к родителям, однако не подумал, что красть нельзя. Из-за греха совесть стала ненадежной и нуждается в корректировке. Она должна основываться на правильных отношениях с Богом. Нам нужно вникать в Слово Божье, и тогда Святой Дух настроит наш внутренний датчик (т.е. нашу совесть) на частоту, которая может привести в гармонию наши слова и дела с учением Господа Иисуса Христа.
Фиона Кэмпбел стала первой женщиной, обошедшей Земной шар пешком, но ее радость была недолгой. Несмотря на похвалы и славу, она была угнетена и подавлена. Со временем чувство вины стало невыносимым и привело к нервному срыву. Что же томило ее? Она призналась: «Я сжульничала. Я недостойна этого почета». Оказывается, во время своего путешествия вокруг света она часть пути ехала на грузовике, чем нарушила правила Книги рекордов Гиннеса. Бог даровал каждому человеку совесть, лишающую сердце покоя в случае неправильного поведения. В Послании к римлянам ап. Павел описывает ее, как мысли, «то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2.15). Для послушных последователей Христа совесть – это нравственный компас, помогающий им избежать падения. Исповедание греха, избавление от него и восстановление разрушенного должно стать нашим образом жизни. О себе самом апостол сказал: Деян.24.16 «Подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми». Если вас беспокоит грех, последуйте примеру апостола, покаянием очищайте совесть. Руководствуйтесь совестью, а она руководствуется Божьим Словом. Совесть ведет нас к Иисусу Христу.
Добрая совесть – это спокойная совесть. Она чиста от проступков протии Бога и людей. Она придает нам твердость и уверенность, чтобы жить в согласии с учением Христа и выдержать все житейские бури. Это – совесть, не отягощенная и не страдающая от сознания вины. Добрая совесть позволяет смотреть каждому человеку в глаза, зная, что никто не может указать на тебя пальцем и сказать: «Ты причинил мне зло и ни разу не попытался исправить это». В некоторых автомобилях есть одно устройство: когда водитель забывает выключить фары, раздается пронзительный сигнал. Так же может действовать и наша совесть. Когда мы грешим или впадаем в искушение, она «включает сигнал». Это Дух Святой то ли обличает нас в грехе, то ли предупреждает, чтобы мы не согрешили. Если мы сделаем что-то недостойное, этот неприятный сигнал нашей совести должен привести нас к покаянию. А если мы исповедуем грех и покаемся в нем, Бог нас простит и очистит нашу совесть.
Ап. Павел свидетельствует, что он жил «доброй совестью перед Богом» (Деян.23.1). Он учил Тимофея, что цель христианской жизни – любовь, «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1.5). Тимофею также было сказано, что надо стараться иметь веру и добрую совесть (ст.19). Ап. Петр тоже призывает христиан стремиться к доброй совести, чтобы те, кто ложно обвиняет их в недобрых делах, были посрамлены (1Пет.3.16).
В начале своего 1-го послания ап. Павел делает завещание Тимофею (ст.1.18), чтобы он мужественно продолжал свое дело. Вероятно, относительно Тимофея были некогда высказаны пророчества о том, что он будет поставлен на служение, и что проявит себя выдающимся служителем. Это-то и побудило апостола сделать ему это завещание. Не только служители Христа, но и все христиане должны держаться веры и доброй совести. Тот, кто отверг добрую совесть, потерпит кораблекрушение в вере. Мы должны жить в соответствии с указаниями нашей обновленной Богом, просвещенной совести. И должны хранить ее непорочной, не оскверненной никаким пороком или грехом. А это поможет нам сохранить себя в здравой вере. Итак, недостаточно досконально знать христианское учение. Можно быть убежденным ортодоксом и не иметь при этом доброй совести. Мы должны быть осторожными, чтобы в служении Богу не отвергнуть благочестие перед Богом. То, что приносит плоды Богу и обретет награду в грядущий день – это жизнь благочестия. Те, кто допускал кораблекрушение в своей вере, не смогли утвердиться в доброй совести. Начало их христианской жизни было подобно красивому кораблю, который отправился в море, но вместо того, чтобы вернуться в порт с полным грузом и развевающимися знаменами, напоролись на камни и принесли бесчестье самому себе и своему христианскому свидетельству.
Один новообращенный христианин попал в старую компанию и напился. Когда он пришел домой, жена его в дверь не пустила, а вместо этого позвонила пастору. Когда пастор пришел, муж спал в машине. Пастор отвез его проспаться в мотель. Он хорошо знал этого человека и был уверен, что ему не нужны никакие накачки. Вместо этого пастор просил Бога, чтобы Он Сам обличил этого мужчину и привел его к покаянию. Потом этот верующий говорил, что он многому научился в своем
срыве, и что Господь лишил для него грех (пьянство) всякого удовольствия. Когда мы делаем то, чего делать нельзя, добрая совесть нам не будет давать покоя. А доброй хранить нашу совесть нужно, нужно к ней прислушиваться и отвращаться от греха. Ап. Павел писал (1Тим.1.19), что Именей и Александр «потерпели кораблекрушение в вере», потому что отвергли голос своей доброй совести. Они заглушили эту совесть, а потом, судя по всему, стали искажать истину, чтобы оправдать свое поведение. Истинная вера и чуткая совесть могут действительно лишить грех всякого удовольствия, и отнять у нас желание искажать истину в оправдание наших беззаконий. Если совесть держит курс по Слову Божьему, этому проводнику можно доверять.
Рассмотрим, что требуется для доброй совести. Для нее требуется каждая мысль и каждое слово. В Библии находим слова Спасителя Христа: Мф.12.36 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Для этой цели требуется каждое наше действие. Ап. Павел пишет: 2Кор.5.10 «Ибо всем нам должно явиться перед судилищем Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Для доброй совести требуется и каждое наше намерение. Читаем слова Бога: Иер.17.9-10 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Чтобы иметь добрую совесть, необходимо развить в себе некоторые духовные качества. Каждое из этих качеств несет важную нагрузку в деле выработки доброй совести. Напомним о некоторых из них. 1. Нищета духа. Нищий духом – кто признает свою духовную слабость и нужду в Божьей помощи и спасении. Нищий не может быть чересчур придирчивым и требовательным. Он должен быть благодарен за любое подаяние. 2. Истинная скорбь. Библейский образ скорби – размягчение окаменевшего сердца. Отвердевшее сердце делает покаяние невозможным, т.к. мешает Святому Духу побудить нас увидеть нашу вину глазами тех, кого мы обидели. Еще устами пророка Исаии Господь возвестил упрямому, непокорному Израилю, что Он ждет, не дождется, когда же Ему предстоит возможность проявить милость к грешникам. Ис.30.19 «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе». Прощение дается нам даром, но за ним надо прийти с искренним сердцем. 3. Кротость. Она проявляется тогда, когда мы отдаем свои права Богу и подчиняем себя полностью Его воле. Мы должны отказаться от всех наших притязаний в пользу Бога. Только тогда Он сможет совершить Свою работу в нашем сердце. 4. Духовная жажда. Она – это жажда, главным образом, праведности и святости, это страстное желание угодить Богу и наполнить душу добром. Эта жажда не ослабевает со временем; напротив, она становится сильнее. 5. Милосердие. Милость означает для нас избежать заслуженного наказания. Очищение нашей совести включает просьбу о помиловании. Мы обязаны проявить милость по отношению к тем, кто обидел нас. И если мы всё-таки окажемся неспособны это сделать, Бог не простит нас. 6. Миролюбие. Миротворец в библейском понимании тот, кто стремится к примирению. Желать мира – непременная ступень на пути к доброй совести. 7. Готовность пострадать. Возмещение ущерба – неотъемлемая часть очищения совести. Оно может стать весьма болезненным и дорогостоящим, может потребовать много времени, усилий и денег. Нас могут неправильно понять те, кого мы обидели и те, кто обиделся за них. Однако пройдя через опыт такого смирения, мы обретем Божью благодать.
Ап. Павел учит, что от нас не может исходить ничего угодного Богу, совесть наша не может быть полностью очищена, пока мы не очищены Христовой Кровью. Евр. 9.14 «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». Смерть Христа является для нас спасительной, т.к. она черпала силу от действенности Святого Духа. Под мертвыми делами надо разуметь те, что исходят от духовно мертвого человека и ведут его к вечной смерти. Поскольку жизнь души – это наше соединение с Богом, люди, отчужденные от Бога через грех, воистину считаются мертвыми. Сила Крови Христа очень велика. Во-первых, она способна очистить совесть от мертвых дел, она достигает самой души и совести человека. Во-вторых, она способна сделать нас пригодными для служения Богу. Отметим главную цель очищения: чтобы нам служить Богу. Христос омывает нас не для того, чтобы мы осквернялись новыми нечистотами, но чтобы наша чистота служила божественной славе.
Коротко рассмотрим, как благодать связана с доброй совестью. Благодать не является чем-то застывшим. Она есть мощная движущая сила, которая посылается нам Богом и придает нам желание и силы исполнять Его волю. Ап. Павел подчеркнул эту истину, когда сказал, что вся его апостольская деятельность движима не собственной энергией, но благодатью, дарованной ему Богом. 1Кор. 15.10 «Но благодатью Божию есть то, что есть, и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». О том, как благодать влияет на нашу жизнь, говорится в Послании к филиппийцам: Флп.2.13 «Потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению». Есть еще много поучений, связывающих благодать с работой Божьей силы внутри нас, напр., в Послании к ефесянам. Еф.3.7 «которого служителем сделался я по дару благодати Божьей, данной мне действием силы Его». Чем больше благодати вы получите, тем больше у вас будет сил для того, чтобы жить по-христиански.
Путем самоанализа нам не достичь доброй совести. Самоанализ построен на оценке себя с помощью собственных представлений о добре и зле. Такая форма оценки осуждается в Библии (2Кор.10.12). Изучая Библию, стараясь жить по-христиански, мы удостоимся того, что Святой Дух укажет на наши поступки, подлежащие исправлению. Когда это произошло, надо предпринять шаги по восстановлению доброй совести.
Чуть ли не каждый день нам приходится разбираться со своей совестью. Нам доводится выбирать: поступать так, как хочет от нас Бог, или так, как хочется нам. Напр., брать взятку или не брать; писать в отчете правду или приукрасить истину; писать контрольную самому или списать и т.д. Когда такие вопросы встают перед христианами, их выбор особенно важен, потому что тут проверяется, принимаем ли мы Божьи требования к нашей морали всерьез или просто притворяемся, что принимаем. Есть только один способ застраховаться от бессовестных, неправильных решений – поступать так, как от тебя хочет Бог.
Господь! Просим, помоги нам слушаться голоса своей совести, если наша совесть откликается на зов Слова Божьего и иметь добрую совесть. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за совесть, ибо она есть сокровище превыше благ земных. Благодарим, что в своем сердце каждый человек слышит голос Божьего Закона. Осуждая или одобряя нас, совесть ведет нас к Иисусу Христу. Просим, помоги нам не оставлять без внимания пронзительный сигнал совести. Помоги нам следовать ей строго и с пути не свернуть. Хоть наш путь труден – горы, ямы, помоги нам идти прямо, чтобы нам потом не стало стыдно. Просим, помоги нам поддерживать нашу веру и совесть в нужном состоянии. Пусть совесть будет нашим проводником, и пусть сама она руководится Божьим Словом. Во имя Иисуса Христа. Аминь.