ПРОПОВЕДИ
История о соглядатаях земли ханаанской.
Чис.13.2-3 «И сказал Господь Моисею говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них».
Соглядатаи ханаанской земли – это 12 мужчин, по одному из каждого колена Израиля, которых по просьбе народа и по повелению Бога Моисей послал из пустыни Фаран (где находился тогда стан израильтян) в Ханаан. После 40-дневного странствования по земле ханаанской они возвратились и рассказали о ней, как о прекрасной стране, показали образцы ее плодов. Но эти соглядатаи также высказали свое опасение по поводу воинственных племен, населявших его и их укрепленных городов. Только двое из двенадцати (Халев и Иисус Навин) ободряли народ, убеждали довериться Божьей силе и идти в Ханаан.
Чтобы полностью усвоить приведенное в эпиграфе повеление Божье, мы должны сопоставить его с тем местом из книги Второзаконие, где Моисей вспоминает об этом событии. Втор.1.19-22 «И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели по пути к горе Аморрейской. Как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни. И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам. Вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю эту, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем перед собой людей, чтоб они исследовали нам землю, и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам». В этих словах Моисея раскрывается причина того факта, почему дал Бог повеление, изложенное в нашем эпиграфе. Очевидно, что Бог дал повеление относительно посылки соглядатаев, сообразуясь с духовным состоянием народа. Если бы они руководствовались только одной верой, они последовали бы словам Моисея: «Вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю эту: иди и возьми ее во владение, … не бойся и не ужасайся». В этом исполненном духовной мощи изречении Моисея ни слова не говорится о соглядатаях. Вера не нуждается в соглядатаях, когда она имеет слово и присутствие живого Бога. Раз Господь Бог даровал им землю, следовало постараться овладеть ею. Бог уже отдал им эту землю во владение. И не только отдал, но еще и описал им природу и качества этой земли в следующих красноречивых выражениях Моисея: Втор.8.7-10 «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую; в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор; в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья; в землю, где масличные деревья и мед; в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой, и ни в чем не будешь иметь недостатка; в землю, в которой камни – железо, а из гор будешь высекать медь». Невзирая на присутствие Бога, автора этих слов, всего этого было мало для Израиля.
Несомненно, они должны были бы довольствоваться свидетельством Божьим. Не довольно ли им было того, что Бог сказал о ней? К чему было посылать еще соглядатаев высматривать землю? Не Сам ли Бог, по предвечным планам Своим, избрал эту землю для потомков Авраама, друга Своего? Несомненно, Ему ведомы были все затруднения, ожидавшие Его народ при овладении этой землей. И Он в силах был преодолеть их. Зачем же «все они пошли и сказали: пошлем перед собой людей, чтобы они исследовали нам землю и принесли нам известие».
Не нам дано осуждать пути Израиля в пустыне, подмечать его ошибки и падения. Мы должны во всем этом видеть прообразы, представленные нам для назидания нашего. Это маяки, зажженные для нас заботливой рукой Бога, с целью оградить нас от опасностей, встречающихся на нашем жизненном пути и угрожающих нашей безопасности. Именно в этом духе нам следует читать в Библии каждую страницу истории Израиля, если мы хотим открыть в ней заключенное для нас Богом назидание.
Хотя Бог Сам дал повеление послать соглядатаев, но нам совершенно ясно показано, что эта мысль возникла в сердце Израиля. Подобный случай мы можем найти в книге 1Царств в деле избрания царя. Прочитаем отрывок из этой книги. 1Цар.8. 22 «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя». Сделал ли Бог это потому, что одобрял их намерение? Конечно нет, напротив, Он вполне определенно сказал, что этим Израиль отверг Его Самого. Почему же Он приказывает Самуилу избрать царя? Повеление было дано по причине низкого уровня нравственного состояния Израиля. Они устали пребывать в зависимости от невидимого Бога. Они мечтали подчиняться руке видимой, человеческой. Они желали походить на окружавшие их народы, желали иметь царя. 1Цар.8.20 «И мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши». И Бог исполнил желания их сердца. Но очень скоро им пришлось убедиться в безумии их желания. Царь их пал низко, и они из горького опыта должны были узнать, что значит оставлять живого Бога.
Т.о., план послать соглядатаев был плодом неверия. Человек, доверяющий Богу, никогда этого не выдумал. Неужели мы будем простых смертных (т.е. людей) посылать исследовать ту землю, которую в милосердии Своем даровал нам Бог? Да не будет этого. Скажем лучше в сердце своем: «С нас довольно того, что эта земля – дар Божий; как всякий Его дар, она должна быть хороша и прекрасна. Слова Бога живого довольно для нашего сердца. Нам не нужны соглядатаи, мы не ищем свидетельства человеческого, чтобы им подтвердить слово Бога всемогущего». Но сыны Израилевы не были в состоянии так рассуждать. Они нуждались в соглядатаях. Богу было известно это. И вот Он дает повеление, непосредственно зависящее от духа народа. Читаем далее из главы 13: Чис.13.18 «И послал их Моисей высмотреть землю ханаанскую». Моисей их подробно проинструктировал. И они выполнили его поручение. Чис.13.26 «И, высмотрев землю, возвратились они через сорок дней». И доложили они Моисею и всему обществу сынов Израилевых о своем поручении.
Их доклад был полным подтверждением того, что Бог сказал о земле. Они употребили 40 дней, чтобы изучить ее в разных ее частях. С точки зрения веры они должны были прийти к простому заключению: Бог, введший в Землю Обетованную 12 человек, может ввести туда и весь народ. Но народ верой не руководствовался, мрачное и тяжелое чувство неверия управляло им. И сами соглядатаи, люди, посланные в Обетованную Землю с целью ободрить народ и убедить его смело идти туда, пребывали в неверии. Все они, кроме двух (Халева и Иисуса Навина (Иосии)), пребывали в неверии, бесславящем Бога. Одним словом, поведение всего народа было сплошной ошибкой. Обнаружилось истинное состояние сердца Израиля. Послушаем дальнейшие слова соглядатаев: ст.29 «Но народ, живущий в земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие; и сынов Енаковых (великанов) мы видели там». Как толькочеловек начинает руководствоваться видением, а не верой, непременно найдется какое-либо возражение, какое-либо «но». Не уповающие на силу Божью соглядатаи увидели трудности, заметили большие города с высокими стенами и исполинов, живущих в них. А Бога они не видели. И память была у них слишком коротка. Только-только вывел их Бог из земли египетской могучей и сильной рукой, благодаря таким чудесам и казням, которые только Бог может творить. Через Чермное (Красное) море они прошли как по суше. Об этом событии написано: Исх.14.31 «И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его». Но вера их уже пропала, они охотнее смотрели на видимое, чем на невидимое.
Вера подходит к затруднениям с мыслью о Боге, она начинает с Бога. Неверие, напротив, видит перед собой, прежде всего, затруднения, а потом уже Бога. Это не значит, что мы должны быть полностью бесчувственными к затруднениям, что мы должны быть беспечными. Невежество, равнодушие и беспечность – не свойства веры. Вера встречает трудности лицом к лицу. Она прекрасно видит всю затруднительность того или иного положения. Но она видит и всемогущего Бога. Она на Него смотрит, на Него опирается. Для нее Бог составляет всё. В этом заключается великая разгадка ее могущества. Она имеет глубокое убеждение, что для всемогущего Бога никогда не встретится стены, слишком высокой; города, слишком большого; исполина, слишком высокого и сильного. Словом, одна только вера отводит Богу место, приличествующее Ему. Такая истинная вера. Она прославляет Бога и ни во что ставит видимое.
Но, к сожалению, преобладающая часть соглядатаев (10 из 12-и) не имела требуемой веры. И две верующие души вынуждены были замолчать перед свидетельством десяти неверующих, которые говорили: ст.32: «не можем идти против народа этого, ибо он сильнее нас». Речь неверия была полностью противоположна речи веры. Последняя говорила (Халев): «мы можем одолеть». Неверие, останавливая свой взор на фактах, говорит: «мы не можем совершить это». Как было тогда, так оно есть и теперь. Взгляд веры, зная о присутствии Бога, трудности считает преодолимыми. Глаза неверия заняты рассмотрением внешних вещей, поэтому они не различают Бога. Приведем часть из речи неверия: ст.34: «там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же были мы в глазах их». О Боге ни слова, Он совершенно забыт. Они забыли, что недавно еще трепетали перед Ним, когда Он провел их по дну Чермного (Красного) моря, как по суше. Они видели, как сошел Бог на гору Синай. Вспомним часть из этого события: Исх.19.16-18 «при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане… Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне». Если бы они подумали о Боге, если бы они с Ним сравнили исполинов, то не имело бы никакого значения, что из себя представляли они сами. В постыдном неверии своем они дерзнули сопоставлять народ Божий с саранчой. Суждения неверия, его умозаключения основаны на исключении Бога. Сила его доводов зависит от степени отдаленности человека от Бога. Известна ли тебе, брат или сестра, сила живого Бога?
Надеющихся на Него Он поддерживает и в наши дни во всех опасностях их жизни. Приведем рассказ о трех миссионерах. Группа из трех молодых людей поставила палатку на берегу озера вблизи одной африканской деревни. Сразу за палаткой начинались джунгли. Жители деревни оказались дружелюбны, они приносили им бананы и другие фрукты. А после дневной работы они слушали рассказы миссионеров о Боге. Один за другим они обратились к Богу, учились жить по вере. Им трудно было поверить, что Иисус Христос может защитить их от зла. Особенно они боялись одного колдуна. Верили, что он имеет власть над всеми людьми в окружности. В один из вечеров они увидели мальчика на опушке леса. Они заметили, что мальчик дрожал от страха. Мальчик прошептал: «Я пришел предупредить вас, вы должны срочно бежать. Мой отец поможет вам. Его лодка готова, и вы должны быть у лодки прежде, чем будет светить Луна. Отец говорит, что эта последняя возможность для вас». Один из миссионеров спросил: «А зачем нам надо бежать? Что нам угрожает?» Мальчик ответил: «Колдун. Он пошлет ночью сюда убийц». Миссионеры посоветовались. У них было оружие для охоты, но они не собирались использовать его против людей. Они ведь сами учили местных людей надеяться на защиту Бога. И бежать они не могут, да и не хотят. Один из них сказал мальчику: «Благодарим отца, но скажи ему, что Бог приказывает нам не убегать. Мы надеемся на Его помощь». Они помолились. Взошла Луна. Трое друзей решили не спать, они предпочли умереть бодрствуя. Всю ночь они ждали. Утром, как рассеялся туман, они поняли, что опасность миновала. Прошли месяцы. В один день они увидели возле палатки старика. Он сказал коротко: «Хочу знать живого Бога». Они долго беседовали. Когда они рассказали ему о грехе и искуплении его, старик сказал: «У меня много грехов и один из них очень мучит меня. Я послал людей убить вас. Их было трое. Но они вернулись, не выполнив мой приказ». Миссионеры спросили: «Но почему? Мы были без оружия и не могли их остановить». Старый колдун ответил: «Вас было четверо, а я приказал убить троих. Они ждали, пока не рассеялся туман, но четвертый не ушел».
Господь! Просим, дай нам верить божественному откровению, а не отчетам, построенным на чувствах. Помоги нам ходить верой, а не зрением. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту грустную историю о соглядатаях, т.к. она является поучительной для нас. Благодарим Тебя, что Ты избрал нас из среды прочих людей в Свой особый удел и заключил с нами завет. Мы благодарим, что Ты есть Бог и Господь наш, и мы благоговеем перед Тобой. Благодарим, что Ты принадлежишь нам, а мы – Тебе. Благодарим, что хранишь нас каждый день и подаешь нам хлеб насущный. Ибо всё, что у нас есть, мы черпаем из Божьих хранилищ. Благодарим, что Ты направляешь нас Своей рукой, ведешь и наставляешь, поддерживаешь и питаешь. Благодарим, что Твоя рука, разделившая Красное море и даровавшая Израилю воды из скалы, до сих пор с нами и творит такие чудеса. Просим, научи нас бояться Тебя, не быть упрямыми, не ожесточить сердца своего и не отказываться от милости Господней. И отнестись к увещаниям Господним со всей серьезностью. Дай нам видеть дела Божьи как подтверждение Его благости и верности. Дай нам постоянно бодрствовать и трезвиться. Во имя Иисуса Христа. Аминь.