ПРОПОВЕДИ
Притча Господа Иисуса о блудном сыне.
Лк.15.20 «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
Ропот книжников и фарисеев на Господа Иисуса за Его благосклонность к грешникам послужил поводом к более полному откровению Его благодати, которого мы не могли бы иметь без трех притч, написанных в этой главе (Притча о заблудшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне). Назначение всех трех одно: показать, что Бог не только не находит удовольствия в смерти грешника, как Он говорил в Ветхом Завете, но Он находит великое удовольствие в их покаянии, и с радостью принимает их. Притча о блудном сыне была, есть и будет впредь, пока стоит мир, невыразимой поддержкой для бедных грешников. Она направляет и ободряет их на пути покаяния и возвращения к Богу.
Притча представляет Бога как единого Отца всего человеческого рода. Мал.2.10 «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» От Бога все мы получили свое существование, в Нем мы существуем и от Него получаем всё необходимое для нашего существования. Он есть наш Отец, ибо Он воспитывает и обеспечивает нас, Он включает нас в свое наследство или исключает из него, в зависимости от того, послушные или непослушные мы дети.
Притча представляет людей как различных по своему характеру. У некоторого человека было два сына. Один из них был серьезного характера, сдержанный и здравомыслящий. Он твердо держался наставлений своего отца, и его нелегко было совратить. Второй был неуравновешенным, непостоянным, склонным испытать судьбу. Попав в плохое окружение, он легко становился распутным, несмотря на хорошее воспитание. Его характер и состояние представляют характер и состояние грешников. Старший сын представляет иудеев вообще и фарисеев, в частности, которых Господь стремится примирить с благодатью Божьей, предлагаемой и даруемой грешникам.
Относительно младшего сына мы рассмотрим следующие эпизоды его жизни: (А) Его бунт и бродяжничество. (Б) Его возвращение к отцу. (В) Его встречу с отцом и прием, оказанный ему. Рассмотрим эти эпизоды более подробно.
А. Его бунт и бродяжничество, расточительность и нищета. Вспомним отрывок: ст.12 «И сказал младший из них отцу: Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». Он говорил с отцом, потребовал от отца часть своего имения довольно гордо и дерзко: «Отче! Дай мне». Он мог бы добавить немного вежливых слов, напр., «Прошу тебя, дай мне, пожалуйста». Он повелительно требует: «дай мне следующую мне часть имения». Не то, что ты считаешь нужным выделить, но всё, что следует мне по наследству. Он не говорит: «Испытай меня в малом, посмотри, как я могу управлять им, и тогда доверь мне больше». Но он требует: «Дай мне теперь же и всё». Он хотел завладеть своей долей наследства не для того, чтобы вложить его в дело. Он тяготился властью отца своего, добрым порядком и дисциплиной, царящими в отцовском доме. И стремился обрести то, что ложно называют свободой, а в действительности является самым страшным рабством – рабством греха. И в наши дни немало таких людей, которые не считают себя хозяевами своей жизни, независимыми людьми, пока не порвут все связи с Богом. И не отвергнут Его заповеди, связав себя вместо этого узами своих собственных прихотей. Младший сын хотел избавиться от надзора отца. Нежелание признавать власть Бога составляет основу несчастья безбожников. Причиной упорства грешников в грехе является то, что они хотят жить сами для себя.
Обратим внимание на то, как добр был к младшему сыну отец. Написано: «И отец разделил им имение». Младшему сыну он отдал всё, что тот просил, а может быть, и больше того. У него не было оснований жаловаться на то, что его обидели при разделе. Т.о., он мог теперь убедиться в том, как хотел отец удовлетворить своего сына и утешить его. Он не был таким строгим, каким бы сыну хотелось представить его для оправдания своего ухода. А вскоре ему пришлось убедиться в своем безумии: в том, что ему не удалось стать мудрым правителем своей собственной судьбы, каким он думал стать.
О том, как он распорядился полученной частью наследства, прочитаем в ст.13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Он растратил свою часть наследства так быстро, как обычно бывает со всеми расточителями. В течение короткого времени он превратился в нищего. Если узда сдерживающей Божьей благодати отнимается, то мы очень скоро уклоняемся.
Состояние блудного сына, ушедшего из дома, представляет греховное, несчастное состояние падшего человека. На его примере рассмотрим основные характеристики греховного состояния. (1) Греховное состояние есть состояние удаления от Бога. Грешники изменяют Ему, как раб, сбежавший от своих обязанностей, или как жена, вероломно оставившая своего мужа. Дальняя сторона – это окружающий нас мир. Служа ему и наслаждаясь им, они растрачивают всё то доброе, что имеют. Несчастье грешников именно в том, что они далеки от Бога, от источника всяких благ. И удаляются от Него всё дальше и дальше. (2) Греховная жизнь есть расточительство. Живущие распутно будут отвечать на Суде за то, что они потратили на удовлетворение своих прихотей время, предназначавшееся на необходимые нужды их самих и их семей. Это следует применить и в духовном смысле. Своевольные грешники расточают свое духовное наследство, т.к. неправильно употребляя свои духовные силы и способности, они не используют их во славу Бога. Дарами Божьими они питают и разжигают свои прихоти. (3) Греховное состояние есть состояние нужды. Читаем из притчи ст.14: «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Распутная жизнь со временем приводит людей к крайней нужде. Особенно, когда наступают плохие времена, к которым разумно ведущий свое хозяйство готовится заблаговременно. В духовной сфере состояние нужды представляет положение грешников, отвергших дарованные им Божьи милости, Божье благоволение, побуждения Святого Духа и увещания совести. Они отвергают их ради чувственных удовольствий и мирского богатства, а потом из-за недостатка их оказываются на краю гибели. (4) Греховное состояние есть состояние унизительного рабства. Бунтарский дух довел этого молодого человека до нужды, а нужда – до рабского положения. Ст.15 «и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля пасти свиней». Житель той страны – это дьявол. Грешники пристают к нему на службу. Тот послал его не овец пасти (в этом было бы нечто почетное, т.к. Иаков, Моисей и Давид пасли овец), но пасти свиней. В обязанности слуг дьявола входит угождать плоти, удовлетворять ее прихоти, что ничуть не лучше, чем пасти грязных свиней. (5) Греховное состояние есть состояние неудовлетворенности. Блудный сын должен был довольствоваться не домашней пищей, а той, какую находил в поле, но эта была скудная пища. Ст.16 «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». (Рожки – плоды, т.е. стручки распространенного в Палестине стручкового дерева). До какого низкого положения довел себя наш молодой господин. То, в чем грешники, удаляясь от Бога, надеются найти себе удовлетворение, обязательно принесет им разочарование. Они «отвешивают … трудовое свое за то, что не насыщает» (Ис.55.2). То, что было поводом к беззаконию их, «не насытит их души и не наполнит их утробы» (Иез.7.19). Мирские богатства и чувственные наслаждения не соответствуют природе души, они не могут удовлетворить ее желания, ни обеспечить ее нужды. (6) Греховное состояние – это такое состояние, когда помощи ждать не от кого. Блудному сыну, когда он стал нуждаться, никто не стал помогать, никто не давал ему денег, потому что знали, что он блудный, что он сам навлек на себя несчастья. Таким нищим сострадают меньше всего. Тем, кто удаляется от Бога, в духовном плане никто из людей не может помочь. Мир может дать только то, что отравляет душу, но не может напитать и насытить ее. 7. Греховное состояние есть состояние смерти. Отец говорил: ст.24 «этот сын мой был мертв». Находясь в дальней стране, блудный сын был мертвым для своего отца и для своей семьи. Был отрезан от них, как ветвь от дерева. Грешник мертв не только по своему положению перед законом, как находящийся под смертным приговором. Он мертв также по своему состоянию, он лишен духовной жизни. Он вне Христа, не живет для Бога, следовательно, он мертв. 8. Греховное состояние – это пропащее состояние. Отец говорит другому сыну: ст.32 «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Он пропадал для дома отца своего, пропадал для всего, что есть добродетель и честь. Отступившие от Бога души – это пропавшие души. Если не вмешается Божья милость, они пропадут безвозвратно. 9. Греховное состояние – это состояние безумия. Это следует из выражения ст.17 «Придя же в себя», которое означает, что до этого он был вне себя. Он был безумным, когда покинул дом отца своего. Грешники, уподобляясь сумасшедшим, губят сами себя своими безумными прихотями и в то же время обманывают себя безумными надеждами. Из всех больных людей они являются самыми большими врагами своего исцеления.
Б. Возвращение блудного сына к отцу из его скитаний с покаянием. Дойдя до крайней нужды, он задумался о том, что в его интересах вернуться домой. Бедствия, освященные божественной благодатью, могут оказаться счастливым средством обращения грешников от их ложных путей. Он принял такое решение, т.к. к нему возвратилось здравомыслие. Он понял, что положение его скверное, и что оно может быть исправлено только путем возвращения к отцу. И хотя он находился далеко от дома отца своего, тем не менее, твердо решил вернуться. Он решил, что будет говорить отцу. И грешникам полезно заранее подумать, что они будут говорить Богу, как использовать свободу обращения к Богу наилучшим образом. Блудный сын намеревался сказать отцу: «Я согрешил». Поскольку все мы согрешили, то нам следует признать это. Блудный сын намеревался признать, что потерял все привилегии члена семьи. Несмотря на это, он хотел просить, чтобы его приняли в семью хотя бы на правах самого последнего члена. Истинно раскаявшиеся грешники высоко ценят Божий дом и его привилегии. Это в наших интересах как можно скорей вернуться туда.
В. Встреча блудного сына с отцом и прием, оказанный ему. Он пошел к отцу своему и приняли его сердечно. Здесь есть пример и для родителей, чьи дети были некогда неразумны и непокорны. Если они покаются и покорятся, то не следует быть жестокими и суровыми с ними. Надо быть в этом подражателями Богу. Здесь мы видим благость и милость Бога к бедным грешникам, которые каются и возвращаются к Нему. В конце притчи мы можем обратить внимание на следующие моменты: 1. С какой любовью и нежностью отец принял сына. 2. Смиренная покорность, которую проявил блудный сын по отношению к отцу. Отец выразил свою любовь к сыну прежде, чем тот успел выразить свое покаяние. Ибо Бог предваряет нас благословениями Своей благости. Из притчи мы можем сделать вывод, что Бог смотрит на Своих чад, когда они удаляются от Него, и замечает их самое первое устремление к Нему. «Он сжалился», несчастье грешника вызывает у Бога жалость. Хотя он сам навлек на себя беду, Бог сострадает ему. «Он побежал» – это говорит о том, что Бог спешит явить милость. «Он пал ему на шею», хотя сын был виновен и заслуживал наказания, хотя он был грязным. Так дороги Богу истинно раскаявшиеся. Несмотря на милосердие отца, проявленное к блудному сыну, он оставался смиренным. Однако мы не находим, чтобы он сказал своему отцу то (ст.21), что намеревался сказать (ст.19), а именно: «прими меня в число наемников твоих». Мы не можем думать, что он забыл сказать эти слова отцу. Дело в том, что отец прервал его, не дал ему сказать этого. Кому с самого начала оказали такой прием, тому не нужно просить, чтобы его приняли в наемники. Удивительно, что ни одного слова упрека не прозвучало при этом. Это означает, что когда Бог прощает истинно покаявшегося грешника, то Он забывает его грехи и не вспоминает о них более. Идя домой, он колебался между страхом и надеждой: страхом быть отверженным и надеждой быть принятым. Но отец его не только рассеял все его страхи, но и превзошел все его надежды. Он не только принял его, но принял его с почетом. Так и Божья благодать обеспечивает истинно раскаявшихся: во-первых, одеждой праведности, во-вторых, перстнем на руку, т.е. залогом Святого Духа, запечатлевающим нас в день искупления. Откормленный теленок предназначался не только для того, чтобы устроить пир для блудного сына, но чтобы сделать праздник для всей семьи. Все, кто принадлежит к Божьей семье, должны радоваться обращению грешника.
Господь! Благодарим Тебя за Твою великую милость к нам, грешникам. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту притчу о блудном сыне. Мы бл-м, что Ты «Господь, Бог человеколюбивый, и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный» (Исх.34.6). Бл-м, что Ты трудишься в нас, делая нас похожими на Себя. Мы благодарны Тебе за сострадание, прощение и верность. Бл-м Тебя за нежную любовь и заботу. Ты знаешь и любишь нас. Ты знаешь, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения. Просим, помоги нам довериться Тебе во всех сферах жизни. Мы благодарны, что Библия напоминает нам о Твоей помощи. Помоги об этом никогда не забывать. Спасибо Тебе за безмерную милость, которую Ты нам оказал. Помоги поступать так же с другими и так выразить благодарность Тебе. Твоя любовь в Иисусе Христе спасла нас много раз. Помоги нам стать инструментом Твоей спасительной любви. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.