ПРОПОВЕДИ
Отличительные признаки детей Божьих
1Ин.3.10 «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего».
Всем, ищущим Бога, хочется знать, принял ли их Бог, усыновлены ли они Им, или нет. Наша сегодняшняя проповедь может помочь разобраться в этом вопросе.
О том, откуда берутся дети Божьи в нашем греховном мире, как они становятся ими, прочитаем из Ин.1.12-13 «А тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». В этих стихах речь идет о втором рождении, духовно-благодатном, через веру в Иисуса Христа. Только таким единственным образом человек обретает божественную природу и божественную жизнь, становится чадом Божьим.
Теперь на основании 1Послания ап. Иоанна рассмотрим признаки, по которым можно узнать детей Божьих. Во-первых, дети Божьи должны стремиться к праведности. В этом Послании апостол пишет: 1Ин.2.29 «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него». Слово, переведенное здесь как «если», означает не условие, а предположение. Оно имеет значение допущения и близко по смыслу к словам «поскольку» или «так как». Тогда смысл этой фразы становится более ясным: «Так как вы знаете, что Он праведник, …». О делающем правду справедливо и безошибочно сказано, что он пребывает во Христе. Ибо пребывающий в Нем пребывает в Законе Христа и в любви к Нему, в послушании и верности Ему. Поэтому он живет в практической праведности. Речь идет не о том, чтобы творить праведность в отдельных случаях и целенаправленно, а о том, чтобы делать праведность привычно и как бы автоматически. Чтобы она стала для нас нормой поведения. Эту же мысль апостол подчеркивает в ст.3.7 «да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он (Христос) праведен». Это первое условие для жизни, пребывающей в Господе. Таковые рождены от Него и являются Его детьми.
Если государственные мужи снизойдут к Библии, пусть поразмышляют над изречением, взятым из Книги притч: Пр.14.34 «Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народа». Было бы странно, если бы благочестие приводило к благочестию, а нечестие – к бедствию только в жизни конкретных людей, а не в жизни целых народов. Мы думаем, что величие народа зависит от валового национального продукта, что его может защитить мощная армия. А Библия говорит, что величие народа зависит от характера людей, этот народ составляющих. Жители древнего Китая хотели обезопасить себя от набегов врагов с севера и воздвигли великую китайскую стену. Стена протянулась почти на две с половиной тысячи километров. Ее ширина – от трех с половиной до двенадцати, а высота – от шести до пятнадцати метров. Она слишком высокая, чтобы взять ее штурмом, слишком толстая, чтобы разрушить, и слишком длинная, чтобы обойти. Однако только за первые сто лет после ее постройки Китай трижды подвергался нападению врагов. Как же им удавалось преодолевать стену? Враги подкупали стражу и спокойно проходили. Роковая ошибка китайской обороны заключалась в том, что страна тратила много денег на созидание стены, но гораздо меньше – на созидание характера стражей этой стены. Безопасность своей страны мы можем возвысить, если будем праведными чадами Божьими.
Через 25 лет после провозглашения нашей духовной свободы крестом Иисуса Христа ап. Павел писал послание христианам Рима. Некоторые из них все еще не понимали, что значит быть свободными от рабства греха. Они думали, что могут грешить, потому что находятся под благодатью (Рим.6.15). Поэтому ап. пишет им: кому мы подчиняем себя, тот нам и господин. Если делаем грех, значит, мы рабы греха. Но есть и другой путь – стать рабами праведности. Спасение фактически означает смену власти над нашей душой. Как некогда мы служили греху, теперь так должны служить праведности. Братья и сестры! Давайте воплотим в жизнь то, что даровано нам благодаря голгофскому подвигу Христа – освободимся от греха.
Во-вторых, дети Божьи должны стремиться к святости. К этому побуждает их и ап. Иоанн. Ст.3.3 «И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, т.к. Он чист». Дети Божьи знают, что их Господь свят и чист. Он не может допустить рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от греховных желаний плоти и греховных поступков мира. Они должны возрастать в благодати и святости. Не только Господь повелевает им так поступать. Но их собственная новая природа тоже побуждает их к этому. Более того, надежда на небо, что будут жителями неба, обязывает их делать это. Они знают, что их Бог свят, всё общество небесное свято, их наследство есть наследство святых. Нечистота несовместима с такой надеждой. Только надежда лицемеров, но не детей Божьих, допускает удовлетворение нечистых желаний.
Доказав обязанность детей Божьих (верующих) быть чистыми, на основании их надежды на небо и на участие в славе Христа, апостол побуждает их против греха и всякой связи с нечистыми бесплодными делами тьмы. Он приводит следующие аргументы: (1) характеризует природу греха. (2) Показывает, что цель прихода Христа в наш мир есть устранение греха. (3) Показывает, что грех противоречит единению с Господом. (4) Заключает, что грех несовместим со святостью. (5) Говорит о связи между грешником и дьяволом. (6) Говорит о связи между возрождением и оставлением греха. (7) Излагает, как узнаются в мире дети Божьи и дети дьявола. Рассмотрим эти доводы и аргументы более подробно.
(1) Вспомним о природе греха и о присущем ему беззаконии: Ст.3.4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». Апостол уже показал, сколь неблагодарны мы будем Богу, если станем мало ценить честь усыновления. Грех есть нарушение божественного Закона. Намерение апостола в том, чтобы внушить ненависть и отвращение к греху. Само слово «грех» кому-то может показаться незначительным, а беззаконие или преступление закона прощается не так легко. Апостол хочет сказать, что грех рождается от презрения к Богу и нарушает справедливость Закона. Он зовет «грехом» здесь то состояние, когда люди влекутся к злу всем своим сердцем. Вывод: превратная жизнь всех тех, кто потакает греховной вседозволенности, ненавистна Богу. (2) Одной из целей прихода Христа в наш мир было устранение греха. Ст.3.5 «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха». Апостол еще одним доводом доказывает, сколь отличаются друг от друга грех и вера. Ибо служение Христово состояло в том, чтобы взять, убрать наши грехи. Именно для этой цели Он был послан в наш мир Отцом. Верой мы принимаем силу Христову. Значит тому, кто верует во Христа, необходимо очищаться от грехов. (3) Грех противоречит единению или связи с Господом. Ст.3.6 «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий, согрешающий, не видел Его и не познал Его». Апостол добавляет обратное утверждение, давая нам понять, что без обновления жизни напрасно претендовать на веру, на знание Христа и на звание чада Божьего. «Не видел Его», т.е. в его разуме нет здравого евангельского понимания Христа. «Не познал Его», т.е. не познал Его на своем личном опыте. Практическое отречение от греха – это главное доказательство познания Христа. (4) Апостол заключает, что делание греха несовместимо с праведностью. Эта мысль предваряется утверждением, что противоположное мнение является большим обольщением. Ст.3.7 «да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». Будут те, которые пытаются убедить детей Божьих в том, что их христианское исповедание освобождает их быть с грехом осторожными и быть чистыми в их христианской жизни. Надо остерегаться такого обольщения. В некоторых местах Библии слово «правда, праведность» следует понимать как «благочестие». Следовательно, «делать правду», противостать деланию греха означает упражняться в благочестии. Т.о., упражняющийся в благочестии – праведен, он искренен и прав перед Богом. Чадо Божье имеет праведность, основанную на вменении праведности Спасителя нашего. Будучи в какой-то мере практически праведным, он имеет общение с Господом в своем оправданном состоянии. Итак, апостол учит, что новизна жизни чада Божьего подтверждается добрыми делами, праведной жизнью. (5) Апостол прекрасно иллюстрирует связь между грешником и дьяволом. Ст.3.8 «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил». Грешники и дети Божьи отличаются друг от друга во всем, хотя и дети Божьи являются грешниками в широком смысле этого слова. «Делать грех» означает жить во власти греха, под его господством. (Человек знает, что делает плохое, что грешит, но не может не делать.) Кто так живет, греховная природа того человека возбуждается дьяволом, он согласен с дьяволом и угождает ему. Здесь ап. Иоанн хочет сказать, что дьявол стал отступником от сотворения мира, и с этого момента не прекращал распространять свой яд. (6) Ап. Иоанн раскрывает связь между возрождением детей Божьих и оставлением ими греха. Ст.3.9 «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Рождение от Бога – это совершаемое силой Духа Святого духовное обновление нашей природы. В человеке, рожденном от Бога пребывает освящающая благодать, она сообщает ему сверхприродную жизнь, отчуждает его от зла и предохраняет от смертоносного греха. Но всё же не отменяет его свободы. Злоупотребление этой свободой может вывести человека из его состояния благодати и ввергнуть его в состояние греховное. Чадо Божье не может грешить так, чтобы его можно было назвать грешником, как грешил до своего возрождения. Согрешать они будут, поскольку в них еще пребывает некоторый остаток их прежней природы. (7) Апостол излагает, как узнаются в мире дети Божьи и дети дьявола. Ст.3.10 «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». Делать правду и совершать грех представляется апостолом как нечто взаимно противоположное. Поэтому делать правду есть нечто иное, как бояться Бога и ходить в Его заповедях, насколько им позволяет человеческая немощь. Праведность – это, строго говоря, полное исполнение Закона, от которого даже верующие далеки. Здесь праведностью зовется то половинчатое послушание, которое они выказывают Богу. «Равно и не любящий брата своего». Христиане должны любить Господа Иисуса и дорожить Его любовью. И, следовательно, любить всех, кого любит Он, т.е. всех наших братьев во Христе. Апостол говорит, что всякий настолько является и должен считаться праведным, насколько отличается благотворением и человечностью. Т.о., обновление жизни есть постоянное свидетельство усыновления Божия.
В ст.4.4 апостол приводит весомый признак отличия детей Божьих от детей дьявола: «вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире». Под словом «их» надо понимать антихристов и лжепророков. До сих пор они побеждали этих обольстителей с их искушениями. И впредь будут побеждать их, потому что в детях Божьих обитает Дух Святой. Этот Дух намного сильнее духа бесовского, дьявола. Сильны мы не собственной, а божественной силой.
Английский писатель Ивлин Во писал так, что в его текстах отражались изъяны его характера. В дальнейшем он стал христианином, но с языком всё еще имел проблемы. Однажды какая-то женщина сказала ему: «Мистер Во, как вы можете вести себя таким образом и называться христианином?» Он ответил: «Мадам, я, наверное, действительно так плох, как вы говорите. Но поверьте, если бы не моя вера, я бы вообще не был похож на человека». Когда мы приходим к вере во Христа, признавая свои согрешения и нужду в Спасителе, Он тут же делает нас новым творением. Но наше духовное преображение – дело всей оставшейся жизни.
Господь! Дай нам прилепиться к Тебе любовью, верой и послушанием. И противостать всему, что может отчуждать наш ум и наше сердце от Тебя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что Ты любишь нас и открыл нам путь к вечному общению с Тобой. Спасибо Тебе за свободу от греха. Власть греха наш Спаситель Иисус Христос уничтожил, узы смерти Он разбил, благодать в нас умножил, чтобы мы жили вовеки. Просим, научи нас полагаться на Духа Святого, преображай нас в образ Твоего Сына Иисуса Христа. Дай нам понять, что быть христианином – значит прощать не прощаемое, потому что Ты простил нам еще больше. Дай гражданам России осознать, что страна не может спать спокойно, хотя бы имела сильную армию, пока народ не примет Бога. И что страна сильна лишь настолько, насколько тверд дух ее народа. Благодарим, что Ты освободил нас от цепей неверия, и дал слова, чтобы славить Тебя. Помоги нам делиться этой свободой с другими людьми для Твоей славы. Во имя Иисуса Христа. Аминь.