ПРОПОВЕДИ
Гнев и смирение
Прит.16.19 «Лучше смириться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми».
Смирение – полная противоположность гневливости. Смиренный человек подавляет в себе гнев. Смирение – это добровольный отказ от наших прав и имущества в пользу Бога, чтобы Он мог осуществить в нас Свою волю. Слово смирение означает «мягкость» и «умеренность». Иногда оно ложно понимается как слабоволие или пассивность. В древнегреческом языке «смирение» соответствует понятию «сдерживающая сила». Смиренный человек, в греческом понимании – сильная личность с твердым характером, способный владеть собой. Из всех героев Ветхого Завета Моисей служит самым ярким примером смирения. В Библии находим такие слова о Моисее: Чис.12.3 «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Сила характера Моисея не подлежит сомнению. И он был кем угодно, только не слабовольным человеком.
Господь Иисус Христос дал нам описание Самого Себя. Мф.11.28-30 «Придите ко Мне все те, кто трудится и обременен, и Я дам вам покой. Примите Мое ярмо на себя и научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо Мое ярмо удобно и Мое бремя легко». Имеется в виду как труд человека, старающегося соблюсти заповеди Закона и заповеди Христа, как и труд в стремлении добиться успеха в любой работе. На каждом, кто трудится с таким напряжением, всегда лежит тяжелое бремя. Христос призвал таких людей прийти к Нему за покоем. Покой означает не только освобождение от труда и бремени, связанных с Законом или какой-либо работой или обязанностью, но и совершенный мир в душе, и полное удовлетворение. Принять ярмо Господа – значит принять волю Бога Отца. Это значит, что нас должна направлять Его воля. Сам Христос был полностью покорен воле Отца. Поэтому Он просит, чтобы мы научились у Него. Быть кротким – это значит, не сопротивляться нападкам. Быть смиренным – значит не иметь самомнения. Когда на Господа нападали, Он неизменно был кроток; а когда Его отвергали, Он неизменно был смирен сердцем. Он полностью покорился воле Своего Отца, не желая ничего делать для Себя и не рассчитывая извлечь никакой пользы для Себя.
Коротко остановимся на том, какое отношение ярмо имеет к смирению. Когда двух волов впрягают в одну упряжку, они учатся работать в паре. Ведущий дает направление и задает темп работы. Его напарник должен уступить свои права на самостоятельные действия. Каждое малейшее движение ведущего немедленно ощущается его напарником. Т.к. они идут в одной упряжке – напарник должен сразу же подчиниться. Работая вместе, они приучаются понимать, предугадывать все нужные движения. Привыкнув друг к другу, они работают намного продуктивнее. Взяв на себя ярмо Христово, мы уступаем Ему наше право на самостоятельные действия. И учимся выполнять Его желания и указания, как нашего Ведущего.
Вернемся к нашему эпиграфу: Прит.16.19 «Лучше смириться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми». Здесь приведен парадокс, который не все могут понять: лучше быть бедным и смиренным, чем богатым и гордым. Которые делят добычу, те чаще всего являются людьми гордыми. Они высоко ценят себя и презирают других. Намного лучше разделить участь тех, чье положение незначительно и кто невысокого мнения о себе, чем стремиться стать богатым и значительным. Порой смирение подвергается презрению в этом мире, но оно располагает к нам благоволение Бога, делает нас годными для Его милостей, готовит для Его славы. А также хранит от многих искушений.
Женщина рассказала подруге, как ей надоел один из членов семьи. Она не могла ничего сделать против его постоянных насмешек и издевательств. Когда однажды она попыталась серьезно с ним поговорить, он ответил язвительными замечаниями. Она взорвалась от негодования. Они перестали разговаривать друг с другом. У многих людей проблемы с гневом. Может быть, поэтому написал ап. Павел: Еф.4.26 «Гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет в гневе вашем». Поскольку мы едва ли можем всё время воздерживаться от неправедного порочного гнева, говорящего о склонности человеческих чувств ко злу, Апостол переходит к врачевству: пусть мы тогда хотя бы сдерживаем себя и не позволяем гневу продолжаться долго. Сначала надо стараться не согрешить в гневе, но, т.к. при такой немощи человеческой природы это весьма сложно, дается второе средство: не лелеять в себе гнев долго, не давать ему утвердиться в нашей душе. Поэтому апостол запрещает до захода солнца оставаться в гневе. Он хочет сказать: если вам случится разгневаться, постарайтесь успокоиться еще до заката. Вместо того, чтобы копить зло, что только создает почву для новых огорчений, мы можем просить Бога помочь нам говорить истину с любовью. У вас есть с кем-то проблемы? Не держите их в себе, а принесите к Богу в молитве. Он может погасить пламя гнева силой прощения и любви.
Людей, достигших вершин славы, часто называют легендами своего времени. Некий спортсмен рассказывает, что встретил многих спортсменов, которые были легендами в своем воображении. Гордость искажает наш взгляд на себя. Зато смирение открывает истинное положение вещей. Автор Книги притч пишет: Прит.16.18 «Погибели предшествует гордость». Тот, кем владеет дух высокомерия, кто считает себя выше других и с презрением к ним относится, кто своей гордостью оскорбляет Бога и беспокоит других, будет сокрушен либо покаянием, либо гибелью. Справедливость требует, чтобы тот, кто возносит себя, был свергнут. Люди не могут наказать гордость и либо восхищаются ею, либо боятся ее, поэтому Бог взял в Свои руки ее наказание. Гордые люди чаще всего достигают наивысшей степени гордости перед своим падением. Поэтому это качество характера является признаком того, что они находятся на краю гибели. Господь Иисус сказал ученикам: Мф.20.26 «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Христос допускает некоторое превосходство между ними и объясняет, в чем оно состоит: «Кто хочет быть между вами большим, первым». Однако Он указывает на то, что долг Его учеников – служить друг другу. Это включает в себя смирение и полезность. Они должны быть готовы снисходить до служения любовью ради взаимного блага. Достоинство учеников Христа состоит в том, чтобы верно исполнять этот долг. Путь к величию и превосходству лежит через смирение и услужливость. Ап. Павел был ярким примером такого смирения и полезности. И разве он не стал больше всех?
В университете во время лекции по философии студент сделал провокационное замечание насчет взглядов профессора. К удивлению остальных студентов, профессор поблагодарил выскочку и продолжал излагать материал. Позже на вопрос, почему он не стал спорить, профессор ответил: «Я учусь не оставлять за собой последнее слово». Этот человек любил и чтил Бога, поэтому старался проявлять кротость и смирение. Вспомним учителя из далекого прошлого – автора Книги Екклесиаста. Он тоже считал, что склонность к спорам – признак слабоумия. Он был готовым более к слушанию, чем к произнесению многих слов. Он пишет: Еккл.5.2 «голос глупого познается при множестве слов».
Временами мы можем наблюдать полеты пилотажных групп. Возникает вопрос: «Как они могут без страха так близко лететь друг к другу?» Один из важных и очевидных факторов – смирение. Звеньевые пилоты не сомневаются в руководстве ведущего и ориентируются на него. В следовании за Христом всё обстоит точно так же. Он сказал: Лк.9.23 «Если кто хочет идти за Мной, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Его путь – путь смирения и самоотвержения. Если мы будем точно следовать водительству Христа, то люди не будут видеть нас, они через нашу жизнь будут видеть Его.
Господь Иисус действительно высший пример смирения. В Библии сказано: Флп.2.5-7 «В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Жизнь христиан должна быть похожа на жизнь Христа, если они хотят иметь пользу от Его смерти. Он был необыкновенно смирен, и это есть то, чему мы должны особенно научиться от Него. Он смирил Себя ради нас до страданий и смерти, но не только ради уплаты цены за наше искупление, но и ради того, чтобы оставить нам пример. Он сопричастник божественной природы как вечный и единородный Сын. В этом отрывке говорится о двух Его состояниях: уничиженном и превознесенном. Он не только сделался подобным людям и по виду стал как человек, но принял образ человека самого низшего сословия. Он пришел для того, чтобы послужить людям. Под конец жизни Он испытал унижение и позор. А самым глубоким унижением была Его смерть на кресте. Мы подражаем смирению Христа, если стремимся служить людям во имя Божье. Быть смиренным в нашем эгоистичном мире непросто. Но если мы пребываем в любви Спасителя, Он даст нам всё необходимое, чтобы мы могли следовать за Ним.
Вавилонский царь Навуходоносор (библейский персонаж) потерял рассудок, и не знал, кто он. Его «амнезия» была духовной. Он присвоил себе славу за создание могучего города и забыл, что всё, чем он владел, даровал ему Бог. В наказание Бог изменил состояние рассудка царя, так что он стал с животными жить и питаться травой (Дан.4.28-30). Только семь лет спустя он поднял глаза к небу, и память возвратилась к нему вместе с царством. Придя в себя, царь провозгласил: Дан.4.34 «Я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного». Не забываем ли мы, что Бог является источником всех наших благ?
Христианке пришло электронное письмо от подруги в конце тяжелого дня. Она не стала его открывать. Ей пришлось присматривать за больным родственником. Так что у нее не было ни времени, ни сил, чтобы отвлекаться на переписку. А на следующее утро, когда она открыла письмо, в нем оказался вопрос: «Могу ли я как-то помочь?» Христианка смущенно стала набирать вежливый ответ, что не нужно ничего. Но потом остановилась и задумалась. Она вспомнила библейскую историю. С похожим вопросом обратился Христос к слепому Вартимею. Когда Господь выходил из Иерихона, несчастный стал звать на помощь. Господь остановился и спросил: Мк.10.51 «Чего ты хочешь от Меня?» Другими словами: «Как Я могу тебе помочь?» Создатель неба и Земли хочет нам помочь. Но сначала мы должны признать свою нужду в Нем. Это смиряющий шаг. Вартимей нуждался во многом. Но больше всего он хотел новой жизни, поэтому просто сказал Христу о своей главной нужде: «Учитель, чтобы мне прозреть». В ответ на эту просьбу Господь тут же его исцелил. Вернемся к христианке. Она поняла, что ее подруга тоже ждала от нее искренности. Поэтому она ей написала, что помолится, чтобы ей самой понять свои главные нужды, а потом сообщит всё ей. А какая главная нужда у вас сегодня? Если вас спросит об этом друг, расскажите ему. И обратитесь со своей просьбой к Богу, помня слова: Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои». Возложи, какой ни была твоя забота. Особенно поручи Ему заботу о своей душе. Чего бы ты ни просил у Бога, предоставь Ему это делать, как и когда Ему угодно. Мы должны возложить нашу заботу на Бога верой и молитвой, позволить Ему поступать так, как нужно. Возложить свои заботы на Господа – значит верить Его провидению и обетованиям. И быть уверенным в том, что всё содействует во благо. Своим Духом Он укрепит наш дух, и тот поддержит нас в слабости. Господь не обещал избавить нас немедленно от беды, которая возбуждает страхи и беспокойства. Но Он обещал позаботиться, чтобы мы не были искушаемы сверх своих сил.
Господь! Просим, помоги нам быть смиренными, а также смиренно принимать помощь от Тебя и от людей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам подражать во всем Твоему Сыну, нашему Спасителю, Кто сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Научи нас управлять своим гневом, чтобы он не приводил к греху. Помоги нам всегда думать перед тем, как говорить. Дай нам слова, которые нужно сказать, и мудрость, чтобы знать, когда молчать. Даруй нам самообладание силой Твоего Духа. Помоги нам говорить истину с любовью. Пусть наши слова приносят Тебе славу. Мы склонны забывать, кто мы такие, откуда пришли и даже то, что теперь принадлежим Тебе. Помоги нам помнить, что во Христе мы – Твои дети. Ты знаешь нас, любишь и опекаешь – теперь и всегда. Помоги нам жить в Твоей любви и стать благословением для кого-то. Помоги нам быть смиренными и смиренно принимать помощь от Тебя и от людей. Аминь.