ПРОПОВЕДИ
Какие дары посылает Бог размышляющим о Слове Его.
Ис.Нав.1.8 «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Это было наставление Господа Иисусу Навину. Любовь к Священному Писанию – один из первых признаков того, что мы – дети Божьи. Не случайно Библия сравнивает Слово Господа с молоком, необходимым новорожденному ребенку. 1Пет.2.2-3 «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. Ибо вы вкусили, что благ Господь». «Как новорожденные младенцы» – апостол напоминает им об их возрождении. Новая жизнь требует соответствующей пищи. Сильное тяготение и любовь к Слову Божьему является верным признаком рождения свыше. «Словесное молоко» – молоко, но не телесное, а духовное. Цель и желание каждого христианина – возрастать и совершенствоваться в мудрости и благодати. Слово Божье, используемое правильно, не оставляет человека таким, каким находит его, но совершенствует его и делает лучше. Апостол не сомневается в том, что читатели его послания вкусили благость Божью и, исходя из этого, рассуждает с ними. Следующий стих показывает, что Господь, упоминаемый здесь, есть Иисус Христос. Отсюда мы познаем, что Он благ к Своему народу.
Библия сравнивает Слово Божье и с другой пищей, подтверждая нашу повседневную потребность в Слове. Господь Иисус говорит: Мф.4.4 «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Трижды сатана подступал к Нему, трижды Он говорил: «ибо написано». По этой причине мы должны самым серьезным образом изучать Слово Божье. Оно – «меч духовный» (Еф.6.17). Как можно успешно сражаться с силами тьмы, не будучи вооруженным? Не читать Библию страшно. Недостаточно просто иметь ее, ее надо читать, изучать. Библия, лежащая дома без дела, не поможет нам. Ее содержание должно быть близко нам, а полагаться на интуицию вместо знания непозволительно. Знание же достигается ежедневным, кропотливым, порой изнурительным трудом. Слова «не хлебом единым жив человек» Христос применил к Своему собственному положению в тот момент. Бог обычно подкрепляет человека хлебом земли. Но Он может и другими способами поддержать человеческую жизнь. Мы можем иметь хлеб и не насыщаться им, если Бог отнимет Свое благословение. (Агг.1.6,9, Мих.6.14). И можем нуждаться в хлебе и быть насыщенными каким-то иным способом. Бог подкреплял Моисея и Илию без хлеба, а теперь и Христа в течение 40 дней. Как при большом изобилии хлеба нам не следует думать, что мы обходимся без Бога, так и в большой нужде мы обязаны учиться жить, уповая на Него. И когда не окажется никаких обычных средств пропитания, тогда мы не должны требовать то, чего нам хочется, но смиренно просить у Него то, что Он считает необходимым дать нам.
В мае 2001г. некий английский евангелист проповедовал по восьмой заповеди «Не кради». Результаты проповеди оказались внушительными. Сердце людей преобразилось. В газетных статьях сообщалось, что множество ворованных вещей были возвращены владельцам. В список наряду с деньгами и библиотечными книгами вошли даже гостиничные салфетки. Один из бывших воров, а ныне служитель церкви, вернул несколько полотенец, которые стащил на Уимблдонском теннисном турнире несколько лет назад, когда он работал там в сфере обслуживания. Сегодня у многих верующих России есть Библия. А как обстоят дела с сердцем? Читайте и слушайте Слово Божье внимательно, изучайте тщательно, исполняйте старательно.
Библия обещает особое благословение тем, кто читает Божье Слово и тем, кто слышит его: Отк.1.3 «Блажен читающий и слушающий слова пророчестве сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко». В этом стихе апостол благословляет тех, кто отнесется с должным вниманием к этому божественному откровению. Сказанное здесь относится и к Библии в целом. Это благословение относится ко всем читающим или слушающим слова этого пророчества. Оно было провозглашено с той целью, чтобы вдохновить нас на изучение этой книги. Чтобы нас не отвратила от исследования ее неясность многих мест в ней. Обладать Словом Божьим – это благословенная привилегия. Изучать его – благословенное дело. Мы должны хранить Слово в своей памяти, в своем сердце и претворять в практику жизни. Конкретизируем, что обещает Бог размышляющим о Его слове.
1. Бог через Библию обещает, что размышляющим о Слове будет сопутствовать успех. Вспомним наш эпиграф: Ис.Нав.1.8 «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». И приведем еще отрывок из Книги притчей. Прит.2.5,6,9 «То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. … Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум. … Тогда ты уразумеешь правду и правосудие, и прямоту, всякую добрую стезю». Человек, чей разум молитвенно ищет божественную истину, всегда будет видеть два великих принципа благочестия: страх Господень и познание о Боге. Этот поиск не окончится разочарованием, ибо Бог дает мудрость; из уст Его – знание а разум. Усердное исследование Слова Божьего не может привести к вероотступничеству. Только мудрость Бога может направить наши ноги на «всякую добрую стезю». Она готовит нас к добрым делам (2Тим.3.15-17). Евангельская мудрость, спасающая душу, освящает сердце и жизнь (Тит 2.11-12).
2. Размышляющий о Слове будет преуспевать в делах. Пс.1.2-3 «Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Благочестивый человек, чтобы делать добро и прилепляться к нему, подчиняется водительству Слова Божьего. Именно это удерживает его от пути нечестивых и укрепляет в борьбе с искушениями. Мы должны иметь постоянную привычку обращаться к Слову как к руководству в своих поступках и источнику утешения. В данном псалме блаженство иллюстрируется сравнениями. И будет он как дерево плодоносящее. Это результат его благочестивой жизни. Такой жизни будет сопутствовать процветание. Что бы он ни делал, следуя Закону, его дело будет процветать, оно превзойдет его надежду.
3. Размышляющий о Слове Божьем будет мудрее всех своих врагов. В Псалме 118 Давид заявляет о своей любви к Божьему Слову. Пс.118.97-98 «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною». В юности Давид занимался пастушеством в сельской местности. Он трудился и при дворе Саула, и в военном стане. Каким же образом мог он получить такой огромный багаж знаний? Здесь он нам говорит, что он получил их от Бога: «Ты соделал меня мудрее». Господь сделал его мудрее, чтобы расстраивать и отражать замыслы злоумышленников против него. Божье Слово обладает силой умудрить нас во спасение и приготовить Божьего человека ко всякому доброму делу.
4. Размышляющий о Слове Божьем будет мудрее всех своих учителей. Приведем следующие стихи из Псалма 118. Пс.118.99-100 «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню». Давид почитал духовные познания приятным предметом для размышлений. Он размышлял о предмете своей заботы, как ему правильно себя вести. Он научился «во всех своих делах поступать благоразумно» (1Цар. 18.14). Небесная мудрость побеждает плотскую. Соблюдая Божьи заповеди, мы заручаемся поддержкой Господа, и поэтому становимся мудрее того, кто сделал Бога своим врагом. Соблюдая Божьи заповеди, мы сохраняем мир и спокойствие разума. Давид превзошел в разумении всех своих учителей. Он сам справлялся со своими делами и поступал правильно. Речь идет либо о людях, которым надлежало быть учителями Божьего Слова – о священниках и левитах. Их уста должны были хранить знания, но они пренебрегали изучением Закона. Они заботились, главным образом, лишь о собственных почестях и доходах и формальной стороне религии. И поэтому Давид, постоянно обращавшийся к Писаниям, стал намного умнее их. Возможно также, что речь идет об учителях Давида в дни его юности. Он обрел способность при помощи Писаний научить даже своих учителей. Размышляя о Слове, мы проповедуем самим себе и, таким образом, начинаем понимать собственное сердце, что им недоступно. Давид стал сведущим более старцев. Соблюдая Божьи заповеди, он учил большей мудрости, чем они с высоты своего многолетия. Слово Божье дало ему разумение большее, нежели предания и все знания, полученные от предшествующих веков. Если мы храним и придерживаемся Слова Божьего, то оно научит нас большей мудрости, чем все писания святых.
5. Размышляющий о Слове Божьем исполнится радости. Дети Божьи лишь в Боге обретают удовлетворенность. Чтобы быть счастливыми, они желают иметь лишь Его благоволение. Давид услаждал себя мыслями о Боге и Его Слове, находясь в уединении. Пс.62.6-7 «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи». Любовь Божья и Его Слово наполняют душу человека таким богатством и полнотой, что ее насыщение можно сравнить только с насыщением тела самыми тучными из яств. В древнем Израиле тук ценили больше, чем в наши дни. Выражение «тук и елей» указывает на роскошный пир. Когда душа насыщена милостью, она обязательно полна благодарения. Темной ночью Давид вознес Богу славословия. Поглощенные дневными заботами, мы часто забываем о Боге, но тихое безмолвие ночи заставляет нас вспомнить о Его присутствии.
6. Размышляющий о Слове Божьем может победить греховность. Пс.118.9,11 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему. … В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобой». Очищение подразумевает, что некогда было осквернение. Кроме первородного греха есть много отдельных грехов, которыми подвержены молодые люди, и которыми они оскверняют свой путь. Эти грехи делают их путь оскорбительным для Бога и постыдным для них самих. Верующие молодые люди озабочены тем, как очиститься и сохранить чистоту, чтобы могли иметь и добрую совесть, и доброе имя. Давид ставит вопрос, посредством чего они могут восстановить и сохранить чистоту. И дает ответ на свой вопрос. Молодые люди должны сделать Божье Слово своим правилом. Давид поместил Слово в свое сердце, чтобы оно всегда было у него наготове, когда бы ни понадобилось. Божье Слово – сокровище, достойное надлежащего размещения. Только сердце может стать надежным местом для его хранения.
Когда почтальон, постучав в нашу дверь, объявляет, что принес заказное письмо, мы обычно удваиваем внимание, предчувствуя важное сообщение. Потому что обычные письма так не доставляют. Послание к римлянам было тоже в своем роде заказным. Многие исследователи Библии полагают, что Фива взяла на себя труд доставить в Рим боговдохновенный шедевр, написанный ап. Павлом. Это послание содержало весть о том, как грешное и погибающее человечество может обрести спасение через веру в Иисуса Христа. Видя доброту и усердие Фивы (чье имя означает «светлая и лучистая»), он написал римлянам Рим.16.1 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, …». Все мы, верующие – почтальоны, доставляющие особого рода письма – Слово Божье. Мы знаем Благую весть, о которой ап. Павел писал римлянам сотни лет назад.
Господь! Просим, помоги нам донести эту весть словом и делом людям вокруг нас. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы призваны читать, слушать и исполнять Твое Слово. Мы служим Богу, распространяя Его Слово. Просим, не дай нам обрекать себя на духовное голодание, даруй нам любовь к Твоему Слову. Твои Слова – опора нам в пути, светильник яркий, что зажжен Тобой. Зажжен он для того, чтобы спасти нас от греха и дать нам жизнь вечную. Помоги нам повиноваться Тебе, Тому, Кто открывает нам путь праведности и истины. Помоги нам быть искренним и верным перед Тобой. Помоги удалить от сердца хитрость и коварство, от лукавых слов язык свой удержать. Научи нас ненавидеть ложь и любить честность. Благодарим, что Библия всегда указывает правильное направление. Просим во имя Иисуса Христа, помоги нам донести Твое Слово, Благую весть словом и делом людям вокруг нас. Все слова Твои да приложатся к сердцу чистому, к вере искренней. Аминь.