ПРОПОВЕДИ
Как преодолеть греховные привычки
Рим.6.1,2 «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»
Джон Уэсли (центральная фигура евангельского пробуждения, основатель методизма) проповедовал группе аристократов. Позже друзья спросили его: «На какой стих Библии ты проповедовал? Вероятно, на стих «порождения ехиднины?» Уэсли ответил: «Нет, мой стих был: Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Великий реформатор знал, что аристократы такие же грешники, как и все прочие люди. И поэтому больше нуждаются во врачевании, нежели в бичевании.
В Рим.гл.6 говорится о том, что преизобилующая благодать не уменьшает наши обязанности святой жизни. Но, наоборот, увеличивает их, т.к. христианин соединен с Христом для умерщвления грехов и упражнения в новой святой жизни. Христиане должны использовать свою свободу от власти греха и показать себя слугами Бога и праведности. Грешники в слепом обольщении своей собственной праведностью или способностью обрести ее хулят высшую благодать Божию и единственный путь к их собственному спасению, а также единственное средство подлинного освящения. Среди людей, исповедующих Евангелие, тоже есть такие, которые злоупотребляют учением о благодати ради распущенности. Во-первых, это ложные христиане. Во-вторых, лживое сердце и коварство сатаны всегда приводит к тому, что даже искренние христиане, утомленные битвами против греха впадают в леность и легкомыслие, они не бодрствуют должным образом. И ошибочно считают, что, поскольку в нас всё равно всегда есть грех и мы спасаемся лишь по благодати, умерщвление греха не столь важно.
Поэтому во всех таких случаях было важно, чтобы ап. Павел выступил против мнения, которое подразумевается в вопросе: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» Апостол отвечает своим обычным сильным выражением к омерзительному искажению истины Божьей: «Никак». Сохрани нас, Боже, да не будет такого с нами! Он говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» «Мы умерли для греха». Апостол говорит здесь о ветхом человеке как бы распятым с Христом, дабы тело греха было уничтожено. Раз мы умерли для греха, мы уже не можем жить в нем. Под «ветхим человеком» подразумевается всё наше прежнее «я», наша прежняя жизнь в грехе и неверии. Эта греховная природа еще остается даже в рожденных свыше, но она должна ослабляться. Апостол говорит не о ложных христианах, но он подразумевает тех людей, которые истинно приняли «обилие благодати и дар праведности» (гл.5.17). У них есть божественная жизнь, дух, который не может терпеть греха.
«Как же нам жить в нем?» Словом «как» апостол выражает невозможность того, чтобы умершие для греха жили в нем. «Жить в нем», т.е. хорошо себя чувствовать в нем, что мы продолжали бы осознанно совершать грехи. А также не можем со своим собственным желанием и намерением служить ему.
Для того чтобы преодолеть греховные привычки, советуем поступать следующим образом: 1. Размышляйте над Словом Божьим, особенно над 6-й и 8-й главами Послания к римлянам. Первая глава Послания ап. Иакова содержит ряд важных указаний, как преодолеть искушения. В том числе в нем находим обещание плодотворной жизни тем, кто повседневно следует Божьему Слову: Иак.1.21 «в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души». От нас требуется, чтобы мы подготовились к слушанию или к чтению слова: избавились от всякого нечистого чувства и всякого предубеждения и предрассудка, отложили грехи, извращающие суждения и ослепляющие разум. Все принимающие слово благовествования должны подавлять и изгонять всякую нечистоту и остаток злобы. В этом стихе дается и указание, как следует принимать слово: «в кротости примите насаждаемое слово». Слушая или читая Слово Божье, мы должны принимать его: признавать его истины и соглашаться с его законами. Мы должны отдаваться Слову Божьему с покорностью, смирением и послушанием. Это и означает принимать его в кротости. Мы должны быть готовы узнать о своих недостатках и воспринимать обличения не только с терпением, но также с благодарностью. И желать преображаться по учению и заповедям Евангелия. Целью нашего приема слова должно быть спасение души. Ибо назначение Слова Божьего – умудрить нас во спасение. Тот, кто, принимая Слово, ставит перед собой какую-то менее значительную или более низкую цель, приносит бесславие Евангелию и разочарование своей собственной душе. Мы должны подходить к Слову (читая или слушая его) с сознанием того, что «оно есть сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим.1.16). О силе Слова Божьего, побеждающего всякую нечистоту и греховную привычку, с большой убедительностью сказано в Псалме 118.9-11: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя, не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобой». От Христа человек получает силы для новой жизни и начинает духовно расти. На этой стадии необходимо проникновение Слова в душу человека.
2. Поучайтесь Божьему Слову регулярно. Когда мы размышляем над главами из Библии, мы приходим к согласию с Божьим Словом. Когда мы запоминаем библейские стихи, мы позволяем ему проникать в душу, становясь частью нашего сознания. Постепенно это приносит в жизни ощутимые плоды. Одним из таких плодов, упомянутых в 6-й главе Послания к римлянам, становится победа человека над грехом. Рим.6.14 «Грех не должен над вами господствовать». Грех может бороться внутри верующего, может причинять ему много скорбей, но он не может господствовать над ним. Т.е. он не может им управлять. Надо стараться применять библейские стихи к самим себе к тем грехам, которые нам, с помощью Бога, необходимо преодолеть.
3. Вообразите, что вы умерли для греха. Ключ к духовной свободе лежит в понимании того, что вы умерли для греха, ранее имевшего власть над вами. О том, что верующий должен быть мертвым для греха, неоднократно упоминается в Библии, как в Послании к римлянам, так и в других местах. Рим.6.6-7 «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо умерший освободился от греха». Гал.2.20 «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Знание того, что мы умерли для греха, воспринимается сначала духом, а затем – умом. Приняв этот факт, мы, тем самым, приходим к более полному разумному постижению истины. Если вы еще не считаете себя умершим для греха, молитесь: «Господь, дай мне победу над таким-то и таким-то грехом». При этом следует понять, что эта победа уже одержана Христом на кресте. Когда человек утверждается в этой истине, применяя ее лично к себе, тогда победа Иисуса Христа становится его личной победой. Один верующий, шесть лет пытавшийся бросить курить, неожиданно для себя пришел к такому выводу: «А ведь мертвые не курят!» Осознание этого факта помогло ему освободиться от неприятной и вредной привычки.
4. Не создавайте условия для возрождения своих греховных наклонностей и привычек. Один молодой человек несколько лет не мог отделаться от похотливых мыслей. Он старательно заучил 6-ю главу Послания к римлянам и размышлял над ней, однако всё было напрасно. При беседе с ним выяснилось, что он прятал порнографические журналы, к которым он прибегал в минуты искушения. Его неудачи заключались в том, что, рассматривая журналы, он потворствовал своим нездоровым плотским желаниям. А это полностью противоречит тому, что сказано в Библии: Рим.13.14: «облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Алкоголик, хранящий у себя в доме спиртное, наркоман, поддерживающий отношения с торговцем наркотиков, вряд ли избавится от своих пагубных привычек. Потому что в тайне они всё еще пекутся о своих плотских желаниях. Всякий, пекущийся о плоти, далеко отстоит от победы над грехом и Бога. Те же, кто испытали эту победу, не должны заигрывать с миром, стараясь при этом оставаться хорошим христианином. Истинные христиане более всего думают о том, как быть ближе к Богу и как пребывать с Ним в единении. Они стараются преодолеть греховные страсти. Их девизом становится: «То, что можно другим, мне нельзя».
Мы порой испытываем чувство вины, когда читаем книги, возбуждающие чувственность, поскольку нарушаем моральные законы, которые Бог вложил в наше сердце. Мысленно соглашаясь с их содержанием, мы открываем дверь безумству страстей. Читая эти книги, мы способствуем распространению разврата, мы предаем свои духовные ценности. Получая удовольствие от сомнительных фильмов, мы умерщвляем нашу совесть, перестаем по-настоящему любить и теряем веру в Бога. Мы не только постепенно примиряемся со злыми людьми, но и открываем им свой дом. Смотря фильмы без разбора, мы себя открываем вредным идеям и влияниям. Времяпрепровождение, предлагаемое нам миром, делает нас врагами Богу. Мы теряем самое драгоценное, что нам дано – время.
5. Уважение к авторитету – условие победы над греховностью. Уважение авторитета тех, кто наставляет тебя с любовью – один из важнейших шагов к победе над собой. Некоторые верующие сознаются, что они еще не победили свои греховные наклонности. Они добились бы больших результатов, если бы слушались добрых советов своих наставников ( родителей, супруга или супругу, других верующих). Одной из хитрых уловок сатаны служит внушение, что можно согрешать втайне. Однако нет ничего тайного, что не стало бы явным. Именно поэтому в Библии говорится: Евр.3.12,13 «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Апостол обращается к тем, кто уже напитан начатками христианства. Он указывает на средство, предохраняющее нас от подобной порочности, а именно взаимное увещание. Будучи по природе склонными ко злу, мы нуждаемся во взаимных наставлениях. Если не поднимать время от времени нашу веру – она будет лежать; если не согревать ее – она охладеет; если не пробуждать – уснет. Сердце
неверное есть лукавое сердце. Оно ведет к постепенному отступлению от Бога. Братья-христиане нуждаются в предостережении против отступления. К этому предостережению апостол добавляет совет, могущий послужить лекарством от неверности и лукавства сердца: «Наставляйте друг друга …». Мы должны делать всё возможное для поддержки друг друга, пока находимся вместе, что может продолжаться короткое время. Слово «доколе» намекает, что такая возможность будет не всегда. Поскольку завтрашний день не в наших руках, то мы должны наилучшим образом использовать сегодняшний. Если христиане не будут наставлять друг друга систематически, то могут ожесточиться через обольщение грехом. Грех имеет в себе много обольстительного: он кажется красивым, а в действительности является скверным; кажется приятным, а на самом деле вреден; он много обещает, но ничего не исполняет. Обольщение грехом приводит к ожесточению души. Один допущенный грех готовит почву для другого. Грех, совершаемый против совести, сжигает ее.
6. Отдайте себя в руки Бога. Преодолеть греховные привычки – это только половина успеха. Главное – отдать свою бессмертную душу Богу. Быть мертвым к греху и живым для Бога – цель победы над греховностью. Опыт людей, освободившихся от многих дурных наклонностей и пороков, учит, что духовная свобода приходит только тогда, когда всё внимание концентрируется на положительных сторонах очищения. Когда же человек думает о своем грехе более чем о божественном милосердии, он теряет надежду на освобождение. Свершение воли Бога в жизни каждого отдельного человека (а это главная цель нашей жизни) становится возможным тогда, когда мы освобождаемся от греховной тяжести и следуем за наставлениями Святого Духа.
Бог Святой Дух! Просим, дай, чтобы всё, что бы мы ни делали, мы делали во славу Божию! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что из любви к людям Ты устроил для нас безопасное место. Ты послал Своего Сына Иисуса Христа на смерть, чтобы мы могли получить прощение грехов. Благодарим, что по причине Его смерти и Его воскресения из мертвых это место стало доступным для нас. Мы бездумно уходили от Тебя. Потратили столько сил на пороки и на плоть. Но с разбитой душой мы теперь пришли к Тебе. И, по Твоей великой милости, у ног Твоих нашли покой и прощение. Бог Святой Дух! Просим, приди, всё в нас измени. Пусть увидят в нас красоту Иисуса Христа, всю Его чистоту и любовь. Спаси нас, Господь. Мы желаем, чтобы в нашей жизни ничто не помешало общению с Тобой. Ты знаешь наше сердце. Просим, открой, что в нем неугодно Тебе и прости нас. Движимые благодарностью Иисусу Христу за Его жертву, очистим себя от всякого греха, радуясь святости, которую может дать только Он. Мы знаем, что не скроем своих грехов от Тебя, потому что Ты испытываешь сердца. Просим во имя Иисуса Христа, очисти нас, прости и помоги больше не грешить. Аминь.