ПРОПОВЕДИ
Как человек становится аморальным.
Гал.5.16-17 «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».
Под словом «плоть» здесь следует понимать порочную часть нашего естества. Наш долг в борьбе духа и плоти (и это в наших интересах) – встать на сторону лучшей части нашего человеческого естества, на сторону своих убеждений против нашей испорченности, на сторону своих добродетелей против вожделений. Ап. Павел призывает нас к этому как нашему долгу и предлагает самые эффективные средства для достижения успеха в его исполнении. Он предписывает нам одно общее правило, которое, при должном соблюдении будет самым действенным средством против господства плоти – поступать по духу. Под «духом» можно понимать либо Святого Духа, Который обитает в возрожденных людях, руководит ими. И помогает им на пути послушания. Можно понимать и тот благодатный принцип, который Бог вложил в сердце Своих детей. Который желает противного плоти, тогда как греховная человеческая природа, оставшаяся в нас, желает противного ему. Предписываемый нам апостолом долг заключается в том, чтобы мы подчинялись водительству Святого Духа, а также склонностям и стремлениям нашей новой природы. Если это будет нашей повседневной заботой, то мы можем быть уверены, что хотя и не освободимся от бунта и противодействия нашей испорченной природы, но будем удерживаться от исполнения ее вожделений. Оставаясь в нас, она не будет господствовать над нами.
У одной из моих внучек аллергия на многие продукты. Они даже в небольшом количестве наносят вред ее здоровью. Но она не одинока. В наше время аллергия встречается у всё большего числа людей. Христиане, к сожалению, утрачивают духовный иммунитет ко многим вредным для их веры вещам. Библия указывает, против чего нам следует иметь положительную аллергическую реакцию. Перечислим наиболее важные из них. 1. Любого рода зло. Мы должны быть избирательными к тому, что слушаем, на что смотрим и чем занимаемся. Мир лежит во зле, крайне вредном для духовного здоровья. 2. Невежественные и глупые состязания (2Тим.2.23). Если потребуется, мы должны противостать нападкам на Божью истину. Однако многие другие споры порой бессмысленны, а порой и разрушительны. 3. Безнравственность. Библия категорично заявляет, что только брачные отношения между мужем и женой чисты и благословенны. Любые внешние связи – блуд. Насколько серьезны мы в воздержании от всего вышеперечисленного?
Падение человека часто происходит тем же образом, что и падение Евы и Адама в саду Эдема. Рассмотрим некоторые эпизоды, причины этого падения.
1. Природное любопытство. Нет ничего плохого в человеческом естественном любопытстве, если оно управляется Святым Духом. Тот запрет, который наложил Бог на природное любопытство Евы: Быт.2.17 «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него», аналогичен тому, которое Бог наложил и на наше любопытство. Нет необходимости в постижении зла опытным путем, достаточно духовного распознания зла, чтобы уклоняться от него. Вот что сказано об этом в Послании к римлянам. Рим.16.19 «но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Покорный характер хорош, если он находится под добрым влиянием, а в противном случае может послужить причиной обольщения. «Быть мудрым на добро», т.е. разумным во всем, что касается истины и путей Божьих. «Быть простым на зло». С одной стороны, мы должны быть мудрыми, чтобы никто не мог нас обмануть, а с другой стороны – простыми ко злу, чтобы и самим никого не вводить в заблуждение. В 1Послании к коринфянам ап. Павел делает намек на то, что их склонность к дару языков свидетельствует о незрелости их суждений. Поэтому апостол им пишет: 1Кор.14.20 «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние». Поражаться новизне и необычайности явлений присуще детям. Они довольствуются внешним видом, не интересуясь истинной природой и достоинством вещей. Апостол призывает: «Не уподобляйтесь детям, не стремитесь к внешнему эффекту, но ищите сути и истинной ценности. Детям же уподобляйтесь только своим простодушным нравом». Христиане должны быть свободны от всякого лукавства и злобы, но в то же время обладать мудростью и познанием, присущим зрелому возрасту.
2. Пробуждение совести. Наша совесть, данная нам Богом, аналогична системе сигнализации. Она начинает работать всякий раз, когда мы приближаемся ко злу или когда зло начинает настигать нас. Совесть заранее начинает предупреждать нас об опасности. Даже тогда, когда наши близкие и друзья пытаются нас уверить, что всё в порядке, и что нам не следует ни о чем беспокоиться. Первый знак пробуждения совести – это вопрос, который начинает нас тревожить: «Хорошо ли то, что я делаю?» Когда мы отказываемся прислушиваться к голосу совести, его место занимают умственные рассуждения, оправдывающие то, что может нам показаться поначалу правильным. Такие размышления будут очередным знаком тревоги в нашей системе сигнализации. Важно знать и помнить, что путем логических умозаключений нельзя оправдать никакой грех.
3. Преувеличения относительно Божьего запрета. Первый вопрос, заданный Еве сатаной, был полон ядовитого сомнения относительно того запрета, который Бог наложил на природное человеческое любопытство: Быт.3.1 «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» На древнееврейском языке этот вопрос буквально означает следующее: «А правда ли то, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?» Точное содержание Божьего запрета можно найти в книге Быт.2.16-17 «И заповедал Господь Бог человеку говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него. Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Ева добавила к словам Бога то, что Им не было сказано. Вспомним ее слова: Быт.3.2,3 «И сказала жена змею: плодов с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Она добавила к словам Бога: «и не прикасайтесь к ним». И т.о., она стала открытой мишенью для дальнейших искушений сатаны. Когда сатана искушал Христа в пустыне, он сознательно искажал смысл Писания. Господь победил его Своим абсолютным знанием Слова Божьего. Даже если сатана не сможет заставить вас отказаться от Слова, он будет делать всё возможное, чтобы исказить его.
4. Чувственность одержала верх. Прислушиваясь к вкрадчивым словам сатаны, Ева позволила себе усомниться в истинности слов Бога. И вскоре ее чувственное желание вкусить запретный плод взяло верх над разумом. Об этом написано так: Быт.3.6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его». Если мы позволим себе вожделенно взирать на то, что запрещено Богом, или даже в своих мыслях помышлять о возможном удовольствии от «запретного плода», рано или поздно мы будем побеждены этим искушением. Об этом сказано в Библии: Иак.1.14-15 «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделавший грех рождает смерть». Истинный источник искушений находится в нашем сердце. Горючий материал находится в нас, хотя пламя может раздуваться внешними причинами. Как святость состоит из двух частей – отказ от зла и преданность добру, так и грех. Сердце увлекается в сторону от доброго и обольщается, чтобы прилепиться к злому. Сначала плотские наклонности человека отдаляют его от Божьей жизни, а затем он постепенно утверждается на пути греха.
5. Насилие над собственной совестью. Итак, когда Ева сорвала плод и съела его, это было нарушением Божьего запрета. Если вы находитесь в рабстве у какой-то чувственной привычки, вы сможете припомнить случаи, когда вы сознательно делали то, что в глубине души считали грехом. Возможно, что вы, как и Ева после нарушения запрета, ожидали немедленной смерти, не подозревая, что духовная смерть гораздо страшнее физической, потому что несет с собой невидимые путы рабства плоти. Об этом в Послании ап. Павла к римлянам сказано так: Рим.6.16 «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому покоритесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности». Всякий раз, когда человек не прислушивается к голосу своей совести, он совершает над ней насилие. А в Библии сказано об этом, как о грехе: Рим.14.22-23 «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. … а всё, что не по вере, грех». Здесь апостол говорит о том, что кто наслаждается теми или иными вещами, тот, если по рассмотрению тех вещей совесть не мучает его укорами, является блаженным. Ибо лишь такого рода уверенность может сделать так, что дела наши будут угодны Богу. «Ибо всё, что не по вере, грех». Если у нас нет твердого убеждения в правильности нашего поступка, то, что бы мы ни сделали, будем грешить против совести. Насилие над совестью крайне опасно.
6. Пробуждение чувства вины. Вспомним о безрассудстве Адама и Евы, думающих, что от Бога возможно спрятаться. Читаем отрывок из Библии: Быт 3.8 «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». После грехопадения Бог нагонял на них ужас. Их совесть обличала их и выставляла их грех перед ними в его истинных цветах. Бог предстал перед ними как враг. И т.к. в то время они не знали никакого посредника между ними и разгневанным Богом, то им оставалось лишь со страхом ожидать суда. Зная собственную вину, они не осмелились предстать перед Богом. Чувство вины было задумано Богом как сигнал, что в нашей жизни что-то не так, и что нам следует обратиться к Нему, как к своему единственному спасению.
7. Реакция на вину. Ответной реакцией Адама и Евы на нарушение Божьего запрета было желание скрыться подальше от Него. Желание скрыться являет собой насилие даже над самим чувством вины, которое легко разрешается через покаяние. Несостоявшееся покаяние часто уводит нас еще дальше от Бога и оправданию аморальности.
В последние десятилетия внимание мировой общественности обращено к вирусным инфекциям. Вирусы – это микроорганизмы, для жизнедеятельности которых необходим «носитель», т.е. более высокоорганизованное существо. В нем они живут, размножаются и затем выбираются во внешний мир, чтобы заразить других. Подобным образом грех также нуждается в «носителе». Сами по себе гордость, зависть, гнев, себялюбие – лишь слова. И только овладев человеком, они начинают свою разрушительную деятельность вначале в нем самом, а затем и в других. Как же замечательно, что благодаря Божьей благодати мы освободились от греха. Хотя время от времени он предпринимает атаки на нашу душу, Святой Дух помогает нам выйти победителями.
Сын-школьник постоянно доставлял хлопоты родителям своим непослушанием. Когда те призывали его к ответу, он делал сокрушенное лицо и просил прощения. А потом снова проказничал, забывая, сколько уже принес им огорчений. Отец однажды привел его в гараж. Взяв молоток, он забил в стену гвоздь. А затем дал сыну гвоздодер и попросил вытащить его. Мальчик без труда исполнил просьбу. Отец сказал: «Так с прощением, когда ты делаешь что-нибудь плохое, то словно забиваешь гвоздь. А прощение его вытаскивает». «Понял», сказал сын. «А теперь возьми гвоздодер и вытащи также дырку от гвоздя» – попросил сына отец. «Как же можно вытащить дырку?» – удивился мальчик. Жизнь царя Давида подтверждает, что грех имеет последствия. Хотя царь покаялся и был прощен, совершенный им грех с Вирсавией оставил глубокие шрамы на его душе и привел к семейным трагедиям (2Цар.12.10). Это предупреждением служит и для нас. Даже прощенные Богом грехи могут иметь печальные последствия.
Ап. Петр в 1Послании говорит, что Бог через Евангелие призывает нас к чести нашего усыновления. 1Пет.14,15 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках». Господь усыновляет нас для того, чтобы видеть в нашем лице послушных Себе детей. Апостол учит, до какой степени простирается это послушание. Он запрещает детям Божьим сообразовываться с похотями века сего. Временем неведения он называет время, прошедшее до того момента, как их призвали к вере во Христа. Т.о., неверие есть корень всех зол. Бог через Моисея часто говорил израильтянам: «вы имеете дело со Мной, вы – Мои. Поэтому воздержитесь от осквернения». Ведь мы склонны оглядываться на других, желая следовать общему для всех образу жизни.
Господь! Просим, помоги нам жить в послушании Богу. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что оковы наших грехов наш Спаситель Иисус Христос порвал. Благодарим, что Его жертва однажды произвела очищение грехов для всех людей, совершенно очистив нас от греха и осуждения. Благодарим, что в Нем и лишь в Нем даруется нам истинная и полная чистота. Просим, помоги нам сердце наше смиренно принести и жизнь нашу у подножия голгофского креста положить. Помоги обойти грех, буйным мыслям воли не давать, уничтожить его в зародыше. Помоги отказаться от греховных наслаждений, облечься силой Христовой и верой побеждать. И представить себя Богу и члены наши Богу в орудия праведности. Не дай нам обратить Твою благодать в повод к распутству, решив, что не будет последствий. Помоги жить свято. Во имя Иисуса Христа. Аминь.