ПРОПОВЕДИ
Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. (На Рождество)
Руфь 1.6 «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб». Ин.6.47-48 «истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есть хлеб жизни».
В Книге Руфь сказано: «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб». В те времена евреи, в отличие от других народов, имели над собой не царя, а судей. Т.к. на Израиль обрушился голод, пришлось искать пропитание на стороне. Одна семья отправилась из Вифлеема иудейского на поля моавитские. Глава семьи вскоре умер, и жена его Ноеминь осталась с двумя сыновьями, которые взяли себе жен из моавитянок. Одну звали Руфь. На семью пало новое горе. Оба сына умерли, и осталась Ноеминь со своими снохами. Пребывая на полях моавитских, она услышала, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. Ноеминь отправилась со своими снохами к своему народу. По дороге она предложила им вернуться к своему народу и там устроить свою жизнь. Одна, хотя и с плачем, но вернулась, а Руфь сказала Ноемини: Руфь 1.16 «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя. Куда ты пойдешь, туда и я пойду, где ты будешь жить, там и я буду жить. Народ твой будет моим народом, твой Бог будет моим Богом». Не знала Ноеминь, что это было в плане Божьем – чтобы привела оттуда моавитянку Руфь, которая вошла в родословие Самого Господа Иисуса (Лк.1.27). Руфь вышла замуж, родила сына. Нарекли ему имя Овид. Внук этого Овида известен всему миру – это израильский царь Давид.
Итак, десять лет спустя вернулась Ноеминь без мужа и сыновей, но со снохой Руфью в Вифлеем. То, что в Израиле опять был хлеб, народ почитал как посещение Богом Своего народа: Руфь 1.6 «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб». В рождественскую ночь Бог посещает Свой народ, являет миру Своего единородного Сына, Который станет Хлебом для всех народов. Бог Сам посещает Землю и становится Хлебом живым, питаясь Которым люди спасаются от вечной погибели. Ин.6.47-48: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есть хлеб жизни». Во-первых, верующий во Христа «имеет жизнь вечную», он может иметь уверенность в ней, гарантию ее и залог ее. Союз с Христом и общение с Богом во Христе суть начало вечной жизни. Во-вторых, тогда как «питающиеся манной» умерли, питающиеся Христом никогда не умрут, потому что Христос является таким хлебом, которого вкусив, человек никогда не умирает. Ин.6.50 « Хлеб же, сходящий с небес, таков, что любой, кто ест его, не умрет», т.е. не попадет под гнев Божий, убивающий душу. Он не умрет, т.е. он не погибнет, не лишится небес. Это поясняется дальше в следующем обетовании: Ин.6.51 «Я – хлеб живой, сошедший с небес: едущий хлеб сей будет жить вовек». Смерть для такого человека будет лишь порогом, переступив который, он попадет в мир, где смерти уже не будет. Жизнь вечная означает не вечное существование (существовать вечно будут и осужденные в аду грешники, ибо человеческая душа сотворена бессмертной), а вечное блаженство. Христос – животворящий хлеб, которым питается наша душа.
Бог посетил народ Свой. Но Его спасение не ограничивается одной нацией, оно предлагается всему человечеству. Хотя Христос жил и страдал среди иудеев, но жизнь Свою отдал за весь мир, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог Сам стал Хлебом жизни. Питайтесь хлебом спасительным, который дает Христос. Ибо скоро придет духовный голод. Читаем из Книги пророка Амоса: Ам.8.11 «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод; не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». По всему миру будут скитаться люди, чтобы услышать Слово Господне. Поэтому есть причина с поспешностью принять спасение, ради которого Бог посетил Землю.
Одна из красивейших частей оратории «Мессия» Генделя – торжественное провозглашение: «Ибо Младенец родился нам». Чудесная музыка Генделя дышит радостью от прихода в мир Божьего Сына, принявшего плоть. В ней отражается ангельское ликование, огласившее вифлеемские поля в рождественскую ночь. Новый Завет говорит о том, Кем является Христос. Ангел Гавриил, явившийся Марии (благовещение), дал грядущему Мессии четыре характеристики. Он будет Сыном Марии, т.е. человеком (Лк.1.31), но также и Сыном Всевышнего, т.е. Богом (Лк.1.32). Он будет Сыном Давида (Лк.1.35), что делает Его наследником вечного Царства. И, наконец, Он наречется Сыном Божьим (Лк.1.35). Все эти звания и служения Мессии стали возможны, благодаря Его сыновству. Поклоняясь Ему на Рождество, исполнимся радостью и восхищением. Наш Небесный Отец даровал нам совершенного Спасителя. Придите, поклонимся Младенцу Христу!
Каждый год в декабре в западных странах на Рождество устанавливают яркую иллюминацию. Размышляя об этом, вспомним стих из Евангелия от Матфея: Мф.4.16 «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Когда пришел Мессия, люди были во тьме. Они находились «в стране и тени смертной». Это означает не только великую тьму, но и великую опасность. Бедные люди были на грани погибели – они были мертвые по Закону. И, что самое ужасное, они «сидели» в этом состоянии. Сидячее положение – это положение устойчивое. Это состояние довольства, удовлетворенности. Свету они предпочли тьму и невежество. Они сидели во тьме и так и оставались бы в ней, отчаявшись найти выход. Они нуждались в Божьем Свете. Представьте, если бы Рождество было освещено не электрическим лампочками, а светом Божьей любви. Если бы семьи христиан явили своим соседям настоящие рождественские огни. Вероятно, тогда некоторые из сидящих во тьме захотели бы больше узнать об этом великом Свете.
Некий миссионер, отправляясь в Китай в 16-ом веке, взял с собой копии картин, изображавших евангельские события, чтобы сделать их наглядными для местных жителей. Те охотно приняли изображения Марии с Младенцем Иисусом. Но когда он достал картину с распятием и попытался объяснить, что Младенец пришел, чтобы претерпеть казнь, слушатели стали выражать возмущение и испуг. Они не могли представить себе поклонение распятому Богу. Рассматривая рождественские открытки, мы во многом поступаем подобным образом. За праздничной нарядностью мы не видим конец тех великих событий, которые начались в Вифлееме, не замечаем, что обещанное Богом искупление пришло.
В Чехии и некоторых других странах Европы на праздник Рождества делают Кристинглы. Это обычные апельсины, символизирующие Землю, на верхушке которых укрепляют свечу. Это – Христос – Свет мира. Апельсин опоясывает красная лента – образ Крови Спасителя. Четыре зубочистки с нанизанными сухофруктами втыкаются по четырем сторонам, олицетворяя плоды Земли. Это наглядное пособие представляет цель, с которой Христос пришел на Землю: принести свет во тьму и искупить падший мир ценой Своей Крови. В Евангелии от Иоанна Христос назван светом мира. Ин.1.9 «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Здесь истинный свет не противопоставляется ложному. Евангелист просто хочет отличить Христа от всех прочих, дабы кто не подумал, что право называться светом обще для Него с ангелами или людьми. Различие состоит в том, что всё светящее на небе и на Земле, заимствует свое сияние от постороннего источника. Христос же есть Свет, сияющий от самого Себя и озаряющий весь мир Своим сиянием. Вифлеемский Младенец стал воскресшим Христом, нашим Спасителем от греха. Пусть все, обретшие спасение, пребудут в сиянии Его благодати.
В сочельник 1914г., в ходе 1-ой мировой войны, пушки умолкли на протяжении 50 км фронта. Ночью на немецкой стороне зажглись фонари и звучали рождественские песнопения. В английских окопах раздались аплодисменты и поздравления. На следующий день немецкие, французские и английские солдаты встретились на нейтральной территории, чтобы поздравлять с праздником Рождества друг друга, угостить едой и обменяться подарками. Это было кратковременное затишье. Но никто из участников рождественского перемирия не забыл, как драгоценны были эти минуты, и какое неутомимое желание вечного мира пробудили они в сердцах. В пророчестве Исаии о грядущем Мессии говорится: Ис.9.6 «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Своей смертью на кресте Христос упразднил вражду между Богом и людьми. И вспомним стих: Еф.2.14 «Ибо Он есть мир наш». В Нем мы можем обрести вечный мир с Богом и гармонию в отношениях друг с другом. Такова славная весть Рождества.
Среди соседей с космической скоростью распространилась сенсация: в их поселке решил поселиться знаменитый футболист. Многие жители поселка видели его по телевизору и читали в газетах о его способностях на футбольном поле. А теперь он будет жить рядом с ними. Воображение рисовало картины совместных пикников, дружеских бесед и добрососедских отношений. Увы, знаменитость оказалась слишком занята, чтобы уделить жителям поселка хотя бы частицу своего времени. Теперь представим себе другую картину: Иисус Христос, Создатель и Царь вселенной, решил обитать на Земле с людьми. Как говорит ап. Иоанн: «Мы видели славу Его, как Единородного от Отца» (Ин.1.14). Спаситель решил связать Свою жизнь с теми, кто последует за Ним. И, что еще важнее, в тех из людей, кто принял дар Его искупительной любви, поселяется Святой Дух, уча небесной мудрости, утешая и направляя этого человека. Господь жил не по соседству, а вместе с нами. И теперь, когда Он уже на небесах, у Него всегда есть для нас время. И Он готов одарить нас обилием Своей благодати. Размышляя о Младенце Христе в яслях, не будем забывать, что Он не только переехал к нам. Он сделал это для того, чтобы поделиться с нами неизреченными благословениями Своего присутствия.
Дом верующего был уничтожен лесным пожаром. Когда ему разрешили вернуться на пепелище, он надеялся найти среди пепла семейную реликвию – керамическую фигурку Младенца Иисуса, сделанную его женой. Фигурка была размером около 4см. Попробуй, найди. Копаясь в золе, он повторял: «Где же этот Иисус, куда Он делся?» Он всё-таки нашел реликвию. Когда в нашу жизнь приходят разочарования и горечи, мы порой задаемся тем же вопросом: где Иисус? Ответ Библии ясен и однозначен: он рядом с нами. Почитаем одно из библейских обетований: Рим.8.38-39 «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее … не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем». Вы тоже задаетесь вопросом: где Иисус? Он рядом со Своими, и в этом непрекращающееся чудо Рождества.
Во многих странах верующие дарят друг другу подарки в Рождество. И дарят не потому, что когда-то волхвы с востока принесли дары Младенцу Христу. А потому, что таким образом мы отражаем бесконечно больший дар, который Бог из любви к человеческому роду ниспослал нам с небес. Величие дела, совершенного Богом в то самое первое Рождество, затмевает наши самые лучшие попытки выразить свою любовь друг к другу. Ничто не сравнится с тем, что Бог подарил нам в Своем Сыне. Об этом ап. Павел писал: 2Кор.9.15 «Благодарение Богу за неизреченный дар Его». Божье решение послать в мир Своего Сына, чтобы спасти грешников – это дар, который невозможно выразить словами. Этому дару мы и радуемся, празднуя Рождество.
Закончим нашу проповедь гимном хвалы, который воспело небесное воинство в присутствии пастухов: Лк.2.14 «Слава в вышних Богу и на Земле мир». Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты исполнил Свой Завет, посетил народ Свой и дал хлеб, Хлеб жизни и Свет не только ему, но и всем людям. Евангелие сияет среди людей и привлекает их к Иисусу Христу – Свету мира. Он для нас сошел с небес. Он родился, оставив славу небес, чтобы нас поднять и дать нам рождение свыше. Вечное Божье Слово воплотилось. Господь Иисус пришел, чтобы принести Божье присутствие в наш мир. Пусть сердце человека ждет присутствия Иисуса Христа, Его Святого Духа. И пусть человек преобразится в образ Спасителя. Чтобы грех не ослеплял людей, чтобы терны не росли в их душе, Он снимает гнет греха и дарует жизнь. Благодарим за Твой неизреченный дар. Просим, приблизь наше сердце к Тебе, чтобы наше поклонение и почитание никогда не омрачались мирской суетой. Благодарим, что рождение Иисуса Христа изменяет наш мир и меняет нашу жизнь. Просим, помоги нам праздновать это событие с благодарным сердцем. Аминь.