ПРОПОВЕДИ
Как обратить обиду в прощение
Еф.4.31,32 «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Осудив ранее гнев, ап. Павел присоединяет к этому сопровождающие гнев пороки. Мы должны быть друг к другу добры. Это означает, что в сердце должна быть любовь, и что она должна проявляться в смиренном и дружелюбном обращении с другими. Ученики Христа должны прощать не только друг друга, но и других людей. Они должны быть готовы прощать, подражая в этом Богу, Который ради Христа простил их. И простил гораздо больше, нежели они могут простить друг к другу. Те, кого простил Бог (истинные верующие), должны иметь прощающий дух. И должны прощать так же, как Бог прощает истинно раскаявшегося грешника: искренно, от всего сердца, полностью и навсегда, помня слова из Молитвы Господней: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Тот, кто сознательно не прощает, не может быть искренно любящим Бога или боящимся Его, как бы он на это ни притязал.
Гражданская война в США оставила после себя более полумиллиона жертв, разрушенную экономику и политический раскол в обществе. После ее окончания в стране появилась традиция праздновать День матери. В 1870г. Джулия Хоу призвала сограждан учредить Международный день матери, в которой женщины объединились бы в противостоянии войне во всех ее проявлениях. Евангелие Иисуса Христа несет весть примирения с Богом и людьми. Когда ап. Петр спросил Учителя, сколько раз прощать согрешившему брату (Мф.18.21), Господь удивил всех, ответив: «До седмижды семидесяти раз» (Мф.18.22). А затем рассказал притчу о подданном царя, который получил от господина прощение большого долга, но не пожелал простить своего должника (Мф.18.23-25). За это он был строго наказан господином. Вывод прост: т.к. Бог прощает нас, и мы должны прощать друг друга. С Божьей помощью и с Его любовью прощение возможно.
Христианка пошла на встречу бывших выпускников школы. Всё было хорошо, пока кто-то не прикоснулся сзади к ее плечу. Она обернулась и увидела женщину, на карточке-значке которой прочла имя, перенесшее ее мысли на годы вспять. Христианка вспомнила сложенную записку, просунутую под ее дверь, полную злых и оскорбительных слов. Но сейчас, хотя боль снова вернулась в ее сердце, она стала говорить дружелюбные слова. Они начали разговор. По мере рассказа этой женщины перед христианкой предстала судьба ее несчастливого брака и изломанной судьбы. Но христианка не радовалась этому, вспомнила слова: Рим. 12.21 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Они даже поплакали. Никто не упомянул о давнем инциденте. Христианка считала, что Бог тем вечером преподал ей урок прощения и милости.
Напомним о шагах, ведущих от ненависти к прощению.
1. Старайтесь отказаться от приверженности к этому миру. Горькие чувства – признак того, что человеком владеют мирские интересы. Это значит, что вещи земные, т.е. временные для него важнее вечных, небесных ценностей. Должно быть важнее земных благ истинное благочестие, дающее человеку внутренний мир и Божье благословение. Один молодой человек работал помощником президента небольшой компании. Президент уверил его, что если он будет работать за минимальную плату, компания перейдет в его владение, когда владелец уйдет на пенсию через несколько лет. Молодой человек усердно трудился в течение 14-и лет, получая небольшие деньги. Компания процветала. И тут однажды президент объявил, что он продал компанию, и что ему придется уволить своего помощника. Если бы этот человек служил компании только ради того, чтобы стать впоследствии владельцем, ему было бы очень горько. Но он был верующим, и работал в соответствии с Божьим повелением: Кол.3.23-24 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу». (Т.е. показывайте, что значит быть христианином). Помощник работал не на себя, а на Бога, и ожидал награды только от Бога. В последовавшие годы он получил, различными путями, хорошие вознаграждения. Благословение, данное Богом ему, не извиняет действий президента компании. Бог говорит тем, кто обладает властью: Кол. 3.25-4.1 «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде; у Него нет лицеприятия. Господа! Оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах».
Всякому ясно, что при обмене мы теряем одно, чтобы приобрести другое. Ап. Павел указывает нам на простую истину – для духовного роста, чтобы мы стали способны прощать, нам необходим следующий обмен. Флп.3.7-8 «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». У ап. Павла были все основания для горьких чувств; вместо этого он радовался утрате всего земного во имя обретения вечности.
2. Благодарите Бога за ваших обидчиков. Благодарить Бога за то, что нас кто-то обидел – очень трудно. И, тем не менее, это хочет от нас Бог. Ап. Павел пишет: 1Фес.5.18-19 «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте». Мы должны благодарить Бога не за обиды, как таковые, а за Его добрые и высшие цели, которые требуют, чтобы мы пострадали. Бог не в ответе за недобрые дела тех, кто причинил нам боль, но Он обещал, что будет использовать их злобу для нашей пользы. Пс.75.11 «И гнев человеческий обратится во славу Тебе; остаток гнева Ты укротишь». Мы живем в злом мире. Мы чрезмерно подвержены чувствам и боимся гнева человеческого. Но мы можем утешиться тем, что раз Бог допускает, чтобы гнев человеческий обрушился на нас, то всякий раз Он обращает его в Свою хвалу. Гнев человеческий обратится во славу Богу не только тем, что Он контролирует его, но и тем, что злой человек будет вынужден исповедовать собственное бессилие, хотя на какое-то время ему была предоставлена свобода. Из нашего стиха следует также, что гневу, который не послужит славе Божьей, не будет позволено пролиться: «остаток гнева Ты укротишь». Люди не должны допускать грех, т.к. он не поддается их контролю, но Бог может его контролировать. Потому-то нам и надо благодарить Бога за обиды, хотя мы можем не испытывать чувства благодарности.
Если бы Бог воздал каждому из нас по заслугам, то ни одного человека уже не было в живых, т.к. все мы грешны, а возмездие за грех – смерть (Рим.6.23). Пророк Иеремия был прав, когда сказал: Плач 3.22-23 «По милости Господа мы не исчезли; ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя». Обратим внимание на то, что пророк сказал эти слова тогда, когда Иерусалим был разрушен врагом, когда был повод для горести.
3. Воспринимайте обидчика как орудие в руках Бога. Основой для прощения обидчиков будет отношение к ним не как к независимым личностям, но как к посланцам Бога, выбранным во имя исполнения Его плана в нашей жизни. Такое понимание позволяло многим людям Библии прощать тех, кто причинил им зло.
Иосиф, сын патриарха Иакова, шел к своим братьям, посланный отцом. Увидев его приближение, ревнивые братья сговорились убить его. Когда он подошел, его схватили и бросили в яму. И хотя не убили, но продали в рабство купцам. Иосиф провел многие годы в рабстве в Египте. Он мог бы затаить злобу и вспоминать с горечью о преступлении братьев против него. Вместо этого, когда он стал вторым в Египте после фараона, он воспринял их, как орудие в руках Бога. Он со всей искренностью уверил их в своем прощении, сказав: Быт.50.20 «вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей».
Давид был Богом помазан в царя Израиля. Но его сын Авессалом поднял бунт против своего отца. Давид был вынужден бежать из дворца, спасая свою жизнь. На пути ему попался злой человек по имени Семей, и он начал осыпать Давида проклятиями. И даже швырял в него грязь и камни. Один из военачальников Давида сказал ему: 2Цар.16.9 «Зачем злословит этот мертвый пес господина моего, царя? Пойду я, и сниму с него голову». У Давида были все основания казнить Семея. Вместо этого он рассматривал его как исполнителя Господнего приказа, и сказал: «пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» (2Цар.16.10). Богу было угодно унизить Давида.
Господь Иисус Христос пришел в этот мир, как Князь мира. Он жил без греха и всюду творил благо. Ревнивые книжники и фарисеи с тревогой следили за Его растущим влиянием. Они составили заговор и устроили суд над Христом. После издевательского судебного спектакля, жестоких избиений и унижений Он был пригвожден к кресту. Он мог бы отнестись к Своим врагам просто как к злым заговорщикам. Но Он увидел в них исполнителей Божьего плана великой важности. И поэтому Он сказал: Лк.23. 34 «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Его слова означают: «Ты знаешь, что через них добиваешься Своей конечной цели – искупления человеческого рода».
Воспринимая того, кто причинил вам боль, как орудие в руках мудрого и любящего Небесного Отца, вы избегаете чувства ненависти к обидчику. Если бы вы и испытывали горькие чувства, вам пришлось бы адресовать их Богу, т.к. Он «дал команду». И главное – таким благочестивым путем вы показываете обидчику свою любовь к Христу.
4. Внесите добровольный вклад в жизнь вашего обидчика. Этим шагом часто пренебрегают даже те, кто хочет исполниться духом прощения. А ведь именно это служит ключом к обращению ненависти в прощение. Коротко расскажем одну историю. Два брата, христиане, придя однажды утром на свое рисовое поле на склоне горы, обнаружили, что вся вода, которую они накануне натаскали, исчезла с поля. Они быстро выяснили, что их сосед проделал дыру в дамбе и спустил всю воду на свое поле. Братья в душе простили его, починили дамбу и стали вновь таскать воду на свое поле. Но то же самое продолжалось и в дальнейшем. Тогда братья пошли к своему пастору и спросили: «Почему, даже прощая нашего соседа, мы не испытываем радости и любви?». Пастор ответил: «А вы никогда не почувствуете к нему любви, пока не начнете орошать и его поле». Хотя сама идея показалась братьям нелепой, они решили попробовать. И они сделали для себя удивительное открытие: чем больше они трудились на поле своего соседа, тем больше радовались о Боге и испытывали любовь к соседу. Сосед стал обладателем части их сердца. После того, как они несколько раз орошали его поле, он пришел к ним, признал свою вину и стал христианином.
Два христианина отправились на стадион, где имели возможность понаблюдать как за игрой, так и за болельщиками. Один из болельщиков потерял свое место и, ища его, замер между ними и полем. Зритель, сидевший перед ними, чей обзор он полностью перекрыл, сказал: «Не могли бы вы отойти? Ничего не видно». Заблудившийся саркастично хмыкнул: «Какое горе!» Повторная просьба вызвала подобную, но более агрессивную реакцию. Наконец, заблудившийся ушел. Затем он вернулся и сказал тому, кому мешал смотреть: «Прости, друг. Я был не в себе, заблудился, понимаешь…» Они пожали руки и улыбнулись друг другу. Идя по жизни, мы порой попадаем в обстоятельства, побуждающие вести себя не по-христиански. В таких случаях надо просить Бога ниспослать нам смелость, чтобы извиниться перед обиженными. От этого, по словам Христа, зависят наши отношения с Богом (Мф.5.23-24). Мы почитаем Господа, если стремимся к миру с людьми. Только примирившись с теми, против кого согрешили, мы можем испытать богатство благословений от общения с Небесным Отцом.
Наша эгоистическая природа не склонна прощать. Поэтому Христос делает особенное ударение на прощении. Вспомним Его слова: Мф.6.14,15 «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Этот отрывок содержит как обетование, так и угрозу. Мы обязаны простить, ибо надеемся быть прощенными. Поэтому должны не только не сердиться на другого человека, не вынашивать месть, но даже не упрекать его за причиненную нам обиду (вред). Мы должны быть готовы помочь ему, сделать ему добро. И если он покается и захочет восстановить хорошие отношения, то должны быть дружелюбны в общении с ним.
Господь! Просим, помоги нам жить в мире не только с Богом, но также и друг с другом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты побуждаешь нас служить Тебе, оставив у престола Твоего ошибки прошлого и верой приняв Твое прощение. Просим, дай нам понять и поверить, что с Твоей помощью и Твоей любовью прощение всегда возможно. А также, что мы светлой радости лишаем и губим себя, когда не прощаем ошибок других. Помоги нам не таить горечь и обиду в сердце, силой Святого Духа дай избавиться от всякой обиды. И простить тех, кто огорчил нас. Нам нелегко победить гордость и просить у людей прощения. Но Ты желаешь, чтобы мы искали примирения прежде служения Тебе. Помоги нам мириться с теми, кто имеет что-либо против нас. Дай нам смелость, чтобы извиниться перед обиженными. Бог Святой Дух! Просим, всё в нас измени, пусть увидят в нас красоту Иисуса Христа. Аминь.