ПРОПОВЕДИ
Вечность Закона Божия.
Мф.5.18 «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё».
Авраам Линкольн как-то говорил: «Я не хвалюсь тем, что Бог на моей стороне, я лишь смиренно молюсь, чтобы я был на Его стороне». История содержит много примеров того, как люди совершали омерзительные поступки, заявляя, что Бог на их стороне. Звание христианина вовсе не является гарантией того, что Бог с нами. Господь на стороне тех, кто ищет Его и Его волю, кто исполняет Его волю, кто знает Его Слово и исполняет его заповеди. И кто любит Его всей душой, а не убеждает себя и других в своей правоте.
Многие христиане знают, но ошибочно понимают слова ап. Павла: Рим.6.14 «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Они толкуют эти слова так, что христианам всё дозволено, им всё прощается по благодати. Фраза «под законом» означает как то, что уже не повелевает нами его мертвая буква, навлекающая на нас вину, поскольку мы не можем его исполнить. А также и то, что мы уже не подвержены Закону как требующему совершенной праведности и угрожающему смертью всем, кто хоть на малую толику от нее отступит. Т.о., под выражением «но под благодатью» мы разумеем обе части искупления, т.е. отпущение грехов, которым Бог вменяет нам праведность, и освящение духа, которым приготовляет нас к добрым делам. Т.к. человеческая «мудрость» постоянно искажает Божьи истины, по необходимости апостол добавляет следующий стих: Рим.6.15 «Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак». Поскольку Закон является правилом доброй жизни и дан людям для руководства, полагаем, что по его отмене уничтожается всякая дисциплина, упраздняются все запреты, и уже не остается никакого различения между добром и злом. Устраняется проклятие, которому подвержены все люди, лишенные благодати. Т.о., Христос не только не отменяет, но скорее подтверждает Закон.
Вернемся к нашему эпиграфу. Отношение Закона к верующему и то, как Закон осуждает его; а также отношение Евангелия к нему, и то, как оно оправдывает его – два варианта, которые должен ясно понять каждый христианин. Временами появляются «верующие», которые утверждают, что Закон отменен и упразднен. Они учат, что нравственный Закон не является обязательным правилом жизни христиан. То, что было бы грехом в жизни других, они не считают грехом для христиан. Избави нас Бог от подобного заблуждения. Закон как путь спасения – не для нас, но мы желаем повиноваться Богу во всем. Бывают и такие люди, которые учат, что Господь Иисус умерил и смягчил Закон. Тем самым они утверждают, что совершенный Закон Божий был слишком суров для таких несовершенных существ как человек. И потому Бог дал нам более мягкие и умеренные нормы. Такие люди готовы впасть в ужасающее заблуждение. Освящение, которое претыкается в вопросе об исполнении Закона, не может быть совершенным освящением, ибо любое неточное, недостаточное исполнение Закона – грех.
В нашем эпиграфе мы выделим две истины. Первая – Закон Божий вечен, вторая – Закон должен быть исполнен. Христос, Кто пришел открыть эпоху Евангелия, утверждает, что пришел не за тем, чтобы отменить Закон, но исполнить его.
Итак, Закон Божий должен быть вечным. Он не отменяется и не исправляется. Он не смягчается и не приспосабливается к нашему греховному состоянию. Каждое из праведных установлений Божьих пребывает вечно. Назовем три довода, которые обосновывают данную истину.
Первый довод: Господь Иисус объявляет, что Он пришел не для того, чтобы нарушить Закон. Его слова конкретны: Мф.5.17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Ап. Павел говорит нам в отношении Евангелия: Рим.3.31 « мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Евангелие – это средство утверждения и защиты Закона, а не замена ему. Христос пришел не для того, чтобы изменить Закон, но чтобы разъяснить его. И сам этот факт показывает непреходящий характер Закона: нет необходимости разъяснять то, что отменено. Господь пошел дальше простого объяснения Закона. Он указал на его духовный характер, чего не видели иудеи. Они думали, напр., что заповедь «Не убивай» просто запрещает человекоубийство. Но Христос сказал, что гнев без причины – нарушение этой же заповеди, которая запрещает даже оскорбительные слова и другие проявления вражды и злобы. Он показал также, что мысли, желания, воображение, память – всё должно быть подчинено воле Божьей, иначе Закон не будет исполнен. Десять заповедей исполнены значимости, которые мы склонны игнорировать. Напр., многие люди позволяют себе невнимательно относиться к правилам гигиены и санитарии в собственном доме и вокруг него. При этом они не подозревают, что тем самым нарушают заповедь «Не убивай». А ведь она запрещает нам делать что-либо, могущее причинить вред своему здоровью или здоровью окружающих. Не говорите, что Христос ввел более умеренный Закон, потому что человек не смог исполнить Десятисловие. Он не делал ничего подобного. Мф.3.12 «Лопата (которой веют зерно) Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое». Здесь сказано о способности Христа различать, т.к. Он является вечной премудростью. Придет день, когда гумно (Церковь) будет очищено: пшеница и солома будут разделены.
Господь Иисус раскрыл также живую суть Закона. Когда Его спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он сказал: Мф.22.37,39 «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», и «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Итак, если вы любите Бога всем сердцем, то должны соблюдать то, что написано на первой скрижали. Если вы любите вашего ближнего, как самого себя, то должны следовать написанному на второй скрижали. Если просто сравнить заповеди любви Христа с Десятисловием в их письменном виде, и то легко понять, что заповеди любви более суровы и требовательны, т.к. касаются сердца, души и разумения. Человеку труднее Бога любить всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью своей, а также ближнего своего как самого себя, чем просто воздерживаться от убийств, краж и лжесвидетельств. Потому Христос не отменил и ни в коей мере не смягчил Закон, чтобы подогнать его под нашу беспомощность. Он оставил Закон во всем его возвышенном совершенстве, каким он и должен всегда оставаться.
Чтобы показать, что Он никогда не хотел отменить Закон, Христос воплотил все его повеления в собственной жизни. В Его личности всё совершенным образом соответствовало Закону Божьему, как и сама жизнь Его. Он мог сказать: Ин.8.46 «Кто из вас обличит Меня в неправде?» И еще: Ин.15.10 «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». В Библии ясно показано, что Христос был послушен Закону даже до смерти. Из этого следует, что Он пришел не отменить или нарушить его. А если Он не отменил его, кто тогда ниспровергнет его?
Второй довод: Закон Божий должен быть вечным по своей сути, т.к. добро всегда должно быть добром, истина всегда должна быть истиной. Неважно, что происходит в этом мире, и какие изменения происходят во вселенной: лгать, прелюбодействовать, убивать, красть или поклоняться богу-идолу никогда не может быть добром. Нельзя возвысить зло, оно должно оставаться злом, пока существует мир. В духовном смысле Закон вечен. Закон Господень должен пребывать всегда, поскольку он совершенен. А потому не несет в себе никаких признаков разрушения или изменения.
Если бы Бог собирался дать нам более терпимый Закон, то тем самым признал бы, что поначалу слишком многого от нас требовал. Изменить Закон значило бы для Бога признать, что Он изначально совершил ошибку, что Он был слишком суров к несовершенному человеку (мы порой слышим подобное выражение). И теперь готов сделать требования более приемлемыми. Неспособность человека не снимает с него ответственности. И Бог не оказывается несправедливым к нему, требуя от него в Законе того, что тот не может исполнить. Ибо Бог создал его таким, что он мог его исполнить: Быт.1.26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Однако человек, по наущению дьявола и собственной гордыне, лишил этого дара себя и всё свое потомство. Если человек становится таким лжецом, что уже не может говорить правду, освобождает ли это его от обязанности быть правдивым? Освобождает ли человека от долга то, что он промотал все деньги и потому неплатежеспособен? Закон налагает на человека обязательства, соответствующие святости и справедливости Бога, хотя грех и делает того неспособным исполнить Закон.
Более того, Закон требует лишь то, что для человека есть благо. Все до одной заповеди Закона являются своего рода предупредительными знаками. Если человек делает то, что запрещает Бог, это никогда не будет ему во благо. Если человек не делает того, что повелевает ему Бог, это не приносит ему настоящего счастья. Указания, данные нам в Законе относительно того, что есть добро и зло – сама мудрость. Они поддерживают наше духовное здоровье, помогают нам избегать зла. Поэтому любые изменения Закона были бы нам не во благо.
Третий довод, по которому Закон должен быть вечным, состоит в следующем: отрицание вечности Закона есть, прежде всего, попытка лишить Закон его обличительной силы в отношении греха. Большинство людей будет заботиться лишь о том, чтобы приспособить его к собственным нуждам, чтобы Закон дал им возможно большую свободу действий. Если вы до предела уменьшили грех, для чего тогда нужно то великое и славное спасение, которое Иисус Христос принес в этот мир? Закон должен пребывать всегда, чтобы ужасами обличения отвращать людей от самоправедности и вынуждать их спешить к Христу. Они никогда не примут благодать, пока не вострепещут перед справедливым и святым Законом. Закон служит необходимой и благословенной цели, и поэтому должен занимать свое достойное место. Пока в нас есть любой недостаток перед лицом святого Закона, мы не будем совершенны. Если Закон был бы уничтожен, было бы уничтожено Евангелие. Гал.3.24 «Закон был для нас детоводителем к Христу, дабы нам оправдаться верою».
В нашем эпиграфе сказано о том, что Закон должен быть исполнен. В Библии сказано, что ни один человек не может спастись делами Закона. И всё же Закон должен быть исполнен. Закон исполнен во Христе, и верой мы обретаем плод этого исполнения. Господь Иисус, Который есть великий Представитель всех Своих людей, их второй Адам, выступил вперед от имени всех, кто в Нем, и предал Себя в жертву Божьему правосудию. Т.к. Его люди были осуждены на смерть, Он, как их заветный Глава, пошел на смерть вместо них. Для Бога стало возможным, основываясь на принципе представительства Христа, принять замену. Иисус умер, и Закон был исполнен тем, что Он понес наказание. Когда Закон был исполнен, его власти осуждать и наказывать верующего был положен конец. Какое же это благословение – облечься в одежду праведности Христа и предстать в ней перед Богом, имея праведность более высокую, чем та, которую когда-либо требовал Его Закон! Ведь Закон требовал совершенной праведности творения, а мы облеклись в совершенную праведность Творца.
Но это еще не всё. Закон должен быть исполнен в нас лично, в духовном и евангельском смысле. Христос воздействовал и продолжает воздействовать на нас Духом Святым так, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.8.4). Человек рождается свыше, обретает новую природу, любящую Закон Божий. Новая природа ненавидит греховное, противится ему и порицает его. Мы с радостью будем святыми на небесах. В нас не будет ничего, что могло бы противоречить любой заповеди Закона.
В заключение вспомним два отрывка из Нового Завета: 1Ин.2.3-4 «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». И второй: 1Кор.7.19 «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении заповедей Божьих».
Господь! Просим, избавь нас от заблуждения, что нравственный Закон не является правилом жизни для христиан. И помоги нам вымыть и убелить наши одежды Кровью Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за совершенный и святой Закон, который дал человеческому роду. Да будет Святой Дух нашим Учителем, а Слово Божье – нашим учебником, и тогда мы не станем заблуждаться. Да поможет нам Святой Дух, когда мы, уподобляясь Иисусу Христу, стремимся восхвалять Закон. Мы благодарим Тебя, Господь Иисус, что указал на духовный характер Закона. Просим, помоги нам идти по путям праведности и святости, сжалься над нами, ибо мы спешим к Евангелию, сделавшему для нас то, что Закон никогда не мог бы сделать. Благодарим за Твое благословение – облечься в одежды праведности Христа, носить их и предстать в них перед Тобой. Аминь.