ПРОПОВЕДИ
Стремление к одной цели
Мф.6.22,23 «Светильник тела – глаз. Итак, если твой глаз будет чист, то всё тело твое будет светло. А если твой глаз будет худ, то всё тело будет темно. Если же свет, который в тебе, есть тьма, то как велика тьма».
Мы должны остерегаться мирских наклонностей в выборе цели, к которой наш взгляд направлен. Наша забота об этом представлена здесь в образе чистого и худого глаза (ока). Стремление к одной цели, к небу – секрет истинного блага. Но если в глазах двоится, то цели не достичь. Нельзя служить Христу и миру. Христос должен быть единственным правителем сердца. Его Закону, воле, предписаниям должна подчиниться вся наша внутренность. До тех пор, пока сердце наше не настроится на восприятие этих истин, «всё тело будет темно».
Есть такой древнегреческий миф: царь Тантал обидел богов и был за это жестоко наказан. Его посадили в озеро так, что вода доходила до подбородка. Но всякий раз, когда он пытался утолить жажду, вода убегала от него. Над головой у него висели ветви с сочными плодами. Но стоило ему протянуть к ним руку, они тоже ускользали. Хуже не придумаешь. Поэтому стало имя Тантала нарицательным – «танталовы муки», говорим мы. Жизнь без Бога – это самые что ни есть танталовы муки. Библейский Екклесиаст (Проповедник, царь Соломон) искал удовольствий, знаний, богатства. После всех своих поисков написал: Еккл.1.2 «Суета сует – всё суета!» И лишь после того, как он понял, что смысл жизни в познании Бога и послушании Ему (Еккл.12.13,14), он увидел, что не всё суета.
Господь Иисус говорит о посте: ст.16,17 «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое». Эти слова учат нас, что мы должны показать людям, что христианство – это счастье. Уныние и печаль не имеют ничего общего с ним. Неужели служение Христу для нас бремя? Конечно, нет! Тогда не будем вести себя так, будто мы недовольны. Как живут некоторые из так называемых христиан? Они собирают «себе сокровища на Земле». Их вкусы, образ жизни и привычки свидетельствуют об их привязанности к этому миру. Любовь к миру убивает тысячи людей.
«Светильник тела – глаз». Это понятно: глаз видит и направляет. В нашем эпиграфе термин «глаз» может иметь отношение к сердцу, к вере. Для духовного, возрожденного человека вера является глазом. Ей он взирает на Христа. Видеть верой – не является естественной способностью человека, оно даровано ему свыше. Еф.2.8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар». Верой он видит то, что невидимо глазу, он видит суть ожидаемых явлений. Вера христианина – проницательный и острый глаз, который раскрывает грех, который познает волю Господа. Вера – глаз, который видит в конце пути награду, ожидающую тех, кто стремится за ней, взирая на Иисуса Христа. Она различает всё то, что предназначено для Божьих людей. Она даже видит великолепие, которое Бог уготовил любящим Его. Она созерцает лик Искупителя Христа и Ему смиренно поклоняется. Если вера слаба, то духовный свет, поступающий к нам, будет туманным. Тот, кто не принимает Божьи обетования верой, будет претыкаться и во всем другом, он не будет иметь уверенности и в спасении. Сильный в вере способен совершать настоящие подвиги.
Когда-то Мартин Лютер очень страдал, будучи неуверенным в спасении своей души. Он подолгу беседовал с доктором богословия, но мало находил утешения. Однажды Лютер пришел к бедному монаху, неприметному и малограмотному. Тот не был богословом, но в простоте своего сердца верил истинам Евангелия, скрывая это от настоятеля монастыря. Монах указал Лютеру на Деяния апостолов (повеление Христа ап. Павлу) Деян.26.17,18 «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Монах сказал Лютеру: «Я верю в прощение грехов, поверь и ты, брат мой». И Мартин Лютер ответил: «Я верю».
Немощи веры приведут к немощи духовного состояния человека. Если наша вера изменчива, если у нее имеются подъемы и спады, то каждое ее изменение затрагивает духовную жизнь человека. Христианин, чья вера неустойчива, не будет успешен. Но есть одна болезнь веры, которая ведет не просто к болезни души, но к самой ее смерти. Эта болезнь – недостаточная чистота и простота веры. Тот, кто полагается на два спасения и не может сказать о Христе: «В Нем всё спасение мое», идет к гибели. Он уже осужден, ибо в действительности не верит в Сына Божия. Он полагается отчасти на Крест Христов, а отчасти на что-то еще. Лишь тот является чадом Божьим, чья вера стоит только на праведности Христа, и ни на чем ином.
Когда ты видишь лишь одну цель и взираешь лишь на Христа, всё тело будет светло. В нем будет свет мира и радости во Христе Иисусе. Но если твой глаз худ, он пытается видеть две цели. Знай, что всё твое тело будет исполнено тьмы. Тогда сомнение и уныние будут отбрасывать на тебя свою густую тень. Еще хуже будет, когда вскоре Бог отвергнет тебя из-за того, что частично уповаешь на Христа, а частично - на свои добрые дела. Уповаешь на обряды или благотворительность, на молитву или собственный духовный опыт, а может, на знание богословских доктрин. Всё это предательски затмевает имя Христа, Спасителя людей. Разве Он столь немощен, что неспособен спасать Своей рукой, и вы непременно должны помочь Ему в этом? Почему ты, человек, умаляешь Его всемогущество? Ведь Он может делать что угодно без чьей-либо помощи. Довольно этой глупости или гордыни, ибо она непременно приведет человека в глубины ада. Христос не позволит тебе попасть на небеса, коль ты так бесчестишь Его всемогущество. Когда ты ставишь кого-то рядом с Ним, ты лишь бесчестишь и принижаешь Его. Итак, не пытайся иметь два основания веры. Худой глаз может видеть в человеке или в его делах некое средство, помогающее обрести Божье благоволение. Такой глаз слеп по отношению к истине, его нужно вскрыть и удалить из него катаракту гордыни. Ничто, кроме благодати, не спасет тебя.
Если спасение было бы обусловлено двумя факторами, тогда славу за спасение надо было бы разделить. Некий служитель как-то заметил, что если бы грешники попадали на небеса по их делам и по собственной воле, каждый из них стал бы подбрасывать в воздух шапку, провозглашая: «Слава мне самому». Люди хвалили и чествовали бы себя, если бы внесли хоть какой-то вклад в свое спасение. Глупо полагать, что Христос умер, чтобы заслужить разделенное уважение. Он, Бог, должен быть всем. Мы обязаны приходить и петь Ему и только Ему. Слава, честь, величие и владычество Ему во веки веков!
Рассмотрим, чему учат нас слова «глаз чист» (в английском переводе – «глаз один)». Некоторые христиане не видят ясной цели и пути своего служения. Они страдают от того, что у них нет четкой ориентации. Они берутся то за одно, то за другое дело, но у них ничего не получается. Не видя ясной цели, они стараются угодить то Богу, то человеку. Не будем совершать подобной ошибки. Давайте бескомпромиссно следовать только за Христом. Пусть нашим девизом станут слова ап. Павла: Флп.3.13,14 «Простираясь вперед, стремлюсь к цели».
Если глаз худ, т.е. сердце человека злое, алчное, жестокое, завистливое, скупое и сварливое, то всё тело его будет темным, поведение его будет нехристианским. «Если свет, который в тебе», т.е. наклонности, которые должны были бы нас побуждать к добрым делам, «тьма», если они порочные и мирские, то как велико развращение этого человека. И «как велика тьма», в которой он живет.
Ж. Кальвин писал: «В нашей жизни столько очарования, столько прекрасного, изящного, чудесного. Нам нужно всё это ценить, воспринимая как дары Божьей благости, которые никак нельзя презирать». Бог нам щедро посылает Свои дары, чтобы мы наслаждались ими. Нужно только во всем знать меру: и красоту мира ценить, и не делаться заложниками ее, помня о мире грядущем.
Некоторые понимают в эпиграфе «глаз» как практическая рассудительность, совесть, играющая такую же роль для других способностей души, как глаз для тела – управляет его движениями. «Итак, если твой глаз будет чист», если он выносит верные и справедливые решения, различает добро от зла, то он способен правильно руководить чувствами и действиями. И они наполняются светом благодати и утешения. Но если глаз худ и развращен, если он, вместо того, чтобы управлять низменными чувствами, оказывается под их влиянием, если оно вводится в заблуждение и ошибается, то и сердце и жизнь будут полны «тьмы». И всё поведение человека будет неправильным. Печально, когда дух человека, который должен быть светильником Господним, оказывается блуждающим огоньком. Ошибки практического суждения губительны. Они заключаются в том, что «зло называется добром, а добро злом» (Ис.5.20). Нечистая совесть лишает человека покоя, подрывает его энергию, омрачает мысли, угнетает настроение, лишает сна… У Пушкина царь Борис Годунов, вспоминающий о своем злодеянии, восклицает: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Некий неверующий сказал: «Существует вещь, которая портит буквально всё в моей жизни». Его друг поинтересовался: «И что же это?» На это он ответил: «Боюсь, что Библия права». Поэтому мы должны заботиться о правильном понимании вещей, о помазании глаз глазной мазью.
Слово «глаз» в нашем эпиграфе некоторые понимают как цели и намерения. Глазами мы ставим перед собой цель, место, к которому идем. Мы держим это в поле нашего зрения и соответственно направляем свои движения. Во всех наших религиозных делах мы преследуем ту или иную цель, «глаз» наш устремлен на что-то. Наш глаз чист: если наши цели честны и справедливы; если мы правильно следуем к ним; если наши устремления чисты и направлены только к славе Божьей; если мы ищем Его чести и благоволения к себе; если всё направляем к этому. Если в этом вопросе у нас всё в порядке, тогда «всё наше тело светло», все наши действия правильны и благородны, угодны Богу и несут нам утешение. Но глаз наш худ: если, вместо того, чтобы искать славы Божьей и Его одобрения, мы ищем похвалы от людей; если, исповедуя поклонение Богу, мы поклоняемся самим себе; если притворяемся, будто ищем Христа, а на самом деле ищем своего… Такими и подобными поступками всё оскверняется, всё наше поведение будет извращенным.
В штате Орегон есть небольшой ручей Райли, который назван так в честь золотоискателя Райли. День и ночь он трудился на этом ручье целых 40 лет, но так и не нашел золота. Однажды утром его товарищ прямо рядом с их палаткой нашел золотую жилу. Он побежал за Райли и заорал: «Вставай! Что спишь? Мы разбогатели». Но Райли не шелохнулся. Эта ночь стала для него последней. Так как он, живут и умирают многие. Всю жизнь они ищут богатства, ждут наследства, гонятся за счастьем…, а потом вдруг умирают. Стоит ли так жить? Зачем обрекать себя на одно разочарование за другим в мире, из которого все рано или поздно уходят туда, откуда возврата нет? Ведь мы имеем Благую весть: Христос умер и воскрес. И Его воскресение гарантия того, что Бог воскресит верующих во Христа для того, чтобы им жить вечно. Так что стоит потерпеть. Стоит помучиться, пережить одиночество, боль и страдания. А потом будем жить вечно.
Если у тебя в кармане много денежных купюр, это еще не значит, что ты имеешь большую сумму денег. Шелест парой крупных купюр лучше, чем перебирать пачку мелочи, хотя в пачке купюр больше. Так что всё зависит от того, как на что смотреть. Ап. Иаков сказал о жизни человека: Иак.4.14 «Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Важно, не сколько ты проживешь, а как проживешь. Так что нужно нам использовать по максимуму все возможности воздавать хвалу Богу, быть благословением для других, сегодня приносить плод и проповедовать Христа.
Господь! Просим, помоги нам в том, чтобы мы стали счастливыми христианами. В сердце и разум наш пусть проникнет Твой дивный свет. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, пошли Дух Твой Святой на нас, чтобы Он омыл наши незрячие глаза, чтобы воссияла в нашем сердце Твоя истина. Просим, помоги нам свободу ценить, свободу в Твоей ласковой любви жить, свободу каждым шагом Тебе служить. Помоги понять никчемность успехов, которым аплодирует мир. И считать, самым важным духовные ценности. Помоги понять, что если я этот мир приобрел, то Иисуса Христа потерял. Разве сердцу нашему этот мир покой бы дал? Людей влечет к себе и манит богатство мирское и соблазн роскоши. Но Ты, Бог и Творец наш, предупреждаешь нас, что всё это обязательно обманет. Жить по-мирски, значит жить так, будто никакой вечности не существует. Просим, держи нас крепко, ибо потеряться нам очень легко. Дай нам, верность Тебе сохраняя, не уйти от Тебя далеко. Мы так благодарны, что Твоя любовь безусловна. Просим, удали всякое нечестье, разрушительные мысли, пытающиеся поколебать нашу уверенность в Тебе и в Твоем Слове. Успокой наше сердце. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.