ПРОПОВЕДИ
Обязанности всех христиан
Тит 3.8 «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал об этом, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам. Это хорошо и полезно человекам».
Одна женщина восторженно рассказывала подругам, насколько важны знания, которые она получила на курсах по оказанию первой помощи. Ехала по улице и стала свидетелем аварии – машина врезалась в бетонный столб. Далее приводим ее слова: «Подхожу и вижу раненного водителя в ужасном состоянии. Колени у меня задрожали, и я растерялась, не зная, что же делать. Но я вспомнила, чему нас учили на тех курсах. Я согнулась, зажала голову между колен. Это помогло, я не упала в обморок». Ни подруги, ни мы, не такого конца ожидали. Пророк Исаия обвинил израильских начальников в том, что они, прежде всего, своего ищут, а интересами других пренебрегают (Ис.,гл.58). Их служение Богу было только ритуалом, и не более того. Свидетельством их греховного небрежения о бедных людях были: нищета, голод и бедствия народа. Истинное служение Богу предполагает намного большее, чем любовь к вероучению и посещение богослужебных собраний. Помощь другим является важнейшим свидетельством того, что мы правильно применяем христианское учение.
Вернемся к нашему эпиграфу. Открыв благодать Божью, ап. Павел подчеркивает необходимость добрых дел. Ибо мы не можем рассчитывать на Божью милость, если не исполняем добросовестно своего долга. «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал об этом». Другими словами – это истинно чрезвычайно важное христианское учение. И служители должны усердно и постоянно преподавать его. Спасенные должны постоянно помнить об этом учении. «Дабы уверовавшие в Бога» не думали, что одна голая вера спасет их. Их вера должна быть действующей, приносящей плод праведности. Они должны заботиться о том, чтобы «быть прилежными к добрым делам». Делать их не время от времени, когда им представляется для этого случай, но искать возможностей сделать добро. «Это хорошо и полезно человекам». Добрые дела полезны для людей, потому что являются плодами спасения. Об этом в этом послании здесь упоминается в пятый раз (1.16, 2.7,14; 3.1 и 3.8).
Мы оправдываемся верой, а не делами Закона. Никакая душа не войдет на небеса благодаря своему достоинству. Единственное приемлемое достоинство для небес – это достоинство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. В то же время опасно отказываться от наставления и призыва к святой жизни. Освящение наше не должно скрываться за оправданием. Мы должны знать, что вера, которая спасает душу – не мертвая вера. Она должна очищать человека и производить в нем плоды праведности к похвале и славе Божьей. Человек не личной святостью восходит на небеса, но всё же без святости он не увидит Бога. Не добрыми делами мы получаем оправдание, но без них вера не оправдает никого. Мы не должны следовать заповедям, чтобы жить, но должны жить, чтобы исполнять заповеди, потому что спасены. Причина устремления к святости – благодарность Христу, Тому, Кто спас нас и Кто свят.
Люди часто оценивают себя в сравнении с другими людьми. В результате такого сравнения они находят себя не такими уж плохими; если не самыми лучшими, то и не самыми худшими. Такая неистинная оценка успокаивает их. Они чувствуют себя хорошо и, идя в храм, представляют себя добропорядочными христианами, которыми на самом деле не являются. Но спокойствие их должно быть нарушено при прочтении 5-ой главы Евангелия от Матфея. Здесь Господь настаивает на том, что их святость должна превзойти самую святую из всех, находящихся в мире.
Есть законные причины, почему мир, церковь, и Господь Иисус могут ожидать от христиан большего, чем от остальной части человечества. Первая из них, потому что они заявляют об этом. Христианин заявляет, что он возрожденный человек, он познал зло греха, раскаялся в нем и повернулся в сторону Иисуса Христа. Он утверждает, что прощен и получил «сердце новое и дух правый». Кроме того, он утверждает, что является дитем Божьим и наследником небес. Заявления всегда должны поддерживаться фактами. В противном случае это обман или лицемерие. Называться дитем Божьим и не быть им – тягчайшее преступление. Степень греха возрастает пропорционально ложным притязаниям на принадлежность к семье Божьей. Сколь бесчестится имя Христа теми, которые веруют лишь на словах, но взяли на себя Его святое имя!
Вторая причина, почему мы должны ожидать от христиан большего, кроется в том, что христиане больше, чем просто люди. Это не просто слова, это – факт. Верующий во Христа рожден снова, он духовно возрожден. Он не только, как другие люди, сотворен Богом, он сотворен дважды. Первый раз – как все люди, а второй раз – он стал новым творением во Христе. Это не вымысел – он перешел от смерти в жизнь. Он получил Духа Святого, Который внедрил в него новую суть, высшую, чем суть других людей. Они больше, чем просто люди. Они являются таковыми не только из-за возрождения, но и потому, что Бог еще до сотворения мира по благодати отделил их для Себя от других людей.
Силу Святого Духа, нисшедшего на христиан, нельзя ограничить. Мы не вправе говорить: «Я не могу расстаться с плохими привычками». Разве должно нам думать, что определенных высот нам никогда не достичь? Святой Дух дарует нам победу через Христа. Мы не смеем говорить себе: «В этом я грешником останусь, мне не преодолеть в себе это». Бог Святой Дух, обитающий в нас, ежедневно производит в нас желание быть Ему угодным. Он дает нам и силы делать то, что невозможно для мертвого в грехах человека. Будьте осторожны, не угашайте Святого Духа неверием. Позвольте Ему бороться на вашей стороне, достигайте святости, бегите от мира.
Третья причина, почему верующие должны делать больше, чем другие люди: потому, что они ожидают большего, чем те. Видение безбожника мрачно и тоскливо. Он не желает видеть ад и гнев Божий. Вы все-таки взгляните, потому что там ваша участь, если только вы не примите Христа и не положитесь на Его благодать. А вы, христианин, что видите вы? Бог показывает Своим детям бесконечную славу, бесконечное общение с Ним. Никаких тревог, нескончаемый покой и мир окружают их.
Обратим внимание наше на сферы деятельности, где мы ожидаем от христиан большего, чем от нехристиан. В Библии (Матфей, гл.5) Господь указывает поле для их деятельности. Они должны быть солью Земли и светом мира. Благодаря им сохраняется человеческий род на Земле. И они должны служить примером для всех людей. Они сотворены так, чтобы влиять. Господь Иисус предупреждает, что если влияние не является благотворным и добрым, то вы – безнадежный и бесполезный человек, как соль, потерявшая вкус. Она ни на что не годна, кроме как быть растоптанной ногами. Влияние должно быть тихим и ненавязчивым, но постоянным. Как влияние соли, которое не видно, но явно для всех. Нельзя идти по жизни, руководствуясь принципом: «Я не делаю зла и никакого вреда». Это принцип лежачего камня, он не может оправдать верующего. Просоленное мясо не гниет, оно сохраняется. Потерявшая силу соль несет урон хозяину, протухнет его мясо. Если вы в этом мире не влияете по-доброму на людей согласно вашим потенциальным возможностям, то вы виновны в этом.
В этой же главе 5 Евангелия от Матфея Христос требует, чтобы Его ученики были мягче, чем неверующие люди, которые обязательно примут меры против досаждающих им. По крайней мере, они обзовут их разными словами, вплоть до «безумец». Склочный человек находит удовольствие в ссорах, его мало волнует, сколько людей ненавидят его за это, или скольких он ненавидит. С истинными христианами всё обстоит по-другому. Мы должны переносить несправедливость, а если ответ всё же необходимо дать, то дать его надо с кротостью. Месть его – уголья, собранные на голову его обидчика Богом. Вместо того чтобы настаивать на своих правах, он должен сказать: «Я знаю, что этот человек несправедлив ко мне, но я лучше стерплю, чем оскверню свою душу мыслью об отмщении».
Христианин должен превосходить нехристианина своей чистотой: заповедана она Богом. Безбожный человек говорит: «Я не вступаю в интимные внебрачные отношения и не пою похабных песен». Он доволен собой. Христианин должен стоять на другой позиции: нецеломудренный взгляд – преступление, а помысел – грех. Взгляды, походка, мимика шаг за шагом вовлекают человека в дела более грязные. Даже мысль о нечистом должна стать ненавистной для нас.
Христианин должен быть честнее других. Его обычное слово должно быть столь верно, как слово обыкновенного человека, стоящего перед судом под присягой. Стыдно заработать даже копейку неправдой. Не думайте, что если окружающие вас люди живут по другим законам, то вам позволительно жить так, как им. Честность должна быть визитной карточкой детей Божьих.
В этой же главе 5 Спаситель подчеркивает Свое ожидание того, что христиане превзойдут других в любви ко всем людям, как на практике, так и в стремлении любить. Мы должны любить сильнее, и творить добро ревностнее. Истинный христианин смотрит вокруг, кому бы помочь, будь то нечестивый или праведный. Ни развращенность, ни бедность не должны вызывать у него отвращение, т.к. Иисус Христос принимал грешников и ел с ними. Наша любовь должна охватить и тех, кто лежит у врат ада. Ибо Христос может и их поднять к небесам.
Кто-то может сказать: «Я убегу от греха, найду тихое место, где не будет соблазнов, где я могу жить в покое». Вот это воин! Ваш командир говорит: «Вперед к победе!», а в ответ слышит: «Пожалуй, я воздержусь от сражения». Нет, христианин, прояви внимание к тому, что Бог требует от тебя и поступай так.
Далее рассмотрим причины, по которым христианин должен делать больше, чем не спасенная душа. Во-первых, по плодам нашим узнают нас. Люди никогда не узнают о нашей вере, если она внутри нас, только дела могут явить ее миру. По нашим делам оценит мир нас. Добрые дела закрывают рты злословящих. Одно святое действие будет лучшим аргументом в споре с богохульниками, чем тысяча красноречивых бесед. Кроме того, эти дела гарантируют мир и покой нашей совести и делают общение с Богом более тесным.
В третьей главе Послания к Титу ап. Павел повелевает учить христиан общим обязанностям, касающимся их всех без исключения. Тит 3.1-6 «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело. Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, обманутыми, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили. А по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего».
Бабушка и дедушка вернулись домой, и обнаружили на кухне плитку шоколада и лист бумаги с надписью: «Дорогие дедушка и бабушка, это вам от меня. Ваша любимая внучка». Никто не говорил внучке, чтобы она так поступила. Она просто взяла и сделала. Но почему? Может быть, она хотела подкрепить их любовь к ней? А заодно заработать и пару конфет в будущем? Совсем нет. Она сделала этот маленький подарок только для того, чтобы показать, что она любит своих дедушку и бабушку. Она сделала это потому, что она их внучка, а не для того, чтобы каким-то образом стать их внучкой. Именно так обстоит дело с добрыми делами, которые нам следует исполнять как Христовым последователям. Наши добрые дела являются свидетельством нашего спасения и веры в Спасителя. Нам следует поработать не для того, чтобы заслужить Его милость, а потому, что мы любим Его. Этот труд – свидетельство благодарного сердца.
Господь! Мы благодарим, что Ты отдал нас Спасителю Христу и пригвоздил наши грехи к Его Кресту. Просим, дай нам помнить Его слова: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы хотим понять Твое учение. Просим, укажи нам Твою истину. Мы готовы отказаться от всего, чему были научены, если это Твоему Слову не соответствует. Пусть нам будет неудобно, пусть будет стыдно, пусть мы не сможем примирить истину Твою с плотским разумением, но дай нам ее просто принять. Бог Дух Святой! Просим, приди и помоги, освяти благодатью Своей наш дух, душу и тело. Умножь нашу веру и дай милосердия. Дай в служении рвения, усердия, убери безразличие и лень. Господь Иисус! Благодарим Тебя за великую цену, уплаченную ради нашего освобождения. Пусть Твоя победа побудит нас отвергнуть все грехи, мешающие приносить плод во славу Твою. Аминь.