ПРОПОВЕДИ
Отцовство Господа Бога
1Ин.3.1 «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими».
Одна молодая женщина выложила на интернет-сайте свое желание: «Мне хочется просто быть любимой … кем-то замечательным». Не того ли хочется и всем нам? Чувствовать любовь и заботу кого-нибудь замечательного. Тот, Кто наилучшим образом для этого подходит – это Иисус Христос. В проявлении Своей любви Он оставил небесную славу, пришел на Землю. Затем Он пожертвовал Собой ради нашего спасения, т.к. справедливость требовала смертного наказания за наши грехи. Три дня спустя Он воскрес из мертвых. Когда мы принимаем дар спасения, Христос становится нашим Спасителем, Господом и Учителем. Хотите найти того, кто любил бы вас? Поиск окончен. Иисус Христос любит вас больше, чем способен на то любой человек. Самое великое чудо – Бог любит нас.
Вернемся к нашему эпиграфу. Ап. Иоанн предается восхищению благодатью Божьей. Бог Отец усыновляет всех последователей Сына. Сын дарует им власть и достоинство быть детьми Божьими. Только снисходительная любовь вечного Бога могла назвать и сделать таких людей, как мы, Своими детьми: наследников греха по нашей природе, виновных перед Ним, непокорных и неблагодарных. И святой и совершенный Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас – Своими детьми. Столь великая благодать должна воспламенять в нас усердие к чистоте, чтобы стать подобными Ему. И не может быть, чтобы признающий себя одним из детей Божьих себя не очищал. Откуда у нас такая любовь, если не от любви Божьей? А любовь здесь провозглашается полностью незаслуженной: «какую любовь дал нам Отец». Ап. Иоанн имеет в виду, что чем больше излилась на нас благодать Божья, тем более мы обязаны Богу. Нас учат, что усыновление всех благочестивых незаслуженно и не основано на каких-либо делах. Почему мы являемся детьми Божьими? Потому что Бог даром нас полюбил.
Может ли какая другая любовь на Земле сравниться с любовью матери к своему малышу? Многих так трогает стих: Ис.49.15 «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду». Израильтяне чувствовали себя одиноким и покинутыми. Господь утешил их этими словами. Порой, когда жизнь преподносит нам неприятные сюрпризы, нам также начинает казаться, что Бог забыл нас. Некоторые даже заключают, что Господь их больше не любит. Утешитесь, Его любовь никогда не перестает. И нежное сострадание нашего Небесного Отца более надежно и долговечно, чем любовь матери к ребенку.
Фотограф просунул фотоаппарат в гущу ветвей, чтобы сфотографировать гнездо дроздов с птенцами. Птенцы тут же, даже не открывая глаз, разинули клювики навстречу фотографу. Они так привыкли к тому, что вместе со звуком раздвигающихся веток появляется кто-то из родителей, что не сочли нужным убедиться, действительно ли это мама или папа. Такого рода доверие любящая мама прививает своим детям. Что бы она ни положила им на тарелку, они едят без малейшего страха, не боясь, что это им повредит. Разумеется, не всё, что она готовила, нравится детям, но они знают, что мама делает это, заботясь об их здоровье. Знают также, что их благо – ее главный интерес. Отношения такого рода должны быть у нас с Богом, Который сравнивает Свою любовь с любовью матери: Ис.66.13 «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас». И, будучи Божьими детьми, нам нет нужды ни бояться того, что может случиться, ни завидовать тому, что случается с другими. Доверяйтесь Божьей благости, ибо мы питаемся от Его верности.
В Послании к евреям апостол рассуждает о благотворной сущности страданий, выпадающих на долю детей Божьих. Хотя орудиями их могут быть их враги и преследователи, тем не менее, они представляют собой Божье наказание. Всё находится в руках их Небесного Отца и всё служит Его мудрым целям. Апостол предупреждает об этом. Евр.12.5-6 «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Апостол приводит слова Соломона (Пр.3), состоящие из двух частей. Первая гласит: не следует отвергать исправление Господне. А вторая указывает на причину: Господь исправляет тех, кого любит. Довод Соломона следующий: если наказание Божье свидетельствует о Его к нам любви, недостойно гнушаться его или ненавидеть. Ибо глупы те люди, кто не терпит наказаний Божьих ради собственного спасения. И даже отвергает этот символ Его отеческого благоволения. Будем помнить, что в наказаниях мы лишь тогда сможем вкусить божественную к нам любовь, когда убедимся, что всё это – отеческие розги, отучающие нас грешить. Если сердце наше всё еще во власти греха и жизнь наша противостоит Его закону, этим мы показываем, что являемся наследниками гнева, а не детьми Божьими.
Вспомним начало молитвы Господней: «Отче наш». Здесь имеется указание на сыновство – говорится «Отче», и братство, поскольку сказано: «наш». Если Бог наш общий Отец, то мы должны быть братьями. В каком смысле мы сыновья и дочери Бога? Некоторые думают, что отцовство Бога имеет всеобщий характер, что каждый человек, поскольку сотворен Богом, обязательно является сыном Божьим. И что каждый имеет право приступать к престолу Божьему и говорить: «Отче наш, сущий на небесах». Мы полагаем, что в этой молитве мы должны предстать перед Богом, взирая на Него не как на нашего Отца через творение, но как Отца через усыновление и рождение свыше. В обоснование своей позиции приведем отрывки из Евангелия от Иоанна. Ин.8.42,44 «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога вышел и пришел. … Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Там, где отвергается Христос, нет никакого благочестия, никакого страха Божия. Как может назвать Бога Отцом тот, кто отошел от Его единородного Сына? Какое познание Божье там, где отвергается Его живой образ? Сказанное Христом до этого дважды, но неясно, Он излагает теперь совершенно ясно: «Ваш отец дьявол». Он зовет иудеев детьми дьявола не только потому, что они дьяволу подражают, но и потому, что они по его наущению противятся Ему. Как и мы зовемся детьми Божьими не только потому, что подобны Ему, но и потому, что Он правит нами Своим Духом. Итак, когда Библия зовет нас детьми Божьими, это не относится к происхождению нашей природы, но к духовной благодати, возрождающей нас к новой жизни.
Подобные отношения также включают любовь. Если Бог – мой Отец, Он любит меня, Он лучший из Отцов. Вы любите ваших детей и тогда, когда они огорчают вас своими прегрешениями. Гнев ваш растет и вы готовы их наказать. Но едва лишь в глазах их блеснут слезы, как у вас опускаются руки, и вы чувствуете, что скорее накажете себя, чем их. Бог наказывает по необходимости. А Его великая любовь и глубокая мудрость смягчают наказание. Выйдите вечером и посмотрите в небо, творение рук Божьих, на Луну и звезды. Вы вспомните слова: Пс.8.5 «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Больше всего вас поразит то, что, имея все сокровища Вселенной, Бог сердцем устремляется к такому незначительному существу, как человек. Наш Небесный Отец отдает нам Свое сердце, когда называет нас сыновьями. Т.к. сыновство включает Божью любовь к нам, оно включает также и нашу любовь к Богу. Если ты дитя Божье, разве ты не будешь любить Отца своего? Что это за сын, который не любит отца?
Наше сыновство включает обязательное повиновение Богу. Когда я говорю «Отче наш», мне не должно возвышать себя и идти против Его воли. Если Он – мой Отец, да буду я слушать Его повеления и почтительно повиноваться Ему. Повиноваться не столько потому, что боюсь Его, но затем, что люблю Его. Если Он запрещает мне что-то, да стану я избегать этого. Людей неверующих, не имеющих духа усыновления, невозможно побудить сделать что-либо, если они не видят в этом определенных выгод для себя. Но для чада Божьего нет вообще и речи о побуждениях. Чадо Божье знает, что добрыми делами оно не может заслужить благорасположение Бога. Ибо Бог избрал его через Иисуса Христа прежде всяких добрых дел. В нем нет страха перед адом, ибо оно знает, что свободно от ада и не судится, т.к. перешло от смерти к жизни. Чадо Божье действует из чистой любви и благодарности. Но часто ребенок вырастает, умножая число седых волос у матери и принося ей горе до самой смерти. Но он не может утратить отцовства, каким бы ни был ребенок. Так и чада Божьи – всегда Его чада, везде и всюду и останутся таковыми до конца. Вспомним слова Господа Иисуса: Ин.10.28 «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Он приказывает нам быть уверенными в спасении и спокойными после того, как стали Его детьми. Наша уверенность опирается на то, что Он Сам будет стражем нашего спасения. Этот стих учит нас, что спасение избранных так же незыблемо, как неодолима божественная сила. Нас обступают сильные враги, а наша немощь такова, что иногда мы почти готовы погибнуть. Но Христос, Тот, Кто хранит наш залог, больше и сильнее всех.
Еще одно обстоятельство, которое может ободрить маловеров: отцовство Бога распространяется на всех Его чад. Вы также являетесь членом Божьей семьи, как высокочтимые апостолы Петр и Павел. Вы из той же семьи. Младенец-христианин в той же степени чадо Божье, как и тот, кто укоренен в вере. В Божьей семье никто не превозносится перед другими.
Право быть чадами Божьими приносит нам неисчислимые преимущества. Если я чадо Божье, то Бог оденет и обует меня – облечет меня в одежду праведности Спасителя моего Христа. Если я – чадо Его, то уголок Его сердца здесь на Земле предназначен для меня, как и обитель в Его доме небесном.
Вы должны помнить, что у вас очень много братьев и сестер, которые еще не знают своего Небесного Отца. Вы не должны их забывать, поскольку они тоже избранные Богом, они тоже Его чада, хотя и не знают этого. Итак, мы должны молиться о тех детях Божьих, которые еще не вошли в Его семью, которые еще не знают своего Небесного Отца, хотя Отец возлюбил их прежде сотворения мира. Христос искупил их, но они еще не знают Христа. Подумай о своем бедном брате, который отравлен духом дьявола, подумай о нем, сбившемся с пути. И помяни в своей молитве всех тех Божьих чад, которые еще не знают своего Отца.
Мама попросила своего пятилетнего сына сходить в кладовку и принести банку томатного сока. Тот запротестовал: «Там темно, я боюсь». Мама заверила его: «Не бойся, сынок. Ведь там Господь Иисус». Сын подошел к кладовке, робко приоткрыл дверь и сказал в темноту: «Господь Иисус, пожалуйста, подай мне банку с томатным соком». Этот юмористический рассказ напоминает нам историю библейского персонажа, будущего судью Израиля Гедеона. Господь явился ему и назвал его «мужем сильным» (Суд.6.12). А затем поручил ему освободить Израиля от мадиамского гнета (Суд.6.14). Но Гедеон в страхе ответил: Суд.6.15 «Как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший». И даже когда Господь заверил его в Своей помощи, будущий герой всё равно боялся и стал просить знамений. Но почему Господь назвал Гедеона «муж сильный?» Он знал, кем он однажды станет с Божьей помощью. Мы также можем сомневаться в своей силе и способностях. Но да не усомнимся мы никогда в том, что может сделать Бог, если мы будем уповать на Него и повиноваться Ему.
Господь! Просим, дай нам не бояться исполнять Твою волю, быть Твоим любящим и послушным чадом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Иисус Христос и в том явил пример Своей чудесной благодати, что удостоил верующих в Него чести усыновления, соделав их детьми Божьими. Просим, помоги нам заботы наши земные с надеждой передать в Твои руки. Благодарим, что Ты нас ведешь с бесконечной любовью к высшему благу. Ты знаешь, что мы падшие дети падших родителей, но всё равно даруешь нам помощь Своего Духа и спасение в Своем Сыне. Если Ты призываешь, Ты же и силу даешь. Если Ты путь открываешь, Ты Сам по нему и ведешь. Если Ты повелел нам браться за дело, значит, нам не нужно бояться, что оно нам не по силам. Ты – Бог, Который помогаешь нам исполнять Твою волю. Мы благодарим Тебя за Твою любовь и заботу о нас и за Твои многочисленные ежедневные милости. Просим, помоги нам найти полный покой в Тебе. Мы благодарим, что нам не нужны никакие аргументы, чтобы тронуть Твою душу. Нам не нужно говорить с Тобой, подобно нищему, просящему подаяние на улице. Ты – наш Отец и поэтому знаешь наши нужды и желаешь помочь нам. Мы можем не сомневаться в том, что Ты даешь нам всё необходимое. Аминь.