ПРОПОВЕДИ
Блаженны имеющие миролюбивое расположение духа.
Мф.5.9 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Господь Иисус называет блаженными миротворцев, имея в виду тех, кто всё своё влияние использует для того, чтобы установить мир на Земле: как внутри себя, так и в обществе; как дома, так и в других местах. Говоря о миротворцах, Господь подразумевает тех, кто старается вселить в сердце людей любовь друг к другу, уча, что «любовь есть исполнение закона» (Рим.13.10).
Итак, миротворцами являются все те, кто имеет миролюбивое расположение духа. Для того чтобы творить мир, необходима сильная и сердечная любовь к людям, надо желать мира. Миротворцы имеют мирное поведение. Мы должны усердно сохранять мир, насколько это возможно с нашей стороны, чтобы он не нарушился. А также стараться восстановить его, когда он нарушен. Мы должны сделать всё возможное, чтобы примирить других. Творить мир оказывается неблагодарной задачей. Тот, кто пытается примирить поссорившихся, часто получает удары с обеих сторон. Тем не менее, это доброе дело, и мы должны стремиться к нему. Они блаженны, ибо они сами испытывают удовлетворение, сохраняя мир. И оказывают истинную пользу другим, склоняя их к миру. Их миротворчество будет для них свидетельством того, что они действительно сыны Божии, и Бог признает их таковыми. В этом они уподобляются Богу, Он – Бог мира, Иисус Христос – Князь мира. С другой стороны, Бог не признает Своими детьми тех, кто находится в непримиримой вражде друг с другом. Тот, кто стремится к совершенному блаженству (счастью) в той мере, в какой им можно обладать на Земле, должен трудиться ради достижения упомянутой заповеди блаженства. Но надо иметь в виду, что наше миролюбие никогда не должно приводить к соглашению с грехом или союзу со злом.
Мир на Земле был утрачен в дни Адама и Евы. Вкусив запретный плод, они принялись обвинять один другого (Быт.3.12,13). На мирной Божьей планете вспыхнула первая ссора. Все потомки Адама и Евы, включая и нас, последовали их плохому примеру. Мы обвиняем других в собственных промахах. Неверующие люди не могут творить мир, потому что конфликт заложен внутри них. Такое взаимное осуждение разрушает семьи, церкви, общества и народы. Иисус Христос пришел и для того, чтобы уничтожить власть греха, чтобы примирить нас с Богом «кровью креста Его» (Кол.1.20). Бог возрождает нас, и мы утрачиваем склонность враждовать с другими. Мы получаем способность жить в мире с Богом, мы становимся миротворцами среди людей. Примем же с радостью дар Божьего мира и передадим его другим.
Опишем миротворца. Характер отличает его от других, хотя по внешнему облику и общественному положению он такой же, как и другие люди. Живя в данной стране, он понимает, что находится среди людей, которые ревниво относятся к собственной репутации; они способны легко и быстро выходить из себя. У людей укоренилась «психология кулака», одно лишь упоминание о споре и войне горячит их кровь. Они чувствуют себя готовыми драться изо всех сил. Они – вспыльчивы. А дети Божьи, миротворцы должны быть мягкими и терпеливыми, быть способными научить. Т.о., он плывет против течения. Его личной политикой должны быть политика мира. В случае если его честь запятнана, он не отстаивает ее любыми способами. Он полагает, что гневаясь на ближнего своего, вместо того, чтобы снести обиду, он наносит своей репутации еще больший урон. Он знает пословицу: «Если наступить на червя, то он выйдет из себя». Однако миротворец отвечает: «Я не червь, я – христианин, я не выхожу из себя. Я буду молиться о тех, кто жестоко со мной обращается». Он может сердиться, ведь есть праведный гнев, который помогает двигаться в правильном направлении. Будучи способным сердиться, он учится тому, что значат слова Еф.4.26 «гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем».
Находясь дома, миротворец старается быть кротким с домашними. Он скорее со многим примирится, чем произнесет хоть одно непристойное слово. Если он укоряет, то говорит мягко, не как суровый судья, но как добрый человек. Расскажем историю, которая может послужить уроком для миротворца. Джон Уэсли (1703-1791, основатель методизма) плыл на пароходе в Америку. Однажды он услышал сильный шум, донесшийся из каюты знакомого господина. Уэсли вошел туда, и хозяин сказал ему: «Вы хотели бы знать, что это за шум? У меня есть хороший повод пошуметь. Я употребляю только кипрское вино, оно мне даже предписано. Я взял это вино с собой на пароход, а мой слуга всё его выпил. Я покажу ему, что никогда не прощаю подобного». Уэсли сказал: «Ваша честь, в таком случае я надеюсь, что вы никогда не грешите». Хозяин каюты ответил: «Увы, я грешу, и я согрешил в своих побуждениях. Мой слуга будет помилован». Итак, миротворец всегда полагает, что для него, грешника по природе, всегда лучше не быть слишком суровым к своим подчиненным и близким, чтобы не раздражать их и, тем самым, Бога. Миротворец порой сталкивается с руганью и даже с оскорблениями, однако учится переносить всё это. Ибо помнит, что Христос претерпел от грешников много несправедливостей. При этом он не пытается отчаянно защищать себя сам. Он знает, что Бог, Кому он служит, позаботится о его добром имени. Единственное, что требуется от него – это быть осмотрительным в отношениях с другими людьми.
Миротворец обнаруживает, что, в принципе, ничего не теряет от того, что иногда поступается собственными правами. Случается, что он вынужден защищаться, но даже тогда он готов на компромисс. Он отказывается от борьбы до того, как она разгорелась. А если всё же разгорелась, то, желая угодить Богу, он стремится положить конец противостоянию как можно быстрее.
Альфред Нобель разбогател на изобретении динамита. Вероятно, по причине ужасающих последствий, которые имело его изобретение, он учредил в своем завещании премию, вручаемую ежегодно тем, кто произвел вклад в укрепление мира на планете. Сегодня она называется Нобелевская премия мира. Библейское определение мира – это, прежде всего, мир с Богом. Рим.5.1 «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».Грех сделал нас врагами Богу, но Иисус Христос Своей смертью не Кресте отвратил от нас Божий гнев. Теперь мы можем примириться с Ним. Восстановив наши отношения с Богом, Спаситель теперь помогает разрушить преграды, разделяющие нас друг с другом. Другой библейский род мира – это мир Божий. Флп.4.7 «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Выражение «превыше всякого ума» означает, что мы не можем объяснить, откуда берется внутреннее умиротворение. Зато ощущаем, что Бог охраняет наше сердце и помышления. Этот мир приходит от убежденности в том, что Господь любит нас и держит всё в Своих руках. Он один может дать утешение, которое успокоит нервы, наполнит надеждой и не даст упасть духом даже среди самых тяжелых невзгод. Божий Сын теперь восседает одесную Бога. Каждый верующий может обрести мир с Богом и мир Божий. Верующие в Иисуса Христа могут иметь мир вопреки всем трудностям, потому что уверены в любви и заботе Небесного Отца. Все свои тревоги мы приносим к Нему с благодарностью и верой, что Он пошлет всё необходимое и дарует Свой покой вопреки всем невзгодам.
Если миротворца просят быть посредником в споре двух соседей, он никогда не разжигает их взаимную вражду. Он не становится на сторону неправого, ищет способа восстановить справедливость, но всегда смягчает справедливость упрека. И говорит тому, с кем обошлись несправедливо: «Разве у тебя недостает благородства для прощения?» Находясь в судейском кресле, он стремится не доводить дело до суда, если возможны другие способы разрешения конфликта. Если он – пастор и знает о разногласиях среди своей паствы, он не вдается в мелочи, ибо хорошо знает, что такое досужие сплетни и болтовня. Вместо этого он просит людей спокойно жить. И напоминает им слова из Библии: Пс.132.1 «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Он говорит христианам: «Не делайте этого, этим мы радуем дьявола, бесчестим Бога, вредим нашему делу, разрушаем душу людей». Он особенно молится о том, чтобы Дух Святой, Который есть Дух мира, пребывал в церкви во все времена, связывая воедино верующих. Чтобы они были одно во Христе.
Двое верующих обсуждали предмет, по которому имели разные мнения. Старший цитировал отрывки из Библии, громя в пух и прах то, что считал неправильным. Младший выглядел утомленным выслушиваемой нотацией, уставшим от своего собеседника и с тоской в глазах дожидался окончания разговора. Наконец, старший обратил внимание на состояние младшего и сказал: «Вам, я вижу, надоело. Чего же вы хотите?» Молодой человек ответил: «Хоть сколько-нибудь любви. Всякий раз вы только и делаете, что обсуждаете то, что вам нравится. Я хочу видеть Иисуса Христа в вас и через вас». Всегда ли мы проявляем по отношению к людям любовь? Видят ли они в нас Иисуса Христа? Ап. Павел в 1Кор.13.1-4 пишет, что любовь должна быть главным мотивом всего, что мы делаем. А без любви даже самый праведный образ жизни и самое полное знание Библии бесполезны. Любовь лучше любого нравоучения.
Христиане должны быть дружелюбными. Рим. 12.18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Даже с теми, с кем мы не можем быть близки и дружны, надо жить в мире. Т.е. мы должны не подавать другим повода для ссор с нами, не должны быть также мстительными и желчными, чтобы не искать повода для ссор. Мы должны прилагать усилия, чтобы сохранить мир, пока он не нарушился. А если он уже нарушен, то стараться восстановить его. Мы не обязаны делать то, что невозможно для нас, но если возможно с нашей стороны, будем в мире со всеми. Ищите того, что содействует миру, и если возможно, сохраните его. И, самое главное: мы не должны стремиться уберечь мир, если не можем этого сделать, не оскорбив Бога и не причинив ущерба собственной совести. Борьба против христиан в этом мире неизбежна. Но со своей стороны мы должны сделать всё возможное для того, чтобы сохранить мир. Спокойствие и такой образ жизни, который делает нас приятными для остальных, не последнее качество христианина. Мы должны обладать высшей приветливостью и приятностью нрава, который привлекает не только добрых и праведных, но и нечестивых людей.
Коротко вскроем суть блаженства миротворца в соответствии с заповедью «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Здесь подразумеваются три составляющие. Во-первых, он блажен, он обладает устойчивым счастьем. Бог благословляет его. Во-вторых, он один из детей Божьих. Он таков по усыновлению и по благодати, но миротворчество – свидетельство пребывания в нем Святого Духа, Духа мира. Более того, как чадо Божье, он подобен Отцу Небесному: спокоен, долготерпелив, нежен, полон любящей доброты, милости и сострадания. Т.о., он свидетельствует людям, что является одним из детей Божьих. В-третьих, в тексте находим «они будут наречены сынами Божьими». Они не только сыны, они будут так наречены, названы. Это значит, что даже враги будут их так называть.
В Индии служил один солдат крупного телосложения, до службы он занимался борьбой. Он обратился к Богу во время проповеди миссионера. Сослуживцы считали невозможным, чтобы такой человек, каким этот солдат был ранее, вдруг изменился и стал мирным христианином. Однажды, когда все были в столовой, один из них, безо всякой на то причины, вылил ему на лицо и на грудь горячий суп. Наш бедняга разорвал одежду, чтобы вытереть горячую жидкость и, сохраняя самообладание, сказал: «Я христианин, я должен быть готов к этому». Тот, кто вылил на него суп, сказал: «Если бы я знал, что ты всё воспримешь именно так, я бы никогда не сделал этого. Мне очень жаль, что я так поступил». Терпение этого парня стало обличением злобы сослуживцев, они признали, что он на самом деле христианин, т.е. сын Божий. Никто не поступил бы так на его месте.
В Библии находим, что наилучшее состояние для Божьих детей – это мир. К сожалению, слишком часто наша греховность становится причиной бед и столкновений. Наш Небесный Отец желает, чтобы мы научились избегать опасностей. Нам надо помнить слова из псалма: Пс.4.8 «Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности».
Господи! Просим, даруй нам миролюбивое расположение духа, даруй нам найти покой в Твоей любви и мудрости. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Иисус Христос сказал: «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14.27). Мы желаем иметь Твой мир; быть в мире с Тобой, с другими людьми и с самим собой. Твое Слово говорит, что он приходит от Тебя. Просим, даруй нам Свой мир. Наполни наше сердце Твоим миром и ниспошли нам твердость духа в этом тревожном мире. Помоги нам не попадать в беду и не ссориться с другими. Твоей благодатью помоги нам быть в мире со всеми. И даруй понимать, когда мы сами начинаем доставлять ненужные проблемы. Ниспошли желание и силы изменяться. Даруй нам найти мир и покой в Твоей любви и мудрости, ища мира, являть Твое милосердие везде. Благодарим, что можем прийти к Тебе с любой заботой и Твой мир сохранит наш разум. Помоги нам с радостью принять дар Божьего мира и передать его другим. Бог Дух Святой! Просим, пребудь в нашей церкви во все времена, связывая воедино верующих, чтобы они были одно во Христе. Аминь.