ПРОПОВЕДИ
Ищите же прежде духовные благословения
Мф.6.33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его».
Здесь приведен довод против греха озабоченности мирскими заботами. Христианам, в первую очередь, следует заботиться о жизни своей души, о своем вечном блаженстве. Это и есть то, что «одно только нужно» (Лк.10.42), что должно занимать мысли их, но чем обычно пренебрегают те, в чьем сердце господствуют мирские заботы. Если бы мы больше заботились об угождении Богу и о том, чтобы совершать свое спасение, то меньше старались бы угождать себе и добиваться положения в этом мире. Забота о душе – самое лучшее средство против забот о земном. Христиане имеют более надежный и легкий, более безопасный и более короткий путь к достижению всего необходимого для этой жизни, чем путь бесконечных забот и волнений, а именно: «ищите прежде Царства Божия», т.е. духовные благословения, сделайте это главным делом своей жизни. Это лучший способ хорошо обеспечить себя даже в этом мире.
Наш великий долг, составляющий совокупность всех наших обязанностей – искать духовные благословения. К ним относятся (Еф.1.3-14): избрание и предопределение, принятие нас Богом, прощение грехов и искупление, Божественное откровение, единство во Христе и с Христом, вечное наследство, печать и залог Духа Святого и т.д. Наш долг – желать их, стремиться к ним, и ставить их своей целью. Хотя у нас много неудач и недостатков, Господь Иисус принимает наши искренние поиски. Мы должны помышлять о небе как о своей цели и о святости как о пути к ней. Всему земному и всем земным наслаждениям предпочитайте небо и небесные благословения. Вместе с блаженством Царства Небесного ищите и правды (праведности) Его. Ищите праведности, которой требует Бог, чтобы она совершилась в вас и вами. Мы должны искать не столько своего, сколько того, что угодно Иисусу Христу. И если наши интересы столкнутся с Его интересами, то мы должны вспомнить, чему следует отдать предпочтение. Тот, кто ищет ревностно, никогда не ищет тщетно. А помимо этого будете иметь пищу и одежду в качестве дополнения. Какие благословенные перемены произошли бы в нашем сердце и в нашей жизни, если бы мы твердо верили истине. Истине, что самый лучший способ обеспечить себя всем необходимым для жизни в этом мире состоит в том, чтобы более всего стремиться к горнему миру. Если мы прилагаем усердие к тому, чтобы добиться духовных благословений, а всё, что касается земных благ, оставляем на усмотрение Божье, то Господь обеспечит нас ими. Обеспечит в той мере, в какой Он сочтет полезным для нас. И мы не должны желать большего.
Крестьянин потерял на своем поле 5000-рублевую купюру. Он не был богат, и такая потеря была для него ощутима. Он перевернул всё на поле, пока через несколько дней не нашел потерянное, чему был несказанно рад. Вскоре он, попав на богослужебное собрание, был тронут проповедью Евангелия и дома сказал жене: «Я хотел бы быть верующим во Христа Иисуса, но не знаю, где и как Его найти». Жена ответила: «Если бы ты с Божьей помощью искал Его так же ревностно, как искал на поле деньги, то нашел бы Христа». Он скоро принял Христа как личного Господа и Спасителя.
Проповедник обратил внимание на радостные крики с улицы. Ему захотелось узнать, что такое там происходит. Он раздвинул шторы и увидел двух мальчиков, которые весело плескались в струе воды, бьющей из пожарного гидранта. Эта струя напомнила ему о том, как Бог изливает благословения на Своих детей и как важно видеть и осознавать это. Хотя мы, христиане знаем, что Бог ниспослал нам бесчисленные блага, всё равно, в некоторых жизненных ситуациях искажается наш взгляд на Божьи благословения. Они кажутся скорее редкими каплями, нежели обильным потоком. Возможно, поэтому в псалме 102 Давид напоминает своей душе не забывать всех благословений Господа. А затем, чтобы помочь читателям, он перечисляет некоторые из них, напоминает, что Бог прощает все наши беззакония, исцеляет недуги, венчает милостью и щедротами, насыщает благами наши желания. Давайте сегодня не будем ждать потоков благословений, а присмотримся внимательно и увидим их уже излившимися.
Господь Иисус Христос называет блаженными людей, жаждущих праведности. Мф.5.6 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Он имеет в виду тех, кто более всего желает привести свой ум в состояние подобное состоянию ума Господа. Жаждущие праведности не тянутся к богатству, ни к благополучию так, как тянутся к святости. Таковые блаженны. Однажды придет день, и они получат самое главное: Пс.16.15 «в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». Человек обретает счастье через праведность, а именно, через согласие с Богом, с людьми и с самим собой, т.е. согласие со всем на свете. Итак, во-первых, стих Мф.5.6 говорит о конкретных потребностях: «алчущие и жаждущие», но не хлеба и воды, а правды (праведности). Во-вторых, у нас имеется особое определение этих алчущих людей – Господь Иисус говорит, что они «блаженны», или счастливы. В-третьих, стих упоминает об удовлетворении их потребностей; это предвидение, которое делает их блаженными: «они насытятся», т.е. получат то, к чему стремились.
Две наиболее важные потребности организма голод и жажда используются, чтобы выразить страстное стремление души к праведности. Голод и жажда – разные понятия, однако, оба они говорят о сильном желании. Господь Иисус в Нагорной проповеди объединяет их, чтобы усилить и укрепить желание праведности. Он говорит, что блаженны те, кто всегда ищет праведности, и не удовлетворяются до той поры, пока не обретут ее. Это желание – не взрыв благих пожеланий, которые скоро забудутся. Нет, это страстное устремление, которое, подобно голоду и жажде, живет в человеке и владеет им. Такой человек жаждет чистоты, честности и святости.
Ищущий духовные благословения осознает, что он не в ладах с Богом, и это открытие приносит ему большие страдания. Дух Святой показывает ему, что он виновен перед Богом, ибо нарушил Закон, который обязан был соблюдать; что он не проявил должной любви и уважения к Нему, которые должен был проявлять. Тот же Дух возбуждает в нем страстное желание примириться с Богом, совесть его просыпается, и он не может успокоиться, пока его желание не осуществится. Такое состояние включает прощение грехов и обретение им такой праведности, которую примет Бог. Человек обращается к Богу с мольбой о благодеянии. Как ему оправдаться перед Богом? Евангелие особенно славно тем, что открывает нам тот способ, с помощью которого любой грешник может примириться с Богом. Когда человек, алчущий и жаждущий праведности, слышит о праведности по вере в Господа Иисуса, то он с радостью принимает эту истину. Человек, прощенный и оправданный, желает правильно мыслить, говорить и вести себя. Он жаждет всю свою жизнь сделать праведной. Он прослеживает в себе склонность к неправедным делам и противостоит ей, преодолевает ее. Он не может быть довольным вполне, пока не уподобится Иисусу Христу, Который есть зеркало праведности и мира. Благочестивый человек алчет и жаждет видеть праведность и в других. Кроме того, он желает и благочестивого общества, желает, чтобы нечестивые стали святыми.
Обратим внимание на то, что описываемые потребности имеют конкретную направленность. Человек не стремится достичь двадцать целей, а лишь одной. Он алчет и жаждет праведности, духовных благословений. Он не жаждет богатства; он скорее будет бедным праведно, чем богатым неправедно. Он даже не ставит перед собой в качестве великой цели обрести награды праведности. А между тем эти награды весьма заманчивы. К ним относятся: уважение ближних, мир в душе, общение с Богом, т.е. не отвлеченные понятия. Как смотрит на вас голодный человек? Его взгляд – это пронзительная мольба. Человек, который алчет и жаждет праведности, молит Бога всей душой. Притворства в его молитве нет.
В мире великое множество людей, никогда не алчущих и не жаждущих праведности. Некоторые из них, возможно, хотели бы обрести спасение, но, в общем, они неплохо проживают и без него. Голодный никогда не скажет: «Я бы хотел поесть, однако и без еды мне будет недурно». Если вы действительно можете прожить без духовных благословений, которые на словах исповедуете как величайшие ценности, то вы в действительности не алчете и не жаждете. Если вы действительно алчущий и жаждущий праведности, она сразу же становится необходимой вам. Такое устремление не терпит отлагательства, оно требует своего. Многие не принимают Господа Иисуса Христа, Который есть Хлеб небесный. Голодный человек не отвергает здоровой пищи. Когда ребенок садится за стол и говорит, что вообще не хочет есть, очевидно, что он не голоден. Те, кто отказываются от Христа и не обретают Его искупления и освящения, не алчут и не жаждут праведности.
Рассмотрим еще раз слова Господа Иисуса: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Кажется, что это парадоксально. Что невозможно, чтобы голодные и жаждущие были в то же время блаженны. Ибо голод и жажда приносят боль. Почему же они блаженны? Во-первых, потому, что об этом говорит Сам Иисус Христос. А если Он это говорит, нам не нужно никаких других подтверждений. Алчущий и жаждущий праведности должен почитать себя счастливым человеком, потому что он создан для познания истинных ценностей. До этого он благоговел перед не имеющими никакой ценности удовольствиями и считал сор людских похвал чистым золотом. Сейчас он ценит праведность и не походит на ребенка, который предпочтет стеклянные шарики жемчужинам. Он уже обрел определенную меру праведности, ибо может рассуждать правильно и здраво. Он Богу должен быть благодарным за то, что Он его настолько просветил. В прошлом он принимал тьму за свет, свет – за тьму. Но ныне Бог привел его к познанию добра и пониманию того, что от него требуется. Обретя способность рассуждать правильно, он становится человеком блаженным, будучи на пути к еще большему блаженству. Он не только правильно всё оценивает, но и стремится ко всему доброму. Такой человек обретает Божье благоволение.
Человек, который алчет и жаждет праведности, покончил с вожделениями плоти, жадностью, алчностью, ненавистью, жаждой честолюбия. Те, кто движим стремлением к праведности, также обнаруживают, что уже не хотят богатства, денег, не гордятся и не имеют похотливых желаний. Новые побуждения изгнали из них старые. Нам надо знать и помнить, что только Бог может побудить нас алкать и жаждать праведности. Эти люди блаженны, ибо избавлены от многих глупых заблуждений. Наиболее распространенным заблуждением является утверждение о том, что человек черпает всё, что ему нужно для религии, в себе самом. Они полагают, что могут собственными усилиями примириться с совестью, очиститься от грехов и развить в характере праведность. Да обретут они духовные голод и жажду, чтобы выбраться из этой ловушки и освободиться от иллюзии, навязываемой им гордыней.
Для человека не естественно любить всё доброе и святое. Он по природе любит то, что зло и порочно. Он не ищет высокой нравственности перед Богом. Однако если он алчет и жаждет быть правдивым, трезво мыслящим, чистым, святым, то это – небесное благодеяние, это Дух Святой воздействовал на него.
Эдгар По написал рассказ об украденном письме. Дом, в котором оно должно было находиться, был известен полиции. Но, несмотря на то, что его искали в самых невероятных местах, обнаружить его всё же долго не удалось. В конце концов, один из сыщиков заметил его, лежащим на самом видном месте. Духовные благословения тоже лежат на видном месте – у Иисуса Христа.
Если вы желаете получить духовные благословения, то обратитесь к Господу словами: «Господь Иисус, умножь во мне веру, любовь, всякую благодать! Расширь мою душу, чтобы я мог вмещать больше и больше от Тебя». Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты изливаешь благословения на Своих детей. Просим, дай нам видеть и осознавать это. Мы не знаем будущего, но знаем главное: неважно, что происходит, мы всегда находимся под любящим, заботливым и неусыпным оком Твоим, нашего доброго и любящего Небесного Отца. Просим, дай нам помнить о всех духовных благословениях, даруемых Тобой, а также правильно ответить на Твою щедрость. Помоги нам учиться Божьим путям, ходить в Твоей истине, утверждаться в страхе Твоего имени и восхвалять Тебя всем сердцем. Ты знаешь, что лучше для нас, и желаешь вести нас по доброму пути. Просим, даруй нам смелость доверять Тебе и следовать по стезям правды ради имени Твоего. Привлеки нас к Себе. Напомни, что только в Тебе мы обретаем радость и мир, которых жаждет сердце наше. Помоги нам различать в жизни то, что действительно важно. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.