ПРОПОВЕДИ
Христос добровольно идет в Иерусалим предать Себя смерти (Вербное воскр.).
Мк.11.11 «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм».
В стихах Мк.11.1-11 перед нами открывается картина торжественного входа Христа в Иерусалим за четыре-пять дней до Его смерти. Вступая в город таким замечательным образом, Он имел целью показать: 1. Что не боится власти и злобы врагов в Иерусалиме. Он не пробирался в город инкогнито, как человек, не осмелившийся показать свое лицо. Нет, Его врагам не было нужды посылать шпионов, чтобы найти Его, Он пришел открыто. Это послужило ободрением для Его учеников, дрожащих при мысли о силе и хитрости врагов – пусть они видят, как их Учитель смело бросает им вызов. 2. Что Он не был обеспокоен или подавлен мыслью о предстоящих Ему страданиях. Он входил не только открыто, но и в бодром расположении духа. Хотя теперь Он только вступает на поле брани, тем не менее, Он уверен в Своей победе. 3. Он намеренно привлек внимание к Себе. Во время Своего земного служения Он часто удалялся от людей, от их излишнего внимания. Так, большую часть служения Он провел в удаленных частях Галилеи. И в этом исполнилось пророчество Исаии: Ис.42.2 «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Только один раз Христос отступает от Своего обычая и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа. К тому же, всё это происходило при огромном стечении иудеев, которые собрались в Иерусалим на праздник Пасхи со всех концов света. Он пришел в Иерусалим, чтобы умереть и Он хотел, чтобы все знали об этом. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие во всей истории человечества. Он, вечный Сын Божий должен умереть вместо грешных людей, должна быть принесена великая жертва за грех, великий Пасхальный Агнец должен быть заклан. И должно совершиться великое искупление грехов. Поэтому Христос устроил всё так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. По Его воле взгляд всего Иерусалима был устремлен на Него. И Он умер при множестве свидетелей. Об этом следует помнить при изучении событий этого дня.
Христос вошел в город и направился прямо к храму. К Его приходу не приготовили торжественную встречу. Он пришел в храм, чтобы исполнилось Писание: Мал.3.1 «Внезапно придет в храм Свой Господь». Он вошел в храм и, окинув его взглядом, оценил его состояние. Он увидел много беспорядков. Он намерен был пресечь эти беспорядки, но не хотел делать этого немедленно, чтобы не показалось, что Он делает это необдуманно. На эту ночь Он оставил всё как есть и удалился в Вифанию, где был дом Его друзей.
История, повествующая о торжественном входе Христа в Иерусалим, описана всеми евангелистами, как достойная особого внимания. Евангелисты Матфей, Марк и Лука подробно описывают этот приход. А Иоанн передает главную суть этих рассказов. Во-первых, надо помнить о замысле Христа: добровольно прийти в Иерусалим, чтобы предать Себя смерти. Ведь смерти Его надлежало быть добровольной, поскольку гнев Божий может умилостивить только жертва послушания. Исход этого был Ему вполне известен. Однако прежде чем пойти на крест, Он хотел, чтобы народ торжественно принял Его как своего Царя. Он не хотел упускать ничего, что могло бы укрепить и утвердить нашу веру.
Ин.12.12-13 «множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Итак, пришельцы были более склонны воздать честь Сыну Божию, чем жители Иерусалима, которым подобало быть примером для всех прочих. Ведь у них каждый день приносились жертвы, они всегда видели поблизости храм, что должно было подвигнуть их сердце к поиску Бога. Там жили главные учители Церкви. Люди спрашивали о Нем: Ин.11.56 «не придет ли Он на праздник?» И вот, теперь они слышат, что Он идет. Они захотели оказать Ему достойный прием. Мы видим, сколь велика неблагодарность тех, кто, получив с детства религиозное воспитание, отвергает или презирает обещанного ему Искупителя. Однако этот порок присущ всем столетиям. Так что люди тем дерзостнее презирают Бога, чем ближе и радушнее Он им Себя являет. В других же людях, оставивших свои дома и пришедших на праздник, видно большее усердие к поискам Христа. И услышав, что Он пришел в город, они приветственно вышли Ему на встречу. Нет сомнения, что сделать это их подвигло тайное внушение Святого Духа. Мы нигде не читаем, что подобное совершалось прежде. Однако, как земные владыки созывают своих подданных звуком трубы и голосом глашатая, так и Христос внушением Святого Духа собирает народ, приветствующий Его как Царя. Когда в пустыне толпа захотела сделать Его Царем, он тайно укрылся на горе. Ибо тогда люди думали лишь о таком царстве, которое насыщало бы их подобно скотам. Поэтому Христос не хотел потакать их порочному желанию, не захотел отречься от Себя и отвергнуть данное от Отца служение. Теперь же Он утверждает за Собой Царство, полученное от Отца. Даже народ, вышедший Ему на встречу, не понимал природу этого Царства, однако Христос смотрел в будущее. Он дозволял лишь то, что соответствовало духовности этого Царства.
О небесном хоре говорится, что в руках они держали пальмовые ветви. И у этого народа также были в руках пальмовые ветви. Пальма всегда являлась символом победы и торжества. Цицерон называет удостоенного многих наград – человеком многих пальм. Христу предстояло подчинить Себе Своей смертью начальства и власти, и потому было уместно, чтобы перед Ним понесли пальму победителя. Небожители восклицали: Отк.7.10 «спасение Богу нашему». И этот народ также восклицал: «Осанна, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Слово «осанна», составленное из двух еврейских слов, означает «спаси» или «даруй спасение»). Мы можем заметить, как хорошо этот простой народ знал Писание и как правильно он применяет его к Мессии. Этим восклицанием они засвидетельствовали, что признают в лице Иисуса Христа обещанного отцам Мессию, от Которого надо ждать искупления и спасения. Ибо Псалом 117.25, откуда взято это восклицание, повествует о Мессии. По воздействию Святого Духа эти люди хорошо славили Христа и как бы были назначены вестниками, возвещающими приход Мессии. Своими восклицаниями они утверждают, что Господь Иисус является Царем Израилевым, грядущим во имя Господне. Несмотря на то, что в настоящий момент Он был не в царской одежде, тем не менее, в противоположность тем представлениям о Мессии, которым научили их книжники, они признают Его Царем. Это говорит как о Его чести и достоинстве, перед которыми мы должны преклоняться, так и о Его власти и силе, которым мы должны покоряться. Они признают Его, во-первых, за праведного Царя, грядущего во имя Господне. Т.е. посланного Богом в качестве не только пророка, но и царя. Во-вторых, они признают Его за обещанного и долгожданного Царя-Мессию, ибо Он есть Царь Израилев. Согласно свету, который они имели, они признавали Его своим Царем. Они от всего сердца желают добра Его Царству, что подразумевается в отрывке «Осанна, благословен грядущий во имя Господне!»
Эти слова учат нас: один только Бог хранит и защищает Церковь. И Он повелевает приписывать Себе лишь то, что Ему принадлежит. Поэтому, когда мы просим в молитве Бога сохранить Царство Христово, то говорим, чтобы Царство это сохранилось в своем нынешнем состоянии, т.е. чтобы только Бог был автором нашего спасения. Бог, несомненно, использует дела людей, но тех людей, которых Сам для этого готовит.
«Грядущий во имя Господне». Это выражение – приходить во имя Господне означает следующее. Во имя Господне приходит тот, кто не навязывает себя необдуманно, и не ложно присваивает себе честь. Но, будучи призван законно, имеет Бога вождем и автором своих деяний. Этот титул относится ко всем законным служителям. Во имя Господне приходит пророк, который, ведомый Святым Духом, искренне передает людям полученное с неба учение. Во имя Господне приходит царь, рукой которого Бог управляет народом. О Христе по особому праву говорится «пришел во имя Господне», ведь Бог явился через Него не отчасти, как некогда являлся в пророках, но всецело и несомненно.
Ин.12.14 «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него». Другие евангелисты подробнее повествуют об этой истории. О том, что Христос послал двух учеников, приведших к нему молодого осла. Иоанн, писавший свое Евангелие позже всех, счел достаточным коротко передать то, о чем уже рассказывали другие. Истина проста и состоит в том, что Христос ехал на осле, приведенном к Нему вместе со своей матерью (Без матери молодой осел не пошел бы никуда).
Ин.12.17,18 «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Поэтому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Причина, побудившая народ воздать такие почести Господу при вступлении Его в Иерусалим, несмотря на сильное противодействие религиозного начальства, заключалась в том, что Он совершил на днях славное чудо воскрешения Лазаря. Слух об этом распространился повсюду. Итак, у них был справедливый повод приписать честь Мессии Иисусу, сыну Марии. Ведь им стала известна Его удивительная сила. Без сомнения, город гудел разговорами об этом чуде (при воскрешении Лазаря присутствовали и иудеи из Иерусалима). Слух о нем был у всех на устах. «Народ, бывший с Ним прежде», бывший с Ним в то время, когда Он вызвал из гроба Лазаря, в ответ на вопросы свидетельствовал. Они единодушно заявляли, что всё это правда, не подлежащая оспариванию или опровержению. И готовы были даже, если это потребуется, дать соответствующие показания под присягой. Ибо таково значение слова, переведенного как «свидетельствовали». Желающие добра Царству Христа должны быть готовы открыто провозглашать о том, что им известно, чтобы тем самым оказать Ему честь. Полученную информацию о чуде они употребили как должно: «поэтому и встретил Его народ». Одни из любопытства желали увидеть Того, Кто сотворил такое чудо. Другие же из самых искренних чувств старались почтить Его как посланного Богом. Это чудо было совершено Христом последним, чтобы оно могло подтвердить достоверность всех предыдущих чудес и принести Ему славу в преддверии Его страданий. Все Его дела были не только хорошо сделаны, но и хорошо распределены во времени.
Ин.12.19 «Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним». Здесь читаем о возмущении фарисеев всем этим. Члены комиссии, назначенной для отыскания средств, могущих помочь им покончить с Христом, думали, что они достигли своей цели, когда Он удалился в Иудейскую пустыню. Надеялись, что вскоре о Нем забудут в Иерусалиме. Теперь они рвут и мечут, видя, что все их мечты оказались пустыми. Они признают, что нисколько не продвинулись вперед в своих стараниях, направленных против Него. Они не могли ни силой и никакими ухищрениями заставить людей отвернуться от Него. И никакими угрозами запретить им оказывать свое расположение к Нему. «Не успеваете (не достигаете) ничего». Невозможно достичь успеха противлением Христу. Они признают, что Он успешно продвигался вперед. «Весь мир идет за Ним». Фарисеи выражают возмущение Его всё возрастающим влиянием на людей. Таким образом они возбуждают себя и друг друга на более решительное ведение войны против Христа. Они как бы укоряли себя в лени, говоря: народ потому уходит к Христу, что сами они чрезмерно медлительны и беззаботны.
Господь! Просим, дай нам понять, что всё это произошло с Христом не случайно, и народ ликовал не впустую. Всё происходящее управлялось провидением Божьим, поскольку надлежало исполниться написанному. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за историю в Библии, повествующую о торжественном въезде Господа Иисуса в Иерусалим, ибо в ней можно заметить, какую честь воздал Ему простой народ. И как они выразили Ему свое почтение. А также, как исполнилось в этом Писание: «Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Благодарим, что Господь Иисус добровольно пришел в Иерусалим, чтобы пострадать вместо грешных людей. Просим, помоги нам хранить все Его драгоценные высказывания, следовать примеру Его святой жизни, учиться у Него в молитве и ждать Его второго пришествия. Помоги нам извлечь из произошедшего события практические уроки. Пусть с каждым годом великий Голгофский подвиг Спасителя становится всё дороже для нас. Аминь.
Прочитать из Библии: Марк 11.1-11; Иоанн 12.12-19.