Учебный материал
Гейдельбергский катехизис. Сегодня 14 воскресенье.
14 воскресенье содержит два вопроса: 35-й и 36-й.
Во что ты веруешь, когда говоришь: зачатого от Духа Святого и рожденного от Марии Девы?
и
Каков плод святого зачатия и рождества Христова?
В этих вопросах продолжается разъяснение «Апостольского символа веры».
Речь здесь идет о приходе на землю Господа Иисуса Христа. Авторы катехизиса так отвечают на этот вопрос: В то, что Сам Сын Божий, Который есть и пребудет истинным и вечным Богом, действием Святого Духа воспринял от плоти и крови девы Марии также и истинную человеческую природу, чтобы одновременно стать и истинным семенем Давида, подобным своим братьям во всем, кроме греха.
Это означает, что Иисус Христос должен был прийти на землю именно таким способом: быть рожденным естественным путем от обычной женщины, с тем чтобы стать настоящим, подлинным человеком, имеющим плоть и кровь. Но в то же время Его рождение не могло быть обычным. Ведь Иисус не только человек, но и Бог. Поэтому зачатие произошло от Св. Духа, а не естественным путем. Иисус Бог потому то был зачат Духом Святым, а человек, потому что был рожден от смертной женщины. Таким образом, в евангельском рассказе о непорочном зачатии уже содержатся основы церковного учения о Христе, как о Богочеловеке. Тут нужно еще заметить, что Господь был рожден в еврейской среде, в семье потомков Давида, а не где-то еще. И был воспитан, как религиозный еврей в глубоком почтении к вере. Это было неслучайно. Только народ Божий, чтил Господа, и только его представитель мог искупить грехи человечества. Человек не может родиться и существовать вне какого бы то ни было народа, вне определенной эпохи, вне социальной группы. По мнению многих философов 19 века человек представляет собой совокупность социальных связей и отношений. Если бы Иисус родился бы в греческой или римской среде, он не смог бы прийти к Господу, не был воспринят соплеменниками и земная миссия его провалилась. Но так конечно же не могло произойти. Господь своим Провидением поддерживает и управляет всеми земными процессами и всё, и все могут послужить орудием для осуществления его замыслов.
Но тут возникает вопрос6 если Иисус Христос унаследовал человеческую плоть, значит он был грешен, как и все люди. Тогда как же Он может меня спасти, отдав на мучения свою грешную плоть? Ответ тут прост. Поскольку Иисус Христос был зачат Святым Духом, Он имел точно такую же плоть, как и все люди, с одним лишь исключением: на ней не было никакого греха.
В связи с этим следует добавить, что дева Мария, несмотря на изначальную тесную связь с Господом, отнюдь не может являться объектом поклонения. Она была избрана Богом, чтобы явить Господа на свет в человеческом облике. Но от этого она не сделалась равной Господу и не приобрела чего-то божественного. Поэтому позиции отдельных церквей, создающих роскошный и пышный культ Девы Марии, ставящие ее нередко выше даже Господа нашего Иисуса Христа являются для нас неприемлемыми.
Второй вопрос лучше сформулировать следующим образом: Какая польза для нас от того, что мы верим в непорочное зачатие и рождение Иисуса от девы?
Авторы Катехизиса дают такой ответ: Ныне Он – наш Посредник, и Своей невинностью и совершенной святостью покрывает мои грехи, в которых я был зачат, да не взыдут они пред очами Божиими.
Это значит, для того чтобы быть посредником, Иисус не может быть только человеком. Человек не мог бы никакими страданиями, никакими муками искупить грехи человечества. Оно и понятно. Греховная плоть не может искупить другую плоть. Это доступно только Богочеловеку, который есть полностью человек и полностью Бог. То есть, только будучи зачат от Святого Духа и будучи рожденным девой (появившись на свет так, как невозможно, вопреки всем естественным законам) Иисус может спасти меня.
Александр Макеев