ПРОПОВЕДИ
И показались им слова их пустыми.
Лк.24.11 «И показались слова их пустыми и не поверили им».
Воскресение Христа лежит в основе христианства, поэтому это событие запечатлено во всех четырех евангелиях. И не удивительно, что так много внимания уделяется воскресению Христа. Оно является печатью и памятником совершенного им подвига. Оно является завершающим доказательством того, что Он действительно уплатил наш долг, одержал победу в битве за освобождение от ада и был принят Небесным Отцом как наш Спаситель. Если бы Он не вышел из тюрьмы смерти, у нас не было бы уверенности в том, что выкуп за нас был полностью уплачен. Воскресение Его сопровождалось великим землетрясением. Мф.28.2 «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Не стоит думать, что Господу нужна была помощь ангела, чтобы выйти из гробницы. Но Богу было угодно, чтобы Его воскресение сопровождалось чудесами и знамениями.
В первом стихе Лк.24 читаем о любви и почтении, которые были оказаны Христу женщинами после Его смерти и воскресения. Они продолжали усердно заботиться о Нем. Вечером они приготовили ароматы, стоившие очень дорого. А очень рано утром первого дня после субботы принесли их к гробу. Они сильно удивились, когда увидели отваленный от гроба камень и пустой гроб. Женщины вспомнили Его слова, когда им ангелы напоминали о них, и пришли к выводу, что если Христу надлежало воскреснуть, то именно этого им и следовало ожидать. Они устыдились, что собирались бальзамировать на третий день Того, Кто так часто говорил им, что Он воскреснет именно в этот третий день. Читаем ст.9 «И, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим». Из этого не следует, что они были все вместе. Полагаем, что они рассеялись, каждая в свою сторону. Одна из женщин пошла к одним, другая – к другим. И вскоре, в то же самое утро, все ученики были извещены о воскресении Спасителя. В нашем эпиграфе говорится о том, как эта весть была воспринята учениками: ст.11: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им». Невозможно! Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Они решили, что это всего лишь женские фантазии, и приписали всё силе их воображения. Они тоже забыли слова Христа. И нуждались в том, чтобы им напомнили не только о том, что Христос говорил им когда-то в Галилее, но и что Он говорил совсем недавно, в ту самую ночь, когда был предан: «опять вскоре увидите Меня. Я увижу вас опять». Невозможно не удивляться несообразительности учеников, которые сами так часто заявляли о своей вере в Него, как Сына Божьего. Они не раз слышали о том, что Он должен умереть и воскреснуть, а затем войти в Свою славу. Ученики не раз видели, как Он воскрешал мертвых, и все-таки были так медлительны сердцем, что не могли уверовать в Его собственное воскресение. Он воистину воскрес. Это правда.
Господь Иисус сказал: Ин.11.25 «Я есть воскресение и жизнь». Он учит, что Он – начало жизни. Затем добавляет, что дело Его благодати – продлить нашу жизнь до бесконечности. То, что Он говорит именно о духовной жизни, ясно доказывает продолжение этого стиха: «верующий в Меня, если и умрет, оживет». Почему же Христос есть воскресение? Потому что Он возрождает Духом Святым сынов Адама, отделенных от Бога через грех, и они начинают жить новой жизнью. Люди своими природными способностями не могут приготовить себя к принятию божественной благодати. Люди живут и дышат, наделены разумом и волей, но всё это толкает их к погибели, потому что нет в их душе ни одной части, которая бы не испортилась и не отвратилась от праведности. Повсюду царит лишь смерть души. Смерть души – это отчуждение от Бога. Итак, верующие во Христа, прежде будучи мертвыми, начинают жить, поскольку вера – это духовное воскресение души. Что касается Христа, одно дело сделать такое дерзновенное заявление, а другое – доказать его. Спаситель доказал Свои слова, когда воскрес из мертвых. Некий богослов пишет: «Если вы верите, что Сын Божий умер и воскрес, то всё ваше будущее наполняется светом зари вечного утра, …, и той надеждой, даже отблеск которой недоступен самому бурному воображению поэта». Божий Сын умер и воскрес. Его воскресение стало гарантией того, что Бог и нас поднимет из праха Земли. Наша мыслящая, чувствующая, помнящая, узнаваемая личность будет жить вечно. Господь лишил смерть ее жала (1Кор.15. 55).Теперь через веру в смерть и воскресение Божьего Сына мы также можем победить смерть. Если бы Христос не вернулся к жизни, наша вера была бы бесцельной, мы еще несли бы на себе тяжесть греха. Однако Библия говорит, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим.4.25). Сегодня мы предстанем перед Богом праведными, потому что наш Спаситель жив.
Поскольку, услышав о смерти Христа, ученики немало могли огорчиться, более того, их вера была бы серьезно потрясена, Господь утешает их надеждой скорого воскресения. Ин.10.17,18 «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Я имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее». Он как бы говорит: «Я умру не для того, чтобы смерть Меня поглотила, но чтобы воскреснуть победителем смерти». Сегодня нам надлежит так думать о Его смерти, чтобы на ум сразу же приходила слава Его воскресения. Т.о., мы признаем Христа жизнью. Ибо, схватившись со смертью, Он величественно одолел ее и возымел благородный триумф. Еще одно утешение, которым ученики должны были поддерживать себя во время Христовой смерти. Он умирает не вынужденно, но добровольно приносит Себя в жертву за спасение Своего стада. Кроме того, Он говорит, что люди имеют власть Его убить только по Его дозволению. Смерть Его потому была умилостивлением за наши грехи, что была добровольной. Он родился смертным человеком, но это было добровольное смирение, а не наложенное извне рабство.
Учеников опечалило то, что их Учитель идет на смерть. Они не рассчитывали ни на что другое, кроме как умереть вместе с Ним. Поэтому Он говорит: Ин.14.19 «Я живу, и вы будете жить». Он сказал «Я живу», ибо Он имеет жизнь в самом себе и жив во веки веков. Жизнь христиан тесно связана с жизнью Христа. Те, кто верой соединен с Ним, будут жить так же верно и так же долго, как живет Он. Они будут жить божественной жизнью в общении с Богом. Вечная жизнь – это встреча с любимыми, с которыми смерть некогда разлучила нас, жизнь в беспечальном мире, созерцание Господа, возлюбившего нас и отдавшего всё, чтобы соединить нас с Собой навеки. Т.к. у верующих две жизни (нынешняя земная и будущая небесная), им не нужно стремиться получить всё здесь. Можно претерпеть тяготы земной жизни. Потому что нас ожидает вечная жизнь на небесах.
Перед Своей смертью на Кресте Господь Иисус предсказал наступление дня, когда Он воззовет верующих к новому, прославленному бытию. Ин.5.28-29 «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Здесь Христос говорит о последнем дне, о некоем будущем времени. Из того, что тела некогда восстанут из могил, люди не могут выводить, что душа их теперь избавлена от смерти. Христос проводит различие между верующими и нечестивыми. Под «находящимися в гробах» Он разумеет всех, кто умер до того дня. «Глас Сына Божия» означает здесь звук трубы, которая возгремит по повелению Христа (Мф.24.31; 1Кор.15.52; Фес.4.16). Глашатаем и вестником о суде будет один из ангелов. Но данное обстоятельство не мешает приписывать Судье (Христу) то, что делается от Его лица. Христос говорит здесь не о причине спасения, но лишь проводит различие между творившими добро и зло. Он делает это, чтобы призывать Своих людей к святости и праведности. Мы знаем, что оправдывающая нас вера соединена с усердием к справедливой и доброй жизни. И мы учим, что упование на спасение нельзя обрести нигде, кроме милосердия Божия. Естественно, мы чувствуем печаль и скорбь, когда близкие нам люди умирают и уходят от нас. Но верующие не скорбят как прочие, не имеющие надежды. Христово воскресение – это свидетельство того, что все истинные христиане восстанут из могил, чтобы облечься в прославленные тела. «И так всегда с Господом будем» (1Фес.4.17).
По телевизору показывали передачу, посвященную английскому королю Артуру. Примечательным в ней было то, что каждый из участвовавших в съемках историков признал отсутствие каких-либо документальных подтверждений историчности короля Артура, его рыцарей и их круглого стола. Многократно повторялось, что всё, что мы знаем об этих знаменитых героях древности, скорее легенда или даже миф, нежели действительность. Весть о воскресении Христа, в отличие от преданий о короле Артуре, основана не на легендах или мифах, а на историческом факте. Ап. Павел свидетельствует, что самое важное событие в истории человечества – воскресение Иисуса Христа – подтверждено множеством очевидцев. Перечислив учеников, видевших воскресшего Спасителя, апостол говорит: 1Кор.15.6 «Потом явился более, нежели пятистам братьям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили». Т.е. во время написания послания многие из этих очевидцев были живы и могли засвидетельствовать об увиденном. Воскресение Христа – это достоверный и подтвержденный факт.
Многих интересует факт: почему Господь Иисус сохранил следы распятия на Своем теле? Ведь, по идее, шрамы не должны наследоваться воскресшим телом. Значит, Он решил сознательно оставить зримые и осязаемые раны, оставшиеся после гвоздей и копья. Зачем? Полагаем, что история Пасхи была бы неполной без этих шрамов на руках, ногах и боку Спасителя (Ин.20.27). Мы мечтаем о неестественном состоянии – совершенном теле. А для Иисуса быть заключенным в человеческое тело уже было неестественным состоянием. Шрамы стали вечным напоминанием о днях Его стеснения и страдания на нашей планете. Эти шрамы представляют самое ужасное событие из всех, что произошли в истории Вселенной. Но даже это событие стало воспоминанием. По причине Пасхи мы можем надеяться, что пролитые нами слезы, пережитые страдания, потеря любимых и друзей – всё это станет воспоминанием, подобно шрамам Иисуса Христа. Шрамы никогда не исчезают, но зато и не болят. Однажды мы получим воссозданное заново тело и будем жить на новой Земле. У нас будет всё новое. Воскресение Христа – гарантия нашего воскресения.
Итальянский художник Караваджо (1571-1610) известен жгучим темпераментом и нешаблонной техникой живописи. В качестве натуры для святых он использовал обычных рабочих. И умел писать так, что зрители чувствовали себя частью изображенной сцены. На картине «Вечеря в Еммаусе» представлено как раз то мгновенье, когда два ученика узнали воскресшего Спасителя. Один из учеников пытается привстать со стула, а другой изумленно простирает руки в стороны. Евангелист Лука, описавший это событие, говорит, что после этого они сразу возвратились в Иерусалим, где нашли одиннадцать апостолов и других с ними. И они рассказывали о произошедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Мы должны быть готовы к Его неожиданным визитам. Чтобы найти Господа Иисуса Христа, нужно хотеть Его искать.
Когда на Гавайях звучит предупреждение о приближении цунами, люди бегут к кресту, установленному миссионерами много лет назад на горном склоне. Они, получается, в поисках безопасности бегут к кресту. Подобным образом каждому человеку нужно место духовной безопасности. Потому что Господь посылает нам предупреждения через Свое Слово: «Все согрешили и лишены славы Божьей» и «возмездие за грех – смерть» (Рим.3.23; 6.23). Святой Бог серьезно относится к нашим грехам: Евр.10.31 «Страшно впасть в руки Бога живого!» Однако есть и добрая весть. Из любви к нам Бог устроил безопасное место. Он послал Своего Сына Иисуса Христа на смерть, чтобы мы могли получить прощение грехов. По причине смерти Сына Божьего на Кресте и Его воскресении из мертвых это место стало доступным для нас.
Господь! Пусть свет Твоего воскресения освещает каждый наш день. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за великую жертву Твоего Сына Иисуса Христа ради нашего спасения. Благодарим, что Он лишил смерть ее жала и благодаря Его смерти и воскресению мы имеем уверенность, что однажды придем в место, где нет смерти и где вечное блаженство. Господь Иисус! Мы радуемся Твоей великой победе над грехом и смертью. Пусть свет Твоего воскресения освещает каждый наш день. Благодаря Твоей смерти и воскресению, мы теперь твердо знаем, что грех не может победить верующих в Спасителя и не победит. Благодарим Тебя за утешение и надежду. Что бы мы делали без Тебя? Благодарим, что Твоя смерть и воскресение даруют нам всё необходимое для этой жизни и для будущей. Просим, помоги нам доверяться Тебе. Удали наши сомнения и замени их обновленной верой в Тебя. Аминь.
Прочитать еще: Осия 6.1-3; Мф.28.1-15;