Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 15
Пятнадцатое воскресенье Гейдельбергского Катехизиса содержит 3 вопроса: их номера 37, 38 и 39.
37. Во что ты веруешь, говоря: страдавшего [при Понтии Пилате]?
38. Почему Он страдал при судье Понтии Пилате?
В это воскресенье Катехизис продолжает истолкование положений Апостольского символа веры, который мы произносим по меньшей мере раз в месяц во время Причастия. И не случайно вопросы о страданиях Христа Катехизис приурочивает именно к Пасхе – к празднику установленному в память страданий и последующему воскрешению Иисуса Христа. Ведь 15-е воскресенье очень часто с ней совпадает. Сегодня мы празднуем светлый праздник воскресения Христова совершенно в особых условиях. Мы не можем собраться вместе, не можем принимать причастие. Это происходит, наверное, впервые со времени, когда Церковь начала праздновать Пасху – праздник светлого Воскресения Христова.
Начало празднования относится видимо ко II веку. Христиане традиционно собирались вместе в первый день после иудейской субботы и праздновали воскресение Иисуса Христа. Воскресенье, которое было сразу после Песаха (одного из главных иудейских праздников, во время которого произошло распятие и последующее воскрешение Христа), отмечалось особо торжественно. Так и родился праздник Пасхи. Но праздник это необычный. Прежде всего, обратим внимание на его название. В разных странах он называется по-разному. На большинстве языков, в том числе и русском, праздник называется так и называется «Пасха». Но на английском и немецком он называется «восточный» (easter, ostern). На некоторых славянских языках он называется великими днями, на других еще иначе. По сути, это единственный христианский праздник, у которого нет общепринятого названия.
Также нет единого мнения, как появилось само cлово «Пасха», и что оно означает. Первый, наиболее распространенный вариант, Пасха произошла от еврейского Песаха (ухода, перехода), еврейского праздника, учрежденного в память исхода евреев из Египта. И название, христианскому празднику было дано, таким образом, по созвучию с иудейским. Другая версия говорит о происхождении Пасхи от латинского Passio – страсти, страдания. То есть, название означает страдания Иисуса Христа.
С датой празднования тоже не всё в порядке. Его дата устанавливается по лунно-солнечному календарю календарю, поэтому Пасха является преходящим праздником. Церкви до сих пор не решили, когда его праздновать. Поэтому и пасхалии (даты празднования Пасхи) разные. Большинство церквей дату праздника устанавливают по так называемой Григорианской Пасхалии. Праздник выпадает на любое воскресенье между 31 марта и 21 апреля. Русская православная церковь, Иерусалимская и некоторые другие отмечают праздник по Александрийской Пасхалии, где дата Пасхи выпадает на воскресенье между 8 апреля и 5 мая. Все даты приводятся по новому стилю.
Это действительно необычный праздник. Иисус Христос своими, страданиями крестной смертью и воскрешением победил небытие, объявил победу жизни над смертью. Благодаря Его крестным страданиям мы получили спасение. Теперь мы знаем, что Господь всегда с нами, чтобы не случилось, Он всегда будет за нас. И в этот тяжелый час, когда нельзя собраться вместе, когда над нами нависла угроза мы должны воскликнуть: Христос воскрес! Христос воскрес! С его помощью мы преодолеем смерть и победим!
Теперь возвращаемся к Гейдельбергскому Катехизису. Напоминаю вопрос: Во что ты веруешь, говоря: страдавшего [при Понтии Пилате]?
Авторы Катехизиса так отвечают на этот вопрос:
Ответ: В то, что во время всей Своей земной жизни, и особенно на ее исходе, в плоти и душе Своей Он нес гнев Божий за грехи всего рода человеческого, дабы страданием Своим как единой умилостивительной жертвой избавить наши тела и души от вечного осуждения и снискать для нас благодать Божию, праведность и жизнь вечную.
В этом ответе и заключается сущность Пасхи. Страдания и искупление всех грехов рода человеческого. Господь принес сам себя как искупительную жертву. Отныне мы избавлены от власти греха.
Следующий вопрос звучит так: Почему Он страдал при судье Понтии Пилате? Авторы Катехизиса отвечают на этот вопрос следующим образом: Чтобы, будучи невинным и осужденным гражданским судьей, искупить нас от предлежащего всем сурового суда Божия.
Здесь говорится о Понтии Пилате – о префекте (по другим данным прокураторе) Иудеи, который судил и казнил Иисуса Христа. Фигура эта в Новом Завете является ключевой. Если бы Пилат отверг бы обвинения иудеев и не казнил бы Иисуса Христа, что, собственно, он и хотел сделать с самого начала, то крестная смерть не произошла и грехи человечества не были бы искуплены. Такое даже представить страшно. Кто же такой Понтий Пилат и почему он так прославился?
Исторические источники дают удивительно мало сведений о нем. Одно лишь точно известно, что он был префектом (военным правителем) Иудеи с 26 по 36 гг. н.э. Кроме Нового Завета о деятельности Понтия Пилата подробно рассказывают Иосиф Флавий и Филон Александрийский. Также о нем рассказывает историк Тацит. По рождению он принадлежал к всадникам – среднему служилому сословию римского государства. По существовавшим тогда правилам, чтобы получить должность префекта нужно было долго служить на командных должностях в действующей армии (в войнах всю историю римской республики, а затем империи недостатка не было). Значит Пилат долго служил в легионах на Рейне или на Дунае, именно там шла в это время война. По кратким упоминаниям понятно, что человеком он был очень образованным и добросовестным, твердо проводившим власть империи на подконтрольной ему территории. Видимо за эти заслуги Пилат был удостоен звания «друг Цезаря», одного из высших в империи. Но в то же время местные жители иудеи его очень не любили. Он глубоко не уважал местные традиции, не уважал и даже откровенно презирал веру евреев, цинично над ней насмехался. Каждый год следовали чрезвычайно жестокие расправы над мятежниками и просто недовольными. Поэтому Пилата боялись, но не любили. Не любили его даже Первосвященник и члены Синедриона, люди которых он сам и назначил. Страх перед ним членов Синедриона, саддукеев, руководства Храма в Иерусалиме во многом объясняет, почему Иисус мог действовать так свободно, не боясь своих противников. Они просто боялись Пилата. При внешней автономии руководство еврейской общины боялось даже вздохнуть без разрешения римского наместника. Поэтому-то Иисуса привели к Понтию Пилату и потребовали, чтобы он немедленно казнил его, при чем непременно распятием. Римский наместник ведет себя немного странно. Он принимает Иисуса за политического мятежника, задавая ему вопрос, он ли царь иудейский? Царем Иудеи считался в то время Римский император, поэтому каждый провозглашающий себя царем, считался мятежником. Религиозные вопросы прокуратора не интересовали. Наиболее подробно суд Пилата описан в Евангелии Иоанна. В нем он выступает как адвокат и судья одновременно. Беседует с Иисусом на философские темы («что есть истина?»). Кстати, вопрос о природе истины был центральным вопросом в философии стоиков. Возможно, это первая в истории полемика между христианской верой и античной философией. Потом Пилат задает ему вопросы, в основном о том, считает ли он себя царем. Затем следует ряд театральных жестов: Иисуса переодевают в царское одеяние (багряницу), и Пилат объявляет, что он царь иудейский, затем выводят избитого и Пилат говорит, что он человек. И всё время прокуратор заявляет, что не находит он вины в Христе. Народ же постоянно требует распятия. В конце концов римский наместник предлагает его помиловать. Народ требует помиловать Варавву, а не Христа, Пилат приговаривает его к смерти, повторяя, что не виновен в смерти праведника (т.е. Христа). Между тем Христа распинают, и к кресту прибивают табличку с указанием его вины: «Царь Иудейский», т.е. мятежник. Возникает вопрос, на чьей стороне был Понтий Пилат? На стороне иудеев во главе с первосвященником или Иисуса Христа?
Пилат исполнял или делал вид, что исполняет обязанности адвоката. Вроде даже защищал - его. Также он презрительно разговаривал с первосвященником и членами Синедриона, но Христа всё-таки распял, то есть, выполнил их пожелание в полном объеме. В чем же тут дело? Может Понтий Пилат испугался массовых беспорядков и поэтому решил пойти на поводу у иудеев? Согласно данным историков, римский наместник крайне жестоко подавлял любые выступления, никогда не останавливался перед пролитием крови, издевался над религиозными чувствами евреев за что даже получил выговор от императора Тиберия, случай в истории Римской империи беспримерный. Невозможно себе представить, чтобы такой человек пошел у кого-то на поводу или чего-то испугался. Сочувствовал ли Пилат Иисусу Христу? Тоже маловероятно. Весь суд Пилата, несмотря на формальное соблюдение правил судопроизводства и объективность, больше напоминал какой-то фарс. Пилат устроил просто театральное представление, видя себя в образе не то режиссера, не то паяца. Некоторые авторы писали, что он был неудавшимся актером трагиком, и суд для него был не более чем античной трагедией. Просто в ней всё происходит по-настоящему. Актер умирает на сцене. Народ, требующей распятия – не более чем массовка, наподобие греческого хора. Но так ли уж безобидны были театральные жесты Пилата: совсем нет. Они были манипулированием толпой и одновременно политической провокацией. Слова «Се царь ваш!» об Иисусе означают, если иудеи соглашаются с этим, значит они мятежники, и Пилат имеет полное право вооруженной расправы, перед чем он никогда не останавливался. Иисус не защищал себя, потому что был предопределен к этому Богом. Первосвященник Каиафа был ставленником Пилата. Его, как и всю иудейскую религию, он глубоко презирал. Они были только инструментами для проведения политики Рима. Поэтому говорить о каком-то благоволении Пилата иудеям, а точнее, партии садуккев, к какой принадлежали и первосвященник и почти весь Синедрион, говорить не приходится. И они, и Иисус, были всего лишь пешками в игре Пилата, которыми он жертвовал не задумываясь, исходя из политической выгоды. Но в данном случае и все участники этой драмы стали орудиями Господа для осуществления его цели – цели искупления грехов человечества.
В 36 г. Понтий Пилат был отозван из Иудеи как раз за жестокость. О дальнейшей его судьбе написаны тонны литературы, но доподлинно неизвестно ничего. По некоторым данным он был переброшен сначала на территорию современной Швейцарии, а затем в Британию, которая в то время завоевывалась, где он и умер.
На третий вопрос: «Есть ли особый смысл в том, что Он был распят на кресте, а не умер какой-либо иной смертью?» Авторы Катехизиса отвечают так: Да, безусловно. Поскольку смерть на кресте была проклята Богом, этим распятием я воистину убеждаюсь в том, что Он принял на Себя полагающееся мне проклятие.
Смерть на кресте была мучительной и позорной смертью. Погибший считался проклятым человеком. По тогдашним представлениям ничего хорошего, ничего божественного не могло быть. То есть, то должно быть доказательством, то Иисус не Господь, стало наоборот подтверждением этого.
ВОСКРЕСЕНЬЕ 16
Сегодня шестнадцатое, первое послепасхальное воскресенье. В этом воскресенье содержится пять вопросов:
40. Почему Христу было необходимо уничижить Себя до смерти?
41. Почему Он был погребен?
42. Если Христос вкусил за нас смерть, то почему нам надлежит умереть?
43. Какие еще блага получаем мы от жертвы Христовой и Его крестной смерти?
44. Почему добавлено: сошедшего в ад?
На первый вопрос: «Почему Христу было необходимо уничижить Себя до смерти?» авторы Катехизиса дают такой ответ: Потому что справедливости и истине Божией нельзя было принести удовлетворение за наши грехи как-то иначе, кроме как смертью Сына Божия.
К этому следует добавить, что человечество настолько погрязло во грехах, то потребовались мучительные страдания и смерть Сына Божьего, чтобы искупить грехи человечества.
На второй вопрос: «Почему Он был погребен?» Катехизис отвечает так:
Чтобы тем самым доказать, что Он действительно умер.
Действительно, к этому нечего прибавить. Иисус Христос должен был умереть и погребен как человек, и чтобы все убедились в этом. Это было сделано для того, чтобы ни к кого не возникало сомнений в чуде воскресения.
На третий вопрос: «Если Христос вкусил за нас смерть, то почему нам надлежит умереть?» Катехизис отвечает так: Наша смерть – не удовлетворение за грех, а умерщвление греха и переход к жизни вечной.
Здесь мы сталкиваемся с вопросом о спасении и вечной жизни. Первые христиане думали, что никогда не умрут, потому что Христос вернется и установит царство Божье на Земле. Но ничего подобного не происходило. Люди умирали и часто мученической смертью, но Христос не приходил. И христиане начали понимать, что земная жизнь дана не как высшая самоценность, что главная ценность – это спасение, вечная жизнь рядом с Господом.
На четвертый вопрос, «Какие еще блага получаем мы от жертвы Христовой и Его крестной смерти?», авторы Катехизиса отвечают так: Такие, что силой Его смерти наш ветхий человек распят, умерщвлен и погребен вместе с Ним, чтобы в нас больше не царствовали злые похоти и желания плоти, и отныне мы могли приносить себя в живую жертву благодарения.
Спасение и пребывание с Господом это да. Но жизнь, несмотря на временность, тленность и греховность всё же обладает большой ценностью и без земной жизни небесной нет и не может быть. Так какая польза для нас от страданий Иисуса Христа в нашей земной жизни? Польза эта состоит в обновлении и преображении человека. Человек, когда уверует, становится другим, полностью преображает свою жизнь. Ведь недаром именно у английских пуритан появилась культура ведения дневников, постоянная рефлексия: человек вел дневник, в котором постоянно размышлял: как вера влияет на его моральное развитие и его поступки Некоторые церкви делают из этого смысл веры, Например, у баптистов считается, что после крещения человек непременно должен обновиться духом, считается, что старый человек умирает, а новый рождается, что, конечно же, является сильным преувеличением.
На пятый вопрос 16-го воскресенья, «Почему добавлено: сошедшего в ад?», авторы Катехизиса отвечают следующим образом: Чтобы в величайших страданиях и тяжелейших искушениях я утешался тем, что Господь мой Иисус Христос избавил меня от адских мучений Своими неизреченными душевной скорбью, мучениями и ужасом, в которые Он был погружен во все время Своих страданий и, в особенности, на кресте.
Всё правильно. Нередко смерть рассматривается как избавление. В самом, когда человек умирает, он перестает чувствовать боль и страдания. Недаром существует популярное выражение: отмучился. Но страдания становятся многократно страшнее, когда человек знает, что никакого облегчения не наступит, дальше будет ад. Значит Христос страдал стократно по сравнению с земными страданиями. И еще: Иисус Христос Своими страданиями научил нас не бояться не только земных страданий, но даже ада. Даже в аду всегда верить в спасение и в милость Бога.
Для иллюстрации этого ответа мне хочется привести отрывок из старого религиозного гимна:
Не боюсь страны я искушений
И даже ад не страшен мне
Найду я в правде утешенье
Покой найду я в вечном сне.
ВОСКРЕСЕНЬЕ 17
Сегодня 17 неделя с начала года. Эта неделя в Гейдельбергском Катехизисе содержит только один вопрос под номером 45: «Какую пользу приносит нам воскресение Христово?». Авторы Катехизиса дают следующий ответ: Во-первых, Своим воскресением Он победил смерть, чтобы сделать нас причастниками праведности, которую снискал для нас собственной смертью. Во-вторых, Его силой мы уже сейчас воскрешены для новой жизни. Наконец, воскресение Христа, нашего Главы, – это залог нашего собственного славного воскресения.
Воскресение Христа венчает Его страдания. Ведь если бы не было воскресения, не было бы смысла в Его страданиях. Страдали многие люди. Очень много гибло и гибнет за идею в ужасных пытках, но никто из них телесно не воскрес. Невозможно своими страданиями искупить грехи людей, не совершив при этом чуда. Воскресение и было таким чудом. Это была победа над смертью и победой над грехом. Кроме того, воскрешение символизирует смерть ветхого человека и рождение нового для новой жизни.
Александр Макеев