ПРОПОВЕДИ
Нам следует научиться доверять Богу
1Пет.5.7 «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
Ап. Петр представляет нам провидение Божье. Он справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у его читателей множество забот и страхов. Предвидя, что эти трудности станут для них тяжелым бременем и искушением, он дает им хороший совет. И подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить все свои заботы на мудрое и милосердное провидение Божье. И довериться Ему со спокойной душой, ибо Он печется о Своих. Он желает освободить их от их чрезмерных забот и взять эти заботы на Себя. Он либо отвратит то, чего они так страшатся, либо поддержит их в том. Он устроит для них все события так, что они убедятся в Его отцовской любви к ним. И всё обернется им во благо, а не во зло. Даже самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами. Петр называет их «все заботы ваши», т.к. заботы христианина различны и многообразны. Самое лучшее средство против непомерных забот – это возложить их на Бога и предать каждое событие Его милосердному и мудрому провидению. Твердая уверенность в правильности Божьей воли успокаивает человеческий дух. Когда мы убедимся в том, что Бог заботится о нас, наша душа легко обращается к терпению и кротости. Чтобы людское нечестие не толкало нас ко злу, апостол предписывает лекарство, состоящее в том, чтобы мы успокоились, возложив на Бога все наши заботы. А те, кто не уповает на божественное провидение, пребывают в волнении. Нам надо всегда размышлять о том, что Бог о нас печется. Во-первых, чтобы внутри нас царил мир, а во-вторых, чтобы быть скромными и кроткими по отношению к людям. Бог хочет, чтобы чрезмерное беспокойство и страх не порождали в нас нетерпения. Подобно этому и познание божественного провидения избавляет от беспокойства не для того, чтобы люди беспечно себе потакали. Ибо оно должно вести не к плотской сонливости, но к спокойствию в вере.
Один человек ехал на грузовике по сельской дороге и увидел женщину с тяжелым мешком на плечах. Он остановился и предложил подвести ее до деревни. Женщина с радостью согласилась и забралась в кузов. Перед тем как трогаться, водитель заглянул туда и увидел, что она по-прежнему держит в руках свой тяжелый мешок. Удивленный таким поведением, он сказал: «Зачем вы держите мешок? Положите его сбоку и отдыхайте. Машина повезет и вас и мешок». Что мы делаем с грузом страхов, забот и тревог, который нередко ложится нам на плечи в путешествии по жизни? Вместо того чтобы успокоиться в Господе, мы часто ведем себя точно, как эта женщина. Иисус Христос сказал: Мф.11.28 «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас». А мы вновь тащим на себе бремя, которое следовало бы доверить Ему. Мы снимаем с себя груз забот, когда приносим его к Господу в молитве. Нам следует научиться доверять Ему. Вместо того чтобы волочить отягощающие нас бремена, мы можем передать их всемогущему Господу, Который силен понести и их и нас.
Заболеть, потерять работу, пережить утрату – эти примеры того, что некоторые называют «прохождением долины», где страх поглощает всё остальное. Народ Иудеи испытал это, когда услышал об огромной армии врагов (2Пар.20.2-3). Царь их молился: 2Пар.20.9 «Если придет на нас бедствие … то мы станем … и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь». Бог ответил: 2Пар.20.17 «Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами». Когда иудейское войско прибыло на поле боя, враги уже истребили друг друга. Божий народ три дня собирал добычу и оружие. Прежде чем уйти, они собрались, чтобы прославить Бога, и назвали это место «Долина благословения». Бог идет вместе с нами через трудные долины жизни. Он может и в них послать нам обилие Своих благословений. Бог любит обращать бремена в благословения.
Каждый спортсмен должен доверять тренеру, а успешный спортсмен так и поступает. Во Христе мы призваны стать живой жертвой Богу. Рим.12.1 «умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую». Наш долг перед Богом заключается в благочестии. Мы должны, прежде всего, отдать самих себя Господу. Это подчеркивается здесь как то, с чего начинаются наши обязанности и наше послушание. Слова «тела ваши» означают всё наше существо. Выражение «тела» употребляется здесь потому, что по Закону в жертву Богу приносились тела животных. Здесь имеется в виду и тело наше и душа наша. Под жертвой подразумевается всё, что посвящается Богу согласно Его собственному назначению. Наши жертвы – эти жертвы благодарения во славу Божию, это добровольное жертвоприношение. Предоставление тела Богу означает как удаление от греха, совершаемого посредством тела или против тела, так и использование тела для служения Богу. Прославление Бога в теле нашем – это использование его для исполнения нашего долга – для участия в общем богослужении и усердного исполнения наших христианских обязанностей, а также готовность пострадать нашим телом за Бога, если это потребуется. Тело наше должно быть представлено в жертву живую, должно быть отделено для Бога на святые дела. Мы говорим нашему Спасителю Христу: «Я верю Тебе. Куда бы Ты меня ни послал – я всё сделаю». Полезно помнить, что Бог никогда не призовет нас на то, к чему заранее не приготовил. Зная, что Богу можно доверить жизнь, отвергнем себя (свою волю) ради Него и укрепимся истиной, что Он не только сотворил нас, но и помогает во всяком труде во славу Его.
Представьте, что вы отправляетесь в путешествие без багажа. Ни предметов первой необходимости, ни сменной одежды, ни денег. Звучит одновременно неразумно и страшновато, не правда ли? Но именно так послал Господь Иисус Своих учеников в их первое миссионерское путешествие. Он сказал: Мк.6.8-9 «Ничего не берите с собой в дорогу, кроме одного посоха, ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе. Обувайтесь в простую обувь и не носите двух одежд». В чем же здесь дело? Дело в доверии Божьей заботе. Вспоминая первое миссионерское путешествие Своих апостолов, Христос через некоторое время спросил их: Лк.22. 35 «Когда Я посылал вас без мешка, и без сумы, и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем». У них было всё необходимое, чтобы исполнить Божье поручение. Он мог обеспечить их всем, в том числе и силой для труда. Доверяем ли мы Богу? Верим ли, что Он позаботится о наших нуждах?
На праведника Иова обрушилось множество бед: потеря имущества, смерть детей, утрата здоровья. Хуже того, Иову казалось, несмотря на то, что он каждый день поклонялся Богу, что Господь равнодушен к его мольбам о помощи. Словно Бог вообще удалился на непостижимое расстояние. Иов восклицает, что не видит Бога, куда бы ни смотрел: ни впереди, ни сзади, ни слева, ни справа (Иов 23.2-9). Затем в отчаянии он испытал мгновенное прозрение. Его вера ярко вспыхнула, словно свеча в темной комнате. В это время он сказал: Иов 23.10 «Он (т.е. Бог) знает путь мой; пусть испытает меня – выйду как золото». Христиане также порой подвергаются испытанию и очищению, когда Бог употребляет трудности, чтобы выжечь из нас самонадеянность, гордость и земную мудрость. Если нам кажется, что Бог молчит и не отвечает на мольбы о помощи, возможно, Он дает нам возможность стать крепче в вере. Боль и трудности могут произвести в нас твердый характер. Он формируется благодаря надежде на Бога в тяжелые времена. Время испытания может стать временем укрепления.
Вспомним стих из Евангелия от Иоанна. Ин.13.23 «Один … из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». Ап. Иоанн употребляет выражение «ученик, которого любил Иисус», чтобы сказать о себе, не называя имени. Он описывает типичную пасхальную трапезу в Израиле 1 века. Столы в то время были намного ниже, чем сейчас – примерно до колена. Стульев не было вообще. Участники трапезы располагались на коврах и подушках вокруг стола. Иоанн находился близко к Христу, что когда он поворачивался, чтобы задать вопрос, его голова оказалась у груди Иисуса. Близость Иоанна к Спасителю может служить прекрасной иллюстрацией. Мы не можем прикоснуться к Нему буквально, однако можем доверить Ему тяжелый груз своих обстоятельств. Какое счастье иметь Спасителя, Который будет верен, что бы ни произошло в жизни.
Родителям пришлось попросить дедушку и бабушку привести их внука домой из школы. Они согласились. Когда внук забрался в машину, бабушка спросила: «Ты удивился, что сегодня за тобой приехали мы?» Внук ответил: «Нет». Когда бабушка спросила: «почему?», внук деловито ответил: «Потому что я всё знаю». Шестилетний внук может считать, что – знает всё. Зато у нас, взрослых, порой бывает больше вопросов, чем ответов. Нас интересуют многие «что», «где» и «когда» этой непростой жизни. И при этом мы забываем, что, хотя нам известно не так много, зато мы знаем Бога, Который всезнающ. В Псалме 138 автор говорит о Боге, Который не только всё знает, но также глубоко сочувствует нам. Он пишет: Пс.138.1,3 Господи! Ты испытал меня и знаешь… Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». Как утешительно помнить, что Бог любит нас совершенной любовью и точно знает, что нас ожидает впереди. В любых обстоятельствах жизни Он готов оказать нам самую необходимую помощь. Наше знание всегда будет ограничено, но самое главное – знать Бога. И знать, что мы можем положиться на Него.
Завтрашний день сокрыт от нас. Порой у нас проблемы даже с тем, что жизнь преподносит нам сегодня. В Библии сказано о нас: Иак.4.14 «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо, что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Мы можем знать, что мы намерены делать и кем мы намерены быть. Но тысячи препятствий могут возникнуть и помешать нам. Мы не уверены в самой жизни, т.к. она подобна пару, имеющему некоторую видимость, но никакой твердости и стабильности. Мы можем с точностью до минуты предсказать, когда завтра взойдет и зайдет солнце (в некоторых отрывных календарях это указывается), но не можем определить точное время, когда рассеется туман. Так и наша жизнь. Она является на малое время, а потом исчезает. Она исчезает для этого мира, но продолжается в ином мире. Т.к. эта земная жизнь так неопределенна, то мы должны позаботиться о том, чтобы все приготовить для грядущей жизни. Но пусть ограниченная видимость нас не удручает. Мы полагаемся на Бога, Который отлично видит всё будущее. И Который знает, в чем мы нуждаемся. Ап. Павел помнил об этом и ободрял христиан словами: 2Кор.5.7 «Мы ходим верой, а не видением». Потому, что мы ходим верою, вера сама по себе заслуженно противопоставляется видению. Ведь она воспринимает то, что сокрыто от человеческого взора, простирается на то, что еще не стало явным. Полагаясь на Бога каждый день и доверяя Ему незримое будущее, мы не должны беспокоиться о том, что может случиться завтра. Бог всё знает наперед, и Он достаточно силен, чтобы оградить нас от любой беды.
«Мэйдэй» – международный сигнал бедствия в радиотелефонной связи, аналогичный сигналу SOS в телеграфе. Он всегда повторяется три раза, чтобы сообщение об угрозе жизни было ясно понято. Слово появилось в 1923г., благодаря Фредерику Мокфорду, старшему офицеру в лондонском аэропорту. Слово заимствовано из французского языка: французское словосочетание переводится как «помогите мне». Царь Давид за свою жизнь не раз оказывался в опасностях, из которых, казалось, не было выхода. И всё же, как видно из Псалма 85, даже в самые трудные периоды он надеялся на Бога. Пс.85.6-7 «Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». Кроме избавления от грозящей опасности, Давид также просил Бога направить его шаги. Пс.85.11 «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Он хотел и тогда, когда беда минует, продолжать жить по воле Божьей.
Господь! Мы благодарим, что Ты так много говоришь нам, чтобы мы полагались лишь на Тебя. Просим, помоги нам помнить уроки, усвоенные в трудностях и возложить всю свою надежду на Тебя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам не бояться при виде трудностей. Помоги верить, что Твоя благость и любовь будут сопровождать нас. Как Ты дивен и велик! Мы славим Тебя в благоговении перед Тобой. Никто не заслуживает нашей жертвы и посвящения больше, чем Ты. Просим, помоги нам познать радость, которая приходит от самоотверженности ради Тебя. Ты благ, и всё, что Ты делаешь, хорошо. Помоги нам во всем полагаться на Тебя. Помоги нам верить, что Ты с нами, даже если мы не видим Твоего действия в своей жизни. Помоги нам довериться Тебе в любых испытаниях, которые могут с нами произойти. Господь Иисус! Просим, помоги нам довериться Тебе, как источнику силы и надежды. Мы устали и слагаем свои заботы у Твоих ног. Просим, понеси их за нас и дай нам Твой покой. Мы славим Тебя за Твою верность. Аминь.
Прочитать из Библии: Мк.6.7-12; 1Пет.5.6-11;