ПРОПОВЕДИ
Правильное мышление ведет к правильной жизни.
Флп.4.8 «Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
Мы призываемся к тому, чтобы стяжать добрую славу и сохранять ее как перед Богом, так и перед добрыми людьми. После слова «наконец» следуют общие увещания, относящиеся ко всей жизни. Во-первых, ап. Павел расхваливает истину, которая есть не что иное, как целомудрие доброй совести со всеми своими плодами. Христианин должен быть истинным в словах и честным в делах, вести себя благопристойно и прилично, в соответствии с обстоятельствами нашей жизни. Во-вторых, он хвалит то, «что честно». Добродетель же состоит в том, чтобы мы жили достойно нашего призвания, вдали от всякой плотской нечистоты. В-третьих, апостол говорит о «справедливости», относящейся к взаимному общению между людьми, чтобы мы не обижали и не обманывали никого. В-четвертых, он называет «чистоту», означающую чистоплотность во всех житейских вопросах. Далее – всё, «что любезно и достославно», т.е. что побуждает людей любить нас, хорошо говорить и думать о нас. Мы должны стараться быть любезными для всех, насколько это позволено в Господе. «Что только добродетель и похвала». Испорченные нравы ведут к превратным суждениям, и часто хвалят то, что порочно. Не подобает христианам добиваться славы перед людьми. Ведь им запрещено хвалиться чем-нибудь, кроме Господа. Итак, ап. Павел велит не искать похвалу и одобрение своих добрых дел, не сообразовывать жизнь с суждениями окружающих, но лишь усердствовать в угодном Богу деле. Чтобы нечестивые люди, высмеивая и ругая христиан, были, однако, вынуждены хвалить их добрые нравы. Надо над всем этим помышлять, ибо сначала идет размышление, а уже затем дело.
Если обратить внимание на то, о чем думает человек, можно многое узнать о его нравственном и духовном состоянии. Бог хочет, чтобы мы хранили свой разум от дурного влияния и не впускали в него то, что может помешать хождению перед Ним. Библия нам ясно говорит, о чем стоит думать. Нам сказано, чтобы мы размышляли над Словом Божьим днем и ночью (Пс.1.2; Пс.118.97). Вот наша главная задача в том, что касается мыслей наших. Но ведь нам нужно жить, мы же не можем днями напролет сидеть и размышлять над библейским текстом. Но даже когда мы думаем о каких-то мирских проблемах, нам нужно направить наши мысли в правильное русло. Ап. Павел советовал нам помышлять о том, что только истинно, … Вот русло, вот берега, из которых не должны выходить наши мысли. Мы должны следить за тем, чтобы в нашей голове не было никаких нечистых и безбожных мыслей. И тогда мы будем не только думать о том, о чем нужно, но и делать то, что нужно, ходить туда, куда нужно, и говорить то, что нужно. Будешь правильно думать, будешь правильно жить.
В Библии показаны источники как злых, так и добрых деяний. Помышления праведных, обновленные духом их ума, справедливы. Они научены измерять всё Божьим правилом, они уповают на Него, вместо того, чтобы полагаться на свои суждения. Прит.12.5 «Помышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство». Бог различает даже мысли, намерения сердца и судит их. Мы ошибаемся, если полагаем, что мысли обладают свободой. Нет, они пребывают в ведении Бога и поэтому подчиняются божественным велениям. Мы должны наблюдать за помыслами и намерениями собственного сердца и соответственно им судить себя, ибо они раскрывают душу человека. Правильные мысли являются наилучшим доказательством праведного человека в той же степени, как нечестивые замыслы и планы свидетельствуют о нечестивом человеке. Хороший человек может иметь в мыслях плохие предложения, но он им не потакает и не даст им приют, не позволяет им созреть в плохие намерения или решения. Слава человека – умение мыслить честно. Позор человека – постоянно таиться, обманывать, мошенничать, замышлять зло.
Большинство людей считают, что они не несут никакой ответственности за свои мысли. Они позволяют себе предаваться помышлениям без стеснения. Но в помышлениях присутствует зародыш греха. Даже язычник Плутарх смог точно описать их как «врожденные источники зла». Он писал: «Если ты отворишь дверь своего сердца, там найдешь хранилище разнообразнейших зол и сокровищницу, наполненную бесчисленными похотями». А в Библии сказано: Прит.15.26 «Мерзость перед Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему». Первая часть этого стиха говорит о помышлениях, а вторая – о словах. Но всё сводится к одному, ибо о словах судят по помыслам, от которых они произошли. Поэтому «мерзость перед Господом помышления и слова злых», которые, как и они сами, нечестивы, стремятся причинить зло и имеют ту или иную склонность ко злу. Бог ненавидит их, воздаст соответственно. Большая часть мыслей нечестивцев ненавистна Богу. Они оскорбительны для Него, так как Он знает сердца и что происходит в них. Мысли и слова непорочных, которые, как и они сами, непорочны, чисты, честны и искренни, приятны и угодны святому Богу, Которому нравится непорочность.
В Послании к римлянам ап. Павел говорит, что, собственно говоря, представляет собой плотское и духовное помышление по своему основанию и своей сущности. Рим.8.5-7 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Живущие по плоти», т.е. те, которые таковы, каково первое рождение от плоти и крови, которые не рождены от Святого Духа. Они имеют своим проводником и владыкой природу падшего Адама. Эти люди, говорит апостол, «о плотском помышляют». Слово, которое здесь переведено как «помышляют», означает задумываться, размышлять или направлять свое чувство и стремление к чему-либо. Их стремление, их мышление вращается вокруг того, что принадлежит плоти, а именно то, что угождает нашей природе и удовлетворяет ее. К основным качествам природы человека относится, во-первых, глубокая эгоистичность или сильное чувство того, что делает, думает или любит сам человек. Во-вторых, к природе человека относится земное чувство или то, что он не спрашивает о Боге или о вечности, но лишь о том, чем он может наслаждаться здесь на Земле и что он может обрести в нынешней жизни. Такой человек совершенно уверен и убежден в своем собственном разуме, не питает недоверия к своему сердцу, не чувствует своей испорченности, своего греха. Но воображает, будто он имеет силы для понимания и совершения добра и блага. Т. о., в его душе не может родиться никакого святого чувства. Чувство этих людей направлено к тому, что принадлежит их собственным наслаждениям и почестям. Все их мысли, желания, слова и деяния направлены на земную, временную жизнь. О том, как несчастно состояние такого человека, апостол говорит в следующих стихах. Рассмотрим, что говорит апостол об истинных верующих. «А живущие по духу», т.е. которые рождены от Святого Духа. Они обрели новую природу. Их мышление, желание, их цели направлены на то, чему учит Слово Божье и к чему оно побуждает. Хотя они всё еще имеют ту же самую испорченную природу, как и прежде, но их чувство полностью обращено в противоположном направлении. Они чувствуют себя грешными, немощными и недостойными и ищут своей праведности и спасения лишь во Христе Иисусе. Они любят то, что свято и угодно Богу.
Рассмотрим результат помышления нечестивцев. «Помышления плотские суть смерть». Что какую смерть подразумевает здесь ап. Павел, мы можем заметить из противопоставления, из продолжения этого стиха: «а помышления духовные – жизнь и мир». Т.о., смерть здесь должна быть нынешней, но духовной смертью. А в своем продолжении эта смерть является высшей духовной смертью (ад), в то время как духовная жизнь вечна. Когда плотские люди думают лишь о том, что принадлежит плоти, это не случайно и не свободно, но происходит по определенной необходимости. Плотские помышления не имеют той жизни, которая может воспринимать и обдумывать то, что принадлежит Духу Святому. Это и называется смертью. Помышления, которые могут воспринимать духовно возрожденные люди, это то, что принадлежит Духу Святому. Они составляют божественную жизнь в душе. Эта жизнь состоит в том, что Дух Святой живет в нас; в том, что мы пребываем в таинственном, но действительном и тесном соединении с Самим Богом, Который есть жизнь вечная. Эта жизнь воспринимает всё, что принадлежит Святому Духу и стремится к этому. Но, т.к. главное деяние Духа состоит в том, чтобы провозглашать и превозносить Христа, духовная жизнь также обретает свое средоточие в Нем. Помышления духовные есть и «мир» – жизнь в мире. Под словом «мир» здесь подразумевается, прежде всего, мир с Богом, а именно то, что такой человек теперь имеет Божью благодать и милость. А также то, что он принимает Бога с доверием и любовью. Из этого мира с Богом также следует согласие души с волей Божьей. Поскольку для человека нет большего несчастья, чем отношение войны со своим Творцом, также нет ничего столь блаженного, как мир и единение с Ним.
Теперь переходим к более подробному описанию прискорбных свойств плотских помышлений. Ап. Павел говорит, что «помышления плотские суть смерть», поскольку они вражда против Бога. Пойми же, сколь ужасны плотские помышления! Они охватывают деятельность как разума, так и воли, искать земного и суетного и стремиться к этому. Вся эта естественная деятельность души человека противится Богу. Она не просто враждебна Ему, но есть сама «вражда» против Бога. Необращенный человек, даже когда он имеет знание о Боге и стремится утвердить свою собственную праведность, всё же в основании души имеет глубоко укоренившуюся враждебность против истинного Бога. Эта враждебность часто нелогична для него самого, но она существует. Так говорит Бог и все те люди, которые в покаянии познали свое сердце. Необращенный человек ненавидит святость Бога, ибо любит грех. Он также ненавидит Его милосердие, а именно тот способ, которым Он дает спасение (через Иисуса Христа). Ибо человек сам хочет обрести его. Во тьме своего сердца он не видит всего этого и полагает, что он любит Бога. И это часто происходит из-за того, что перед своим мысленным взором он имеет совершенно другого бога, нежели того, Который говорит и предстает в Библии. Такой человек сам создал для себя бога, который соответствует его извращенному пониманию и соглашается с его плотскими похотями. И он любит этого бога. Но как только перед его сознанием предстает истинный Бог, требующий совершенной чистоты и осуждающий его самые любимые пороки, в глубине его души возникает ожесточенная битва. Это обстоятельство свидетельствует о том, что его «плотские помышления суть вражда против Бога». Но эта вражда становится еще более очевидной, когда совесть человека атакована духовными требованиями Закона и человек знает, что не может исполнить их, но всё же должен их исполнить, если он не желает быть осужденным Богом. Тогда в испуганной душе часто возникает ожесточение против Бога и Его судов. Лютер говорит: «Происходит так, что когда Закон обуздывает руку и препятствует заведомо злой жизни, он пробуждает еще большую ненависть и желание зла в сердце».
Войско Александра Македонского продвигалось вглубь Персии. В одно время казалось, что войска Александра будут разбиты. Воины несли с собой столько добычи, захваченной в прежних сражениях, что это их лишало маневренности в бою. И тогда Александр приказал, чтобы все трофеи были свалены в кучу и сожжены. Воинам это ужасно не понравилось, но вскоре они поняли всю мудрость приказа. Написано, что после этого «у них как будто крылья выросли». Победа была гарантирована. Как воины Христовы, мы тоже должны избавиться от всего, что нам мешает в борьбе с нашими духовными врагами. Чтобы с ними сражаться, мы должны быть облечены только во всеоружие Божье (Еф.6.11-17). Библия также сравнивает христиан с бегунами. Чтобы победить в забеге, нам нужно свергнуть «с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр.12.1-2).Это бремя может быть: чрезмерным желанием разбогатеть; излишней любовью к деньгам; бесконечной погоней за удовольствиями; рабской зависимостью от греховных страстей или тягостным законничеством.
Господь! Просим, дай нам мыслить, осознавать и оценивать все вещи так, как их осознает и оценивает Святой Дух. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что в Библии представляешь всю пагубность плотского умонастроения и противопоставляешь ему невыразимые превосходства духовной настроенности. Благодарим, что духовные помышления составляют благоденствие и счастье души. Благодарим, что жизнь души есть жизнь мира и утешения. Дай нам осознать, что помышления духовные – это начало вечной жизни и мира. Дай нам осознать, что святой Закон Божий и не святые плотские помышления так же непримиримы между собой, как свет и тьма. Дай нам помнить, что угождение Богу есть наша величайшая цель, которой не могут достичь живущие по плоти, они не могут угодить Ему. Более того, они не могут не огорчать Его. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.