Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 19
В 19-м воскресенье Гейдельбергского Катехизиса содержится три вопроса. Их номера 50, 51 и 52. В этих вопросах и ответах на них Иисус Христос предстает не как страдающий за грехи человечества, а как всемогущий Бог, грозный защитник и судья, что не должно удивлять. Иисус Христос является полностью Богом и обладает всеми Его атрибутами.
Первый вопрос: Почему добавлено: сидящего одесную Отца?
Второй вопрос: Какую пользу приносит нам слава Христа как нашего Главы?
И третий: Чем утешает тебя возвращение Христово для суда над живыми и мертвыми?
В вопросах и ответах 19 воскресенья Катехизис продолжает разъяснять положения Апостольского символа веры, того самого, который мы произносим раз в месяц во время причастия. На первый вопрос авторы отвечают так: Христос взошел на небо для того, чтобы провозгласить Себя там Главою Своей Церкви. Через Него Отец правит всем и вся.
В самом деле, Иисус Христос сидит одесную, то есть справа всемогущего Бога-Отца. Такая метафора пришла из традиционного рассаживания всех присутствующих на пиру. Место справа от хозяина являлось самым почетным и на нем мог сидеть только самый близкий человек, как правило, его старший сын. Конечно, слова «сидящий», и «справа» употребляются фигурально. Не нужно представлять, как это делают некоторые недалекие люди преимущественно атеисты, что где-то на просторах вселенной за столом сидит могущественный седобородый старик. А справа от него наш спаситель Иисус Христос. Это метафора – форма речи очень популярная в древности. Использована она, чтобы подчеркнуть Божественность Христа. Он является Сыном и соправителем Отца. То есть, Он был не просто земным человеком, хоть и с выдающимися способностями, но и Богом, равным своему всемогущему Отцу. Ведь если мы верим, что глава нашей Бог, и мы во всех наших делах причастники Бога, то наша надежда на спасение возрастает. И тем более это положение символа веры нельзя понимать, как утверждение многобожия, якобы есть Бог-Отец, и есть подчиненный ему Бог-Сын. Вовсе нет. Бог остается единым во всех лицах.
На второй вопрос (Какую пользу приносит нам слава Христа как нашего Главы) авторы Катехизиса отвечают так: Во-первых, через Дух Святой Он изливает на нас, как на Своих членов, небесные дары. Во-вторых, силой Своей Он защищает и охраняет нас от всех врагов.
Под «славой» подразумевается вовсе не земная слава Иисуса Христа, как человека, а слава небесная. Это то Божественное. что мы можем от Него получить. Мы получаем небесные дары, которые перечислены у святого апостола Павла. Мы получаем Церковь, без которой не было бы веры и надежды. Мы получаем Духа Святого, нашего утешителя. Но Господь не только делает нам добро, но и всемерно оберегает от зла. «Мой Бог всегда со мной» хорошая фраза, но она будет бессмысленной, если не будет подкреплена Божественным могуществом Господа нашего. Ведь прийти к нам на помощь и спасти нас от реальных земных опасностей и совершить, если понадобиться чудо может только Бог. Многие бывали в ситуациях, когда спасало какое-то чудо, нечто, что невозможно логически объяснить. И в этом всегда нужно видеть руку Господа.
На третий вопрос (Чем утешает тебя возвращение Христово для суда над живыми и мертвыми) катехизис отвечает следующим образом: Тем, что во всех скорбях и гонениях я с поднятой головой ожидаю с неба такого Судью, Который прежде Сам предстал за меня на суд Божий и снял с меня всякое проклятие, Того, Кто подвергнет всех Своих и моих врагов вечной каре, а меня со всеми избранными возьмет к Себе в небесную радость и вечную славу.
Христиане, да и все верующие люди боятся Страшного суда, то есть суда, который произойдет над всеми людьми после Второго пришествия Иисуса Христа, гибели мира и всеобщего воскрешения. Праведники в результате должны будут получить жизнь вечную, а грешники окончательно погибнуть. И главным судьей будет Иисус Христос. Даже подумать о таком суде страшно. Праведников же нет ни одного. Любого человека можно будет обвинить на суде. Кому нельзя предъявить дело, можно предъявить слова; кому нельзя даже слов, можно предъявить греховные мысли. Ведь на таком суде не скроешь ничего. Как же можно будет оправдаться и получить вечную жизнь? Надежда есть только одна: нашим судьей будет Иисус Христос. Он сам Своими страданиями уже искупил наши грехи. Именно поэтому христианин не боится Страшного суда. Ведь Иисус Христос грозный судья возлюбил тебя, искупил твою вину и снял с тебя проклятие. Он уверен, что будет оправдан и взят в вечную радость и славу.
Александр Макеев