ПРОПОВЕДИ
Что должен был совершить Христос
Евр.2.14,17,18 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Древний философ Сенека говорил: «Мы должны признаться перед самими собой в том, что мы злы и останемся такими в будущем. Человеческий ум по природе извращен и стремится к запретному. Никто не может избавиться от этого сам. Кто-то должен протянуть руку и поднять человека».
Некий человек находился в глубокой яме, из которой не мог выбраться сам. На него обратили внимание основатели религий. Подошел Конфуций, наклонился и сказал: «Если бы ты следовал моему учению, то не очутился бы в этой яме. А теперь я уже бессилен тебе помочь». И ушел. Появился Магомет, посмотрел на него и сказал: «Спасешься ли ты или погибнешь, всё будет согласно воле Аллаха». И тоже ушел. Взглянул на него и Будда и сказал: «Ты спасешься в одном из следующих перевоплощений». И ушел. Потом подошел к яме и наклонился над ним «Некто» в терновом венце, с крестом на спине. Лицо Его сияло любовью и искренним сочувствием. Он спустился в яму и помог человеку выбраться. Его крест сделался для человека лестницей, по которой он выбрался на поверхность.
Вернемся к нашему эпиграфу. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные… Он должен был во всем уподобиться братьям». Ибо никакая другая, ни более высокая, ни более низкая, а только человеческая природа, которая согрешила, могла пострадать за грех человека так, чтобы удовлетворить справедливость Божью. И воскресить в человеке упование, сделать верующих детьми Божьими и братьями Христу. Христос стал человеком для того, чтобы Он мог умереть. Как Бог, Он не мог умереть, поэтому Он принял другую природу и другое состояние. Удивительная любовь Божия проявилась в том, что Христос, зная то, что должен будет пострадать в нашей природе, и то, как должен умереть в ней, тем не менее, добровольно принял ее на Себя. Жертву, установленную Законом, Бог не мог принять как жертву умилостивления. Тело было уготовано Христу, и Он сказал: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже».
«Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. дьявола». Дьявол был первым грешником и первым искусителем человека к греху. А грех стал причиной смерти человека. Сатана ввел его в грех, возмездие за которого – смерть. Христос Своим голгофским подвигом нанес такой сокрушительный удар имеющему державу смерти, что он уже никого не в состоянии удержать во власти духовной смерти. И никого не может ввести в грех, производящий смерть. Кроме тех людей, которые добровольно предпочли быть его слугами, упорствуя в своей вражде против Бога.
«Чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом». Христос должен был уподобиться Своим братьям, должен был быть подвержен человеческим страстям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом. Как в отношении того, что касается справедливости и чести Бога, так и того, что касается Его народа, нуждающегося в помощи и утешении. Он должен быть верен Богу и милостив к людям. Ведь в священнике, служение которого – умилостивлять гнев Божий, утешать несчастных, помогать нуждающимся, в первую очередь требуется милосердие. Редко чужие скорби затрагивают тех, кто постоянно живет блаженной жизнью. Приведем слова Вергилия: «Зная про зло, научись милосердствовать жалких». Не потому, что Сын Божий нуждался в личном опыте для проявления сострадания, но потому, что, если бы Он не прошел через наши скорби, Он не мог бы убедить нас, что является милостивым к нам и склонным спешить на помощь. И это, наряду с другим, было сделано ради нас. Не усомнимся в том, что Он присутствует с нами так, словно вместе с нами страдает. Слово «верный» означает истинный и законный, и противопоставляется человеку, не исполняющему свой долг. Опыт наших скорбей так склоняет Христа к состраданию, что Он усердно вымаливает для нас божественную помощь.
1. В том, что касается справедливости и чести Бога, Он должен был совершить жертву умилостивления за грехи народа, чтобы полностью примирить Бога с человеком. По причине греха между Богом и человеком был глубокий разрыв. Но Христос, став человеком и умерев, уничтожил этот разрыв. И осуществил такое примирение, что Бог готов удостоить Своего благоволения и дружбы всех, кто приходит к Нему через Христа. 2. В том, что касается человека, нуждающегося в помощи и утешении: «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Он был искушен во всем, кроме греха, но не согрешил. Он познал наши немощи, Он сочувствующий Врач. Он знает, как обращаться с искушаемой душой. Воспоминания о Своих собственных печалях и искушениях заставляют Его помнить об испытаниях Его народа и проявлять готовность помочь им. Он стал Человеком и был искушаем, чтобы быть в состоянии во всем помочь Своим детям.
Итак, Иисус Христос, беспредельный в своем величии Сын Божий, второе Лицо святой Троицы, Творец и Наследник всего сущего, должен был уподобиться во всем братьям. На первый взгляд, это высказывание кажется совершенно невероятным. Ведь Сын Божий всегда свободен. И наше спасение, безусловно, не было для Него долгом. Никто не обязывал Его к этому. Если бы Он предоставил нас нашей участи – гибельной участи восставших против Бога грешников, у нас не было бы ни малейших оснований жаловаться на то, что Он не выполнил Своих обязательств в отношении нас. Когда, снизойдя до нас, Он протянул нам руку помощи, Он сделал это по Своей воле. Приведем слова Спасителя: Ин.10.17,18 «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее».
Девушка начала посещать богослужебные собрания, и Слово произвело на нее сильное воздействие. Но вскоре ее перестали видеть среди собравшихся. Пастор узнал, что она находится в больнице с тяжелой формой чахотки. Пастор посетил ее несколько раз, доставив девушке большую радость. Незадолго до смерти она сказала: «Я умираю, не можете ли вы наклониться ко мне и поцеловать меня в лоб». Пастор ответил: «Конечно, сестра» и поцеловал умирающую девушку в лоб. Она сказала: «Благодарение Богу. Если люди могут так любить на Земле, то почему же мне не надеяться на любовь и спасение Иисуса Христа».
Автор Послания к евреям объясняет, что после того, как Христос взялся за то, чтобы стать нашим Спасителем, это потребовало от Него таких поступков, которые позволили бы исполнить задуманное в совершенстве. И вот поэтому «Он должен был во всем уподобиться братьям».
Обратим внимание на один важный факт. Христос помогал не высшим ангельским созданиям и даже не величественным, но падшим ангелам. Он помогал нам, потомкам Авраама: Евр.2.16 «Ибо не ангелам оказывает Он помощь, а оказывает помощь семени Авраама». Автор Послания мог бы добавить: потомкам слабым, да к тому же еще и грешным, подверженным постоянным искушениям. Превыше всего прочего мы нуждались в том, чтобы, во-первых, нас поставили на верный Божий путь и, во-вторых, удержали на этом пути. Мы нуждались в том, чтобы быть с Богом. Ради этого Спасителю следовало стать нашим Первосвященником, принести искупительную жертву за наши грехи, чтобы мы пребывали в благоволении Божьем. Христу следовало быть верным Богу. Не могло идти и речи о смягчении установленных Богом нравственных норм, о снисходительности к нашим грехам, о приукрашивании нашей вины, или протесте против праведности святого Божьего гнева. При всем этом Христу следовало умереть за нас, предложить Себя в качестве искупительной жертвы за наши грехи и вновь воскреснуть, чтобы быть нашим постоянным Ходатаем перед Богом. Он должен был быть способным понять муки искушения, лично испытать их. Ему также следовало быть верным по отношению к нам, покрывая наши прегрешения Своей жертвой. Однако при этом не позволять нам думать, что, поддаваясь искушению, мы не совершаем ничего предосудительного. Более того, Ему следовало укреплять нашу волю и наши силы, дабы мы сопротивлялись искушению. Исходя из всего этого, если Иисус Христос и в самом деле хотел стать нашим Спасителем, Ему следовало уподобиться нам во всем (кроме греха) и стать Человеком. Придя в этот мир, Он жил в бедности. Он прожил тяжелую жизнь, чтобы проникнуться сочувствием ко всем Своим людям и быть доступным для любого простого человека.
Американский миссионер попросил индейца-христианина рассказать о том, что он думает о Христе. Индеец опустился на колени и выложил из сухих листьев большой круг. В центре круга он поместил червяка и поджег листья. Тщетно червячок пытался найти выход из горящего круга, грозившего ему гибелью. Обессилев, он прекратил свои попытки спастись и приготовился к худшему. Тогда индеец протянул руку и, осторожно взяв червяка, перенес его на прохладную травку. После этого, обратившись к миссионеру, индеец сказал: «Вот это как раз то, что сделал для меня Христос».
Пастор вместе с тысячами других людей прошел мимо гроба британской королевы-матери. Его особенно поразили величественная королевская корона, лежавшая на крышке гроба и стоявший рядом крест – символы жизни и веры покойной. Пастор вспомнил про Крест Господа Иисуса Христа, который значит гораздо больше, чем любая корона. Для всех, кто верует во Христа, Крест – это символ надежды нашей и в жизни и в смерти. Какие бы должности мы ни занимали, уходя из этого мира, с собой мы их не унесем. А вот жизнь с избытком Христос нам может дать и здесь на Земле, и там, в вечности. Готовясь к Своему крестному подвигу, Господь Иисус сказал: Ин.3.14,15 «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Крест говорит о прощении и о мире с Богом. Он указывает не на наши заслуги, а на подвиг Христа. Наше единственное спасение – прильнуть к нашему Спасителю, Который умер, чтобы мы могли иметь жизнь вечную.
Военный летчик должен был выпрыгнуть из самолета с парашютом в джунглях юго-восточной Азии. Он понятия не имел, где он оказался и как из этих зарослей выбраться. Один из местных жителей видел, как в джунгли опускался парашют и пошел на помощь ему, прорубая себе путь в гуще кустов. Перепуганный пилот стал кричать: «Где дорога? Куда идти?». Его спаситель ответил ему: «Тут дороги нет. Я – твоя дорога. Иди за мной». Летчик так и сделал и скоро выбрался из джунглей на простор. Некоторым людям очень трудно точно так же довериться Иисусу Христу, хотя Он Сам сказал: Ин.14.6 «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Вспомним еще слова ап. Петра: Деян.4.12 «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Критики христианства называют это узостью мышления. Но раз эти слова записаны в Библии, значит, они истинны, как бы кто это ни оспаривал и ни отрицал. Вера во Христа – единственный путь к вечному общению с Богом. Этот путь один – поверить, что Христос простил твой грех и примирил тебя с Отцом твоим Небесным.
Как не поклоняться такому Спасителю? Или, может быть, мы будем стыдиться Его человеческой природы? Стыдиться Его страданий и смерти? Само Его страдания и смерть – это слава Его и слава наша. Ибо по этому пути Он приведет искупленное человечество к тому, что ему предназначено – владеть вселенной вместе с совершенным Сыном Божьим.
Господь! Просим, помоги нам стать на единственный путь спасения, открыть свое сердце распятому и воскресшему Спасителю. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Твой Сын Иисус Христос любит нас больше, чем на то способен любой человек. Благодарим, что Твой предвечный Сын пришел страдать за всех один. С нашими грехами на Крест взошел, мы в Нем спасены и жизнь нашли. Просим, дай нам осознать, что в деле спасения все наши деяния – прах и пустота, что только раскаяние ценно для Бога. Значение имеет только упование на Спасителя Иисуса Христа, только ожидание милости с небес. И что к Богу ведут не десятки дорог, но путь лишь один – Сын Божий Иисус Христос. Просим, помоги нам хранить сердце от самоправедного гнева на неверующих, которые поклоняются всем, кроме истинного Бога. Ибо Ты силен сделать, чтобы, однажды и они обратились к Тебе, к истинному и живому Богу от идолов. Помоги нам свергнуть с трона сердца нашего идолов, кумиров и божков, всё, что вожделенно и желанно, ради данной Богом благодати. Аминь.
Читать из Библии: Ин.3.14-21; Евр.2.9-18;