Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 20
В двадцатом воскресенье содержится только один вопрос с номером 53: Во что ты веруешь о Святом Духе? Вопрос только один из-за его объемности. Тема «Святого Духа» поистине необъятна. Святой Дух – это третья ипостась Троицы, единого Бога, совечная и единосущностная двум другим. Соответственно – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой. Соответственно, верить в Него, всё равно что верить в Бога. Удивительно, но «Святой Дух» на русском, а также на латыни, немецком и некоторых других языках слово (или выражение) мужского рода, но на греческом языке (языке Нового Завета) среднего, а на иврите – женского. Такая лингвистическая неясность часто служила и служит поводом для множества богословских спекуляций. На самом дел это просто означает, что Святой Дух не имеет никаких аналогов в земной жизни. Само слово «руах» на иврите или «пневма» по-гречески означает дыхание или ветер. Конечно же, это метафора. Святой Дух вовсе не дыхание Господа. Под ветром понимается невидимая, но при этом непреодолимая сила которая может присутствовать везде, но узнать об этом можно только по ее действию. Физически Дух Святой является в виде голубя (Лк. 3:22, Мф. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32) и в виде огненных языков (Деяния2:3). Катехизис так отвечает на вопрос о вере в Святого Духа: Во-первых, в то, что Он истинный и вечный Бог, совечный Отцу и Сыну. Во-вторых, что Он также дан и мне, чтобы через истинную веру во Христа сделать меня причастником всех Его благ, утешать меня и пребывать со мною вовеки.
Само выражение «Святой Дух» используется в «Ветхом Завете» очень редко – не более 2-3 раз (Пс.50:13 и в Ис. 63: 10-11), а в «Новом Завете» наоборот часто. Но это не так однозначно. Слова «Дух» или «Дух Божий встречаются постоянно в обоих частях Библии. Впервые о Духе Божьим говорится во втором стихе 1-й главы «Бытия» (Быт.1:1-2), то есть, когда началось сотворение вселенной. Святой Дух, таким образом, является наряду с Богом-Отцом создателем вселенной, видимого и невидимого миров. Из этого следует, что Дух был изначально ипостасью единого Бога. Он не был сотворен и не является Его атрибутом или качеством. Святой Дух спускался на некоторых людей, чтобы дать им сверхъестественные способности. Например: Бог-сын воплотился именно благодаря действию Святого Духа (Лк.1:35). Иисус Христос называет Его обличителем мира о грехе (Ин. 16:7-11). Также Иисус называет Дух утешителем, который будет свидетельствовать о Нем (Ин.15:26).
С действием Святого Духа непосредственно связаны Крещение Святым Духом, дары святого духа, плоды Святого Духа и хула на Святого Духа.
Крещение Святым Духом это то, что обещал Иоанн, когда к нему приходил креститься весь Израиль. Иоанн говорил, то он крестит водою, а тот, кто идет за ним, будет крестить Духом Святым. И несколько раз такое крещение действительно происходит (в день Пятидесятницы, в пробуждении в Самарии, в доме Корнилия, в Эфесе). Подобные примеры содержатся исключительно в книге «Деяний Святых апостолов». Что означает Крещение Духом Святым» и какие видимые знаки получает человек исполненный духа остается неясным. Понятно лишь одно: такого таинства, как крещение Духом Святым в отличие от водного крещения просто не существует и никогда не существовало. Поэтому представления пятидесятников и ряда харизматов, что любой человек должен обязательно пройти крещение Духом Святым и получить при этом какой-нибудь Его дар (как правило говорение на иноязыках, очень громкое, а потому эмоционально воспринимаемое окружающими) не имеют под собой никакой почвы. Дар святого Духа дается не каждому, а креститься надо во имя Иисуса Христа. Жан Кальвин считал, что наполнение Святым Духом это донесение смысла Писания до умов и сердец верующих. И с ним нельзя не согласиться.
Полный список Даров Святого Духа содержится в 1-м послании к Коринфянам апостола Павла (1Кор. 12:7-11). Павел называет их проявлениями Духа. То есть, дары – это проявления Духа в верующих в виде их талантов к служению. Павел выделяет 9 духовных даров: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворение, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков. Что означают эти дары, и как они даются, и всем ли они даются: на этот счет существует множество богословских концепций. Например. пятидесятнические и некоторые харизматические церкви выделяют последние в списке дары (языки и истолкование языков) и считают, что они должны хоть раз проявиться у каждого верующего, как правило при крещении, и что именно они свидетельствуют о вере. Но ведь мудрость, знание (под этими дарами скорее всего понимается стремление и возможность читать и понимать Священное Писание), вера стоят у Павла первыми. Вера такой же дар, как и все остальные. И не может один дар свидетельствовать о другом. Другое дело, вера громко не проявляется. И доказать ее внешними проявлениями можно только при освящении – полном изменения человеком своей жизни после принятия Христа, как своего спасителя. Можно сделать вывод, дары Святого Духа это способ привести человека ко Христу, а потом используя уверовавшего, как орудие Господа, привести ко Христу множество других людей, то есть, создать церковь.
Под плодом Святого Духа понимаются обычно христианские добродетели, возрастающие в человеке после принятия им Христа. Они противопоставляются делам плоти. Список плодов приводится в Послании к Галатам апостола Павла: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
Хула на Святого Духа самый тяжкий грех в христианстве, который не прощается. Он страшнее даже отвержения Христа или неверия в Бога (Мт. 12: 31-32). О том, что этот грех означает, идут нескончаемые споры. Ведь в самом деле, многие из нас видели людей кощунствующих, отвергающих Христа, хулящих в Бога. Но никто никогда не слыхал о людях, отвергающих и ненавидящих именно Святой Дух. Я, по крайней мере, таких случаев не знаю. Некоторые богословы считают, что хула на Святого Духа означает отвержение человеком милости Божьей и очевидных истин.
Александр Макеев