ПРОПОВЕДИ
И посадив одесную Себя на небесах.
(на Вознесение)
Ин.13.33 «Дети! Не долго уже быть Мне с вами».
Уход Христа не мог не опечалить Его учеников. Поэтому Он заранее говорит, что не будет с ними долго. Называя их детьми, Он как бы учит этим ласковым словом. Его слова можно понимать так: «Я не потому ухожу от вас, что не забочусь о вашем спасении. Напротив, Я нежнейшим образом вас люблю». Он разговаривает с ними с отеческой любовью. Слова: «не долго уже быть Мне с вами», можно относить и к Его смерти, и к Его вознесению на небо, смысл от этого не меняется. Ему оставалось совсем немного времени быть с ними, потому они должны поступать следующим образом: 1. Пусть они пользуются тем преимуществом, которое имеют сейчас. Если они хотят задать какой-нибудь важный вопрос, если они желают получить какой-нибудь совет, наставление или утешение, то пусть говорят скорей, ибо не долго быть Ему с ними. 2. Пусть они не увлекаются Его телесным присутствием, как если бы их блаженство и утешение были неразрывно связаны с ним. Надо подумать им о том, как они будут жить без Него. Когда-то им придется продолжить путь одним. Нельзя успокаиваться на путях и средствах, предназначенных только на малое время для достижения нашего покоя. Итак, Христос не отлучает их от Царства Божия, как незадолго до этого иудеев, но лишь повелевает спокойно ожидать, доколе не возьмет их с Собой в небесную обитель.
Неоднократные явления Христа ученикам после Его смерти и воскресения были величайшим благословением для апостолов. Несомненно, они бы не возражали, если бы так продолжалось бесконечно долго. Однако на сороковой день после воскресения, дав наставления ученикам, Господь Иисус вознесся, и светлое облако скрыло Его от их глаз. Он мог бы исчезнуть в мгновение ока, как делал это прежде. Лк.24.31 «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». Однако Он решил вознестись видимым образом, чтобы показать, что уходит надолго. Его телесное присутствие должно было вскоре уступить место Святому Духу. Вознесение Христа отметило собой начало новой эпохи. В прославленном теле Господь Иисус вошел в небесную славу, воссел одесную Бога и сейчас ходатайствует за нас. А, кроме того, Он наполняет Своим духовным присутствием и силой всю Вселенную.
Как ветхозаветные пророки обыкновенно утешали Церковь в ее скорбях обетованием о грядущем Мессии, так теперь, когда Мессия уже пришел, великим утешением для нас стало обетование о Духе Святом. В стихе из Ин.16 сообщаются три факта, относящиеся к приходу Святого Духа. Апостолы так не склонны были поверить этому, что Христос счел необходимым заявить об этом с особой торжественностью. Ин.16.7 «Но Я истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Святой Дух) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Мы можем быть уверены в истинности всего того, что Христос сказал нам. Он не имеет ни малейшего намерения обманывать нас. Это учение было достаточно утешительным и показывало ученикам, какой безрассудной была их печаль. Итак, это было лучше, т.к. открывало путь для ниспослания Святого Духа. Присутствие Духа Святого в Церкви Христа настолько лучше и желаннее Его телесного присутствия, что для нас действительно было лучше, чтобы Он пошел и послал Духа вместо Себя. Будучи в теле, Христос мог находиться одновременно только в одном месте. А Его Дух пребывает повсюду, во всех местах. Дух Святой пребывает везде, где двое или трое собраны во имя Христа. Может возникнуть вопрос: не мог ли Христос послать Духа Святого, еще пребывая на Земле? Ответ наш будет таков: там, где Господь показывает, чему Он пожелал случиться, глупо и вредно рассуждать об иной возможности.
Христианство есть наше призвание. Бог призвал нас к нему, и оно называется призванием Христа. В этом призвании есть надежда, ибо кто имеет дело с Богом, тот имеет надежду. Мы должны знать, в чем состоит надежда нашего призвания, т.е. знать, какими привилегиями обладают дети Божьи в настоящей жизни и чего им ожидать от Бога в будущем, в небесном Царстве. Знать, чтобы это познание вдохновляло их с большим усердием и терпением проходить христианское поприще. Мы должны ревновать и усердно молиться о более ясном понимании и более полном представлении о величии того, что составляет надежду нашу. Вспомним отрывок из 1-ой главы Послания к ефесянам. Еф.1.18-22 «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда познания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых. И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его; которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах; превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви».
Рассмотрим более подробно этот отрывок. Ст.18 «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, … какое богатство наследия Его для святых (детей Божьих). Кроме небесного наследства, уготованного для верующих, существует их наследие и в этой жизни, ибо благодать, которую они получают уже здесь на Земле, есть начало небесной славы. Это нужно познать на опыте: познать духовную, божественную жизнь, ее законы, ее радости и ее силу. Эти слова можно отнести и к славному наследию верующих на небесах, где они будут обладать славой, превосходящей всякое человеческое представление. Познание, какого можно достичь об этом на Земле, желательно, интересно и доставляет большое утешение. Будем стараться посредством чтения Библии, размышления и молитвы познавать небо, насколько это возможно, чтобы мы могли желать его и стремиться к нему.
Ст.19 «И как безмерно величие могущества Его в вас, верующих». Вера во всемогущество Бога и Его всесильную благодать необходимы для постоянного и тесного хождения с Богом. Мы должны стремиться на личном опыте познать могущественную силу благодати. Привести человека к вере во Христа – это очень трудная задача. Ее может осуществить только Бог Святой Дух. Чудесная сила Божья являет себя в том, что приводит нас от смерти в жизнь, из сынов геенны соделывает детей Божьих и наследников вечной жизни. Ап. Павел выражается столь возвышенным образом из-за нашего неверия и неблагодарности. Ведь мы либо не достаточно размышляем о том, какое сокровище предлагается нам в Евангелии, либо не можем себя в этом убедить.
В конце жизни Наполеон Бонапарт написал: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. С помощью чего и на какой основе мы этого достигли? Насилием. Лишь один Иисус Христос основал Свою империю любовью… Все, кто веруют в Него, испытывают сильную любовь к Нему… Это убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа».
Ст.20 «Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя в небесах». Апостол высказывается необычайно красноречиво, и все-таки ему как будто не хватает слов для того, чтобы выразить, как безмерно величие могущества Бога, той силы, какой Он действует в Своих детях. И какой Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых. Воскресение Христа было для мира великим доказательством истины Евангелия. А действие Божьей силы в нашем сердце является великим доказательством для нас лично. Ап. Павел справедливо велит нам взирать на силу, явленную во Христе. Ведь в нас эта сила пока сокрыта. Даже если в нас не царствует грех, он еще живет в нашем теле. Мы подвержены тысяче несчастий. Лишь Христос есть зеркало, в котором можно созерцать то, что в нас еще неясно из-за немощи нашей природы. Мы еще подлежим власти смерти, а Христос, воскресший из мертвых небесной силой, господствует над смертью. Он, сидя одесную Отца (по правую сторону, где сидят обладающие исполнительной властью), обладает высшей властью на небе и на Земле. Мы порой пребываем в презрении и поношении. А Ему дано имя, почитаемое ангелами и людьми. Его страшатся демоны и неверующие. «И посадив одесную Себя в небесах». Его место яснее всего показывает Его положение. Отцом дана Христу власть, чтобы управлять небом и Землей.
Далее слова ап. Павла звучат так: Ст.21 «превыше всякого Начальства» и т.д. Итак, сказано, что Бог Отец вознес Христа одесную Себя, поскольку соделал Его участником в Своей власти. И через Него проявляет всю Свою силу. Т.к. рука Божья контролирует небо и Землю, Царство и сила Христовы распространены по всей Вселенной. Итак, дурно поступают те, кто из сидения одесную Бога Отца пытается доказать, что Христос находится только на небе. Он вознесен на беспредельную высоту.
Ст.21 «Превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени не только в этом веке, но и в будущем». Этими именами апостол обозначает ангелов. Они названы так потому, что Бог их руками осуществляет Свою власть, силу и господство. Почему же апостолу не назвать их просто ангелами? Ап. Павел приводит эти титулы ради возвеличения славы Христовой. Апостол предостерегает, чтобы выдуманный людьми блеск ангелов не затмил человеческие глаза, не затемнил сияния Христова. Он упоминает о будущем веке, желая сказать, что превосходство Христово не временно, но вечно. Оно будет иметь место и в Царствии Божьем. Он хочет, чтобы слава Христа превозносилась без всяких ограничений.
Ст.22 «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Иисус Христос вознесен превыше всего, Он восседает над всем, и всё покорено Ему. Все творения находятся в подчинении Ему, они должны либо добровольно покориться Ему, либо будут вынуждены покориться Его жезлу. Быть главой Церкви было даром Христу как Посреднику с тем условием, чтобы Он всё обустроил. Апостол хочет сказать следующее: то, что Христос поставлен главой Церкви, не пустая честь. Ведь одновременно Ему вручены полнота власти и устроение всего. Бог Отец дал Ему власть, как на небе, так и на Земле. Он любит Свою Церковь, ибо она есть Его мистическое тело.
Когда наш Спаситель покидал этот мир, ученики Его исполнились великой радости. Даже, несмотря на то, что весьма смутно понимали, как именно им придется испытать Христовы благословения. Очень скоро на них должен был сойти Святой Дух. А Сам Христос с тех пор, воссев «одесную Бога» (Рим.8.34), стал ходатайствовать за них перед Отцом. И обетование пришествия Его должно было учеников утешить. Давайте же при всякой удобной возможности советовать своим ближним во всем жить ради Христа.
Ревностная христианка плыла на пароходе. По своему обыкновению она распространяла между пассажирами листки и книжки духовного содержания. Женщина предложила и католическому священнику книжку, но он, вежливо отказавшись, сказал: «Благодарю, у меня уже есть религия». «А у меня – Христос» – ответила женщина и удалилась. Через два года та же женщина опять встретилась на пароходе с тем же священником. Он узнал ее и сказал: «Помните нашу предыдущую встречу?» Женщина ответила: «Хорошо помню». Священник сказал: «Я не мог забыть ваших слов, вы пронзили мне сердце. По благодати Божьей теперь и я могу сказать: Я имею Христа». И действительно, теперь он имел мир с Богом, мир, которого не мог прежде приобрести, равнодушно исполняя постановления своей религии.
Господь! Просим, дай нам радоваться тем благословениям, которые оставил нам Иисус Христос, уходя к Отцу. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Иисус Христос, наш победивший Искупитель и Посредник занял высшее положение на небесах. Благодарим, что Он принял славу и власть, непостижимые для нашего ума. Благодарим, что Он продолжает то же самое благословенное дело, за которое Он умер на Кресте. Мы в смирении признаем, что мы зачастую озабочены и обеспокоены многими вещами и повергаемся в уныние своими немощами и слабостью. Но мы можем укрепиться мыслью о том, что наш Спаситель на небесах всегда готов нам помочь. Он никогда не утомляется и живет вовеки. Просим, помоги нам жить верой в Иисуса Христа. Помоги нам забыть о себе, не в себя смотреть. Помоги дать свободу пребывающему в нас Духу Святому. И жить на благо Церкви Христа. Дай, чтобы мы делали то, ради чего Бог нас спас от погибели и принял в Свою семью. Помоги нам свидетельствовать другим о Спасителе Христе. Дай, чтобы мы с каждым днем укреплялись и росли в Твоей безграничной любви. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.
Читать из Библии: Мк.16.19-20; Лк.24.46-53; Деян.1.8-12;