ПРОПОВЕДИ
Я умолю Отца и даст вам Духа Святого (на Троицу)
Ин.14.16-17 «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
Надо было дать лекарство от той скорби, которая могла возникнуть у апостолов из-за ухода Христа. Кроме того, Христос обещает дать им силы соблюдать Его заповеди, ибо иначе Его увещание не было бы действенным. Господь учит, что как бы Он ни отсутствовал телом, Он не позволит им оставаться без помощи. Ведь Он всегда будет среди них Своим Духом. Духа же Он называет здесь даром Отца, но таким, который Он Сам у Него вымолит. В другом месте Он обещает дать Духа от самого Себя. И то и другое сказано верно. Ведь, поскольку Христос есть наш Посредник и Заступник, Он выпрашивает у Отца благодать Духа. А т.к. Он же является Богом, то Сам дарует ее от Себя. Смысл этого места таков: «Я дан вам от Отца Утешителем, но на время. Теперь же, совершив Свое служение, Я умолю Отца дать вам другого Утешителя, Который пребудет с вами вечно». Имя Утешитель присвоено здесь и Духу Святому и Христу, и присвоено по праву. Ибо и Тому и Другому присуще служение нас утешать, оберегать и защищать Своим Заступничеством. Пока Христос был в мире, Он был Заступником Своих людей. Затем Он поручил их покровительству и защите Святого Духа. Христос зовет Духа Святого «другим» из-за различия тех благ, которые мы получаем от Них Обоих. Христу присуще умилостивление грехов, усмирение гнева Божия, искупление людей от вечной смерти, обретение праведности и жизни вечной. А Духу Святому принадлежит делать нас причастниками Самого Христа и всех Его благ.
Христос называет Святого Духа и Духом истины. Отсюда следует, что пока Дух Святой не станет внутренне нас учить, наш разум помышляет лишь ложь и обман. Читали: «Которого мир не может принять». Это выражение подчеркивает превосходство благодати, которой Бог одаривает только избранных. Это значит: дар, которого лишен остальной мир, дар мало распространенный. Тем большей похвалы заслуживает милость Божья к Церкви, т.к. милость эта – привилегия истинных верующих. Одновременно Господь увещает учеников не надмеваться плотским разумом, как обычно делают неверующие, и не отвергать благодать Духа Святого. Неверующим людям кажется басней всё, что в Библии сказано о Святом Духе. Они, полагаясь на свой разум, презирают небесное просвещение. На самом деле всё, относящееся к здравому разумению, исходит только от Духа Святого. Кроме того, слова Христа показывают: человеческий разум не может что-либо понять о Святом Духе. Его может познать лишь опыт веры. Лишь Сам Дух, обитая в нас, может дать познание о Себе.
Некий верующий вспоминает, как в детстве он увидел королеву Елизавету. Царственная особа приехала посетить их город, и его семья вместе с жителями города отправилась ее приветствовать. Затем королева уехала, и жизнь вернулась в прежнее русло, словно ничего не происходило. Для тех из нас, кто пережил встречу с Иисусом Христом, это событие навсегда запечатлелось в сердце. Царь царей вошел в наше сердце, и теперь наше тело «храм живущего в нас Святого Духа» (1Кор.6.19). Пребывание в нас Самого Бога должно преобразить всю нашу жизнь, направляя ее течение в русло прославления небесного Царя. Наши отношения с людьми, поведение на работе, использование денег, обращение с врагами – всё в нашей жизни должно отражать чудо, произошедшее в нашем внутреннем человеке. Если Христос живет в нас, это должно быть заметно.
Святой Дух – не безличная сила. В Библии сказано о Нем, как о Боге. Он обладает атрибутами Бога: везде присутствует (Пс.138.7,8), всё знает (1Кор.2.10,11), обладает неограниченной силой (Лк.1.35). Дух Святой делает всё, что делать может только Бог: творит (Быт.1.2), дает жизнь (Рим.8.2). Он равен другим Лицам святой Троицы – Отцу и Сыну. Святой Дух – Личность, взаимодействующая с нами на личном уровне. Он скорбит, когда мы согрешаем (Еф.4.30). Он учит нас (1Кор. 2.13), молится за нас (Рим.8.16), водит нас (Ин.16.13), одаряет духовными дарами (1Кор.12.11) и убеждает в спасении (Рим.8.160. Святой Дух поселяется в нас, когда мы принимаем дар прощения грехов в Иисусе Христе. Он желает преобразить нас, сделав похожими на Спасителя Христа. Будем же сотрудничать с Ним, читая Библию и полагаясь на Его силу в исполнении Божьей воли.
Изготовление пианино требует большой кропотливости. От выбора дерева в лесу до того момента, когда пианино появляется в зале, проходит бесчисленное количество искусных и мельчайших доработок. Когда умелые мастера, наконец, завершают работу, известные пианисты «пробуют» инструмент на звук и часто комментируют богатые оттенки, которые никогда не могут быть воспроизведены синтезаторами. Секрет богатства и неповторимости – прикосновение мастера. Читая в Библии о строительстве скинии, мы видим, как Сам Бог ценит руку мастера. Он избрал для работы Веселиила, сказав: Исх.31.3-5 «Я исполнил его Духом Божьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством работать из золота, серебра и меди …». Сегодня Бог обитает не в скинии, но работа мастера не ушла в прошлое. Теперь каждый христианин – особое Божье творение. Искусный Мастер – Святой Дух снимает с нашего характера ненужные стружки, преображая каждого в образ Христа (Рим.8.28,29). Доверяясь Ему, мы в конце сами восхитимся Его делом. Бог Отец послал Святого Духа, чтобы сделать нас подобными Христу.
Если бы деньги стали таинственным образом исчезать из вашего кошелька, вы бы, наверное, рассердились. Но если бы вы обнаружили, что они исчезают при содействии вашего ребенка, таскающего их потихоньку, то гнев сменился бы скорбью. Именно так мы чувствуем себя, когда те, кого мы любим, подводят нас. В Послании к ефесянам читаем следующее: Еф.4.30 «Не оскорбляйте Святого Духа Божия». Т.е. не причиняйте боли Тому, Кто любит вас и помогает вам. В нас обитает Святой Дух. Если мы подвергаем себя осквернению, то как бы изгоняем Духа из Его жилища. Мы должны стараться, чтобы Святой Дух обитал в нас охотно, словно в приятном жилище, и не давать Ему повода для огорчений. Ведь Христос сказал, что Святой Дух послан Богом Отцом, чтобы помогать нам. Если Святой Дух, Который в нас, оскорбляется нашими действиями, результатом может стать серьезное внутреннее борение. Дух влечет нас в одном направлении, а похоти плоти (греховные инстинкты) увлекают в другом. Ап. Павел так говорит об этом: Гал.5.17 «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Слово «плоть» здесь означает греховную природу человека. Поскольку вся природа человеческая враждебна и непокорна Духу Божию (Святому), следует прилагать усилия и серьезно бороться против греховных желаний. Кроме того, нам должна быть дана сила повиноваться Святому Духу. Поэтому начинать надо с отречения от себя. Слова «что хотели бы» относятся к людям возрожденным (истинно верующим). Ибо у неверующих людей не происходит никакой борьбы с превратными вожделениями. В них нет правого желания, воздыхающего по праведности Божьей. Т.о., слово «хотеть» следует относить не к склонности природы, а к святым пожеланиям, которые Святой Дух внушает нам по Своей благодати. Поэтому удалите от себя похоти плоти и будьте верны Богу.
Одна христианка рассказывает: «Когда я была маленькой, то часто проводила лето у бабушки. Она жила на улице, выходящей к железнодорожным путям. Первое время я часто просыпалась от грохота вагонов или от пронзительного свиста тепловоза. Однако за неделю слух настолько привыкал к шуму, что я сладко спала, не обращая на него никакого внимания. Я подстраивалась под него». Порой мы не обращаем внимания на «небесные вмешательства» Святого Духа в привычный ход нашей жизни. Он может беспокоить нас сознанием того, что следует покаяться в неправильных словах и делах. Или может периодически напоминать о необходимости молиться за попавших в трудное положение. Или обличать нас в том, что мы так и не поговорили о Христе с тем человеком, кто нам дорог. Поселившись в нашем сердце, Святой Дух начинает учить нас, обличать, утешать и наставлять на истину (Ин.14.16-17; 26; 16.7-8; 13). Приведем только один отрывок из указанных нами четырех. Ин.14.26 «Утешитель же, Дух Святой … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (слова Христа). Господь Иисус свидетельствует: служение Святого Духа – наставлять Его учеников в том, что они уже слышали из Его уст (А мы – из Библии). Отсюда следует, что проповедь будет малоэффективной, если ей не сопутствует учительство Святого Духа. Итак, Бог учит Своих двояким образом: устами людей Он обращается к нашему слуху, а Духом Своим пробуждает нас изнутри. Он делает это иногда одновременно, а иногда и в разное время, как Ему угодно. Именно Святой Дух по обещанию Христа будет Учителем. Он напомнит, что Господь Иисус говорил нам. Отсюда следует, что Святой Дух не создатель новых откровений. В настоящее время я знаю не меньше двух людей, которые утверждают, что они получают указания от Святого Духа, часто отличные от библейских истин. Одной этой фразой Христа следует опровергать все измышления, которые под предлогом учительства Святого Духа сатана от начала и до наших времен пытается ввести в Церковь. Можем не сомневаться, что мошенническим, а не Христовым будет дух, который внушает нечто чуждое Евангелию.
В наши дни часто бушуют смерчи или ураганы. Мы поражаемся силе ветра, разрушающей многое из того, что мы с таким трудом строили. Таковы результаты действия незримой силы природы. В определенном смысле то же верно и в отношении Святого Духа. В книге Деяний, когда в день Пятидесятницы верующие исполнились Святым Духом, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились (Деян.2.2). Ветер был подтверждением того, что в них действовал невидимый Дух. Если вы ученик Христа, то в вашей жизни Святой Дух производит добрый плод и вас присоединяет к Церкви и заверяет в Божьем присутствии. Святой Дух – могучая Личность, играющая великую роль в нашей жизни, хотя мы Его не видим. В мире, полном горя и отчаяния, в Его лице мы имеем великую поддержку.
У вождя негритянского племени смертельно заболел маленький сын. Он пригласил, по обыкновению, колдунов, но они не могли помочь. Тогда он обратился к миссионерам, попросил их молиться за сына. Миссионеры говорили Богу: вот удобный случай, если Ты, Господи, вылечишь мальчика, многие уверуют во Христа и воздадут Тебе славу. Они молились всю ночь о выздоровлении больного, но мальчик, приняв Христа своим Спасителем, под утро с улыбкой скончался. Миссионерам пришлось оставить жилище вождя с поникшими лицами. Однако каково было их удивление, когда, спустя некоторое время, приходит к ним вождь и просит крестить его. Миссионеры спросили: «Что же произошло? Как ты уверовал?» Вождь ответил: «Я сильный мужчина и воин, но боюсь смерти. А мой сын был маленьким, слабым, но с улыбкой ушел к Богу. Малыш не боялся смерти. И я хочу иметь такого Бога». Бог знал, что пробуждение может начаться и через смерть.
В 1967г. в Шестидневной войне Израиль одерживал победы над врагами, которые были намного сильнее его. Зная об этом, мы можем вспомнить ветхозаветные библейские истории, когда Бог явно помогал израильтянам в борьбе с врагами. Сейчас вроде бы Бога не видно, и может показаться, что Ему до нас нет дела. Но это не так. В ветхозаветные времена Бог часто общался с людьми наглядно, во всеуслышание: через скрижали, огненный столп, веяние тихого ветра и т.д. Но пришел Иисус Христос и всё изменилось. Он сказал ученикам Своим, что Бог Святой Дух будет пребывать не только среди них, но и в них.
Господь! Мы благодарим Тебя за то, что Святой Дух живет в нас, чтобы, глядя на нас, окружающие нас люди могли видеть, слышать и чувствовать Тебя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам успокоиться в Тебе, следуя за Твоим Сыном Иисусом Христом и полагаясь на Дух Святой. Благодарим Тебя за Его неизменное присутствие и помощь в борьбе с любыми трудностями. Просим, помоги нам в том, чтобы пребывание в нас Святого Духа преобразило всю нашу жизнь, направив ее течение в русло прославления Небесного Царя. Пусть наши отношения с людьми, поведение на работе, использование денег, обращение с врагами – всё в нашей жизни отражало чудо, произошедшее в нашем духовном человеке. Помоги с любовью относиться к нашим ближним, прощать недругов, проявлять к падшим милость, защищать слабых, возрастать в зрелости. Просим, обнови наш ум, чтобы наши мысли были угодны Тебе. Бог Святой Дух! Просим, веди нас, день за днем во всем помогай нам. Благодарим, что Ты трудишься в нас любя, пока в нас не отражается Иисус Христос. Помоги нам не оскорблять Тебя, данного нам для блага. Помоги удалить от себя греховные желания и быть верными Богу. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.
Читать из Библии: Иер.31.31-34; Деян.2.1-18;