Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 22
В 22-м воскресенье Катехизиса содержатся два вопроса под номерами 57 и 58: «Чем утешает тебя воскресение плоти?» и «Какое утешение черпаешь ты из догмата о вечной жизни?» Они продолжают и, по сути, заканчивают разъяснения положений «Апостольского символа веры». В обоих вопросах речь идет о будущем, о том, чего нет, о том, что человек не может проверить или как-то ощутить исходя из своего повседневного опыта и во что остается только верить. Речь идет о жизни после смерти. Туда еще никому не удалось заглянуть, и никому не удалось вернуться, чтобы рассказать живым о том свете. И не было человека, который бы об этом не задумывался. Катехизис сразу говорит об утешении. Ведь смерть величайшее горе. Каждый человек - это целый мир, и с его смертью этот мир исчезает. Людям никогда не хотелось верить, что всё обстоит именно так. Что человек уходит в какое-то никуда. Ведь что-то должно быть там, за гранью? И если верить, что есть жизнь после, что впоследствии человек непременно воскреснет после страшного суда, то это утешит тем, что есть другая жизнь, что личность человека не исчезнет бесследно. И, соответственно, можно не бояться смерти.
На первый вопрос («Чем утешает тебя воскресение плоти?») авторы Катехизиса отвечают следующим образом: Тем, что не только душа моя после выхода из тела немедленно будет взята ко Христу, своему Главе, но также и плоть моя, воскрешенная силою Христовой, соединится с душой и уподобится славному Христову телу. Здесь говорится о телесном воскресении после страшного суда, когда воскреснут все люди, и праведники получат жизнь вечную с Господом, а грешники будут обречены на вечную гибель. И речь здесь идет именно о телесном воскресении. Ведь нематериальная бессмертная душа это хорошо, но и без тела жить совсем плохо. Впрочем, вообразить, как жить без тела, или как живут в раю в принципе невозможно. Главное утешение в этом вопросе то, что тело твое рано или поздно воскреснет.
На второй вопрос («Какое утешение черпаешь ты из догмата о вечной жизни?») Катехизис отвечает так: Поскольку в настоящем я предощущаю в своем сердце начатки вечной жизни, то наступит время, когда, окончив земную жизнь, я полностью войду в обладание совершенным блаженством и, пребывая в нем, буду вечно восхвалять Бога вместе с другими сонаследниками. Кое блаженство глаз не видел и ухо не слышало, и никто из людей разумом не постиг. Здесь Катехизис утешает перспективой попадания в Рай. В рай попадут только избранные ко спасению люди. И надо верить, что ты в числе избранных. Также говорится, что представить райское блаженство, исходя из земного опыта, нельзя.
Александр Макеев