ПРОПОВЕДИ
Если поступаете с лицеприятием
Иак.2.9 «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете».
Многие знают, что Закон повелевает возлюбить ближнего, как самого себя. Но это не извиняет вас, если помилование или осуждение человека осуществляется вами в зависимости от его внешнего положения. Здесь мы должны обратиться к конкретному закону, который Богом дан еще через Моисея. Лев.19.15 «Не делай неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». Судьям и власть имеющим велено выносить суд и приговор нелицеприятно. Они не должны причинять зло ни одной стороне, должны следовать правилам справедливости, уважая лишь обстоятельства дела, а не состояние или положение людей. Они должны учитывать следующее: 1. Справедливость никогда не должна извращаться из сострадания к бедным. Исход 23.3 «бедному не потворствуй в тяжбе его». Пусть бедность не отвращает от него наказание за вину. 2. Также справедливость никогда не должна извращаться из-за почитания и страха перед могущественными людьми, в их пользу судьи часто оказываются пристрастными. Иудеи так толкуют этот стих: «Согласно этому закону судьи обязаны быть максимально нелицеприятными. И даже не позволять одной стороне сидеть, пока другая стоит. Наряду с этим не позволять одной говорить сколько угодно, а другой быть краткой».
Грязное лицо пришедшего в церковь незнакомца было почти полностью скрыто за длинными засаленными волосами. Одежда его распространяла неприятный запах. Люди неприязненно смотрели на забулдыгу и брезгливо отворачивались. А он прошел вперед, снял парик, грязную одежду, быстро переоделся и начал проповедь. Только тут все узнали своего пастора. Большинство из нас дружелюбно с теми, кого считают приличными людьми. Для таких ап. Иаков оставил серьезное предупреждение: Иак.2.9 «если поступаете с лицеприятием, то грех делаете». Фаворитизм, основанный на внешности или статусе, не должен иметь места в Божьей семье. Иначе мы станем «судьями с худыми мыслями» (Иак.2.4). К счастью, у нас есть средство от лицеприятия: искренняя любовь к ближнему, как к самому себе, независимо от того, кто он такой. Помогая бездомным, голодным или отчаявшимся, мы исполним «закон царский, по Писанию» (Иак.2.8). И проявим милость, которая «превозносится над судом». В мире, где изгоев держат на расстоянии, проявим Христову любовь. Она простирается и к тем, кто не может отплатить за нее.
Во время гражданской войны в Америке единственный сын одного банкира записался в Армию Союза. Как-то к нему в банк явился солдат в поношенном мундире, по облику которого можно было догадаться, что он вышел из больницы. Солдат стал шарить в своем кармане, стараясь что-то найти. Банкир, предугадывая его намерение, сказал: «Любезный, сегодня я слишком занят и ничего не могу сделать для вас. Вам придется обратиться в бюро, где позаботятся о вас». Но солдат продолжал шарить в кармане. Наконец, он вытащил клочок бумаги, на которой карандашом было написано несколько строк, и положил этот клочок бумаги перед банкиром. Он прочитал: «Дорогой отец! Это один из моих товарищей, который был ранен в последнем бою и был отправлен в госпиталь. Прошу тебя, прими его, как самого меня. Карлуша». Банкир мгновенно преобразился. Пригласил солдата в свой дом, отвел ему комнату сына. Он оставил его у себя, пока не вернули ему здоровье.
Отношение Бога к человеку зависит от духовного состояния человека, а не от его внешнего положения или привилегий. Именно это заметил ап. Павел. Он выразил это в следующих словах: Рим.2.11 «Ибо нет лицеприятия у Бога». До этого момента апостол влек на суд Божий всех людей вообще, здесь же начинает он по отдельности обличать иудеев и язычников. И одновременно учит тому, что имеющееся между ними различие не мешает и тем, и другим подлежать вечной смерти. Язычники оправдываются своим неведением. А иудеи хвалятся Законом. Поэтому апостол у одних отнимает извинение, а других лишает пустой похвальбы. Апостол учит, что различие между иудеями и язычниками не мешает быть тем и другим одинаково виновными перед Богом. Впрочем, когда в Библии говорится о лицах, имеются в виду внешние обстоятельства, которые люди привыкли ценить и уважать. Поэтому, когда слышишь, что Бог нелицеприятен, разумей, что смотрит Он на чистоту сердца и на духовное состояние человека. И Его не привлекает то, что обычно ценится у людей: родословие, отечество, достоинство, богатства и т.п. Так что здесь приятие означает благорасположенность и причину различения между одним и другим.
Иметь лицеприятие – значит, в своем суде проводить различие между лицами, не судить всех на одних и тех же основаниях. Такова несправедливость некоторых грешных людей, но такого никогда нельзя вообразить о святом Боге. Моисей говорит народу: Втор.10.17 «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров». Но иудеи не единственные люди, которые воображали, будто Бог в Своем суде сделает для них, Своего избранного народа, исключение и не накажет их, как прочих. В христианском мире также некоторые тешат себя этой надеждой, будто на основании оказанной им милости и проявленной верности они являются такими любимыми детьми Божьими, которые всегда будут пользоваться особым снисхождением. Даже если они вновь падут в самоуверенность и начинают жить свободно и беззаботно по плоти и делать всё, что делают нечестивые. Против такого ложного воображения говорит Сам Господь: Иез.18.24 «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет». Бог велик и праведен. Он не делает никакого различия между лицами. Поэтому и ап. Петр увещает: 1Пет.1.17 «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Т.е. ходите в страхе Божьем. Ибо иначе вы навлекли бы на себя великую скорбь, когда «Бог посетит ваш грех жезлом и ударами» (Пс.88.31-35).
Об этом говорит и ап. Петр, когда впервые преодолевал стену, разделяющую иудеев с язычниками. Деян.10.34,35 «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Бог спасает людей не из уважения к их внешним привилегиям или бесплодным знаниям и пустому исповеданию истины, но соответственно их действительному духовному состоянию. Он может проявить Свое недовольство и благоволение как к иудеям, так и к язычникам. Во-первых, к иудеям, т.к. они больше привилегий имеют, но потом и к эллинам (к нам язычникам), т.к. недостаток привилегий вовсе не избавляет нас от ответственности за злые дела.
Условия работы на предприятиях Англии 19-го века были ужасающими. Взрослые и дети трудились во вредных условиях в течение дня, а затем возвращались в грязные трущобы, где проводили ночи. Большинство работодателей не уделяли никакого внимания благополучию рабочих. В то же самое время владельцы шоколадной компании «Кэдбери» вели себя совершенно иначе. Квакеры по убеждению, они искренне заботились об улучшении условий для своих 200 работников. (Квакеры (Общество друзей) – религиозное общество.) Фабрика «Кэдбери»была с обогреваемыми раздевалками, кухней и зонами отдыха. Кроме того, заботясь о духовных нуждах сотрудников, рабочий день начали с изучения Библии. В Послании к колоссянам сказано: Кол.4.1 «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах». От Господ требуется не только справедливость, нелицеприятие, но и доброта. Исполняйте свои обещания им и трудовые соглашения с ними. Не требуйте от них более того, что они могут выполнять. Обеспечьте их всем необходимым. Обоснование этого требования: «зная, что и вы имеете Господа на небесах». Вы не господа над самими собой и подотчетны Богу. Поступайте со своими работниками так, как желаете, чтобы Бог поступил с вами, как убежденные в том, что должны будете дать Ему отчет. Хотя и занимаете разное положение в этом мире, но одинаково подотчетны Ему. Владельцы компании «Кэдбери» оказывали своим работникам «должное и справедливое». Но духовные устремления побуждали их к большему, а именно к заботе о душе своих работников. Возможно, у нас нет своей компании, но мы всё равно регулярно соприкасаемся с множеством людей. Будем с ними справедливыми и честными, нелицеприятными, а кроме того, позаботимся об их душе, молясь, беседуя и помогая в их нужде.
Мы часто думаем о том, что делает нас красивыми. Мы должны думать также и о том, от чего зависит наша духовная красота. Христос говорил об этом с религиозными вождями Иерусалима (Мф.23). Они следовали длинному списку обрядовых правил, намного большему, чем было предписано Богом. Им хотелось достойно выглядеть перед людьми, однако Бога это не впечатляло. Господь Иисус сказал: Мф.23.25 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Все усилия фарисеев казаться праведными лишь показывали, что на самом деле праведности там нет. Вместо нее в сердце господствовали гордость, самодовольство и себялюбие. В каждой религии есть свои традиции, но Бог ценит то, что выше этих традиций. Ему дорого чистое сердце и добрые побуждения.
Христианин во время экономического кризиса организовал группу поддержки безработных христиан, чтобы помочь им справиться с обстоятельствами. Порой возникли и неожиданные ситуации: получив работу, люди не возвращались, чтобы поддержать оставшихся. Но хуже всего были комментарии тех, кто никогда не лишался работы. Они, словно эхо, повторяли обвинения друзей библейского праведника Иова: Иов 8.6 «Если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей». В главе 12 этой книги Иов жалуется, что чувствует себя пренебрегаемым теми, у которых жизнь легка. Когда всё идет у нас хорошо, нам начинает казаться, что мы лучше попавших в беду и что Бог больше любит нас, чем тех, кто терпит неприятности. А как важно помнить, что Бог нелицеприятен. Мы все живем в падшем мире, и происходящее в нем может коснуться и нас. Мы, верующие во Христа, все любимы Богом и все нуждаемся в Нем – в хорошие времена и в плохие. Успех, изобилие и положение, которые Он дает нам, это средства, чтобы поддерживать и других в их нуждах. Будем же использовать Его дары с усердием и щедростью.
В книге под названием «Нехристианин» перечисляются причины, по которым неверующие люди недолюбливают христиан. В основном всё сводится к тому, как поступают верующие перед окружающими их людьми. Неверующие говорят, что христиане зачастую склонны к лицемерию, осуждению других, резкости и без любви относятся к тем, кто не входит в их круг. На самом деле к истинному христианину всё это не относится. Но порой в этих словах оказывается больше истины, чем нам хотелось бы. В своем Первом послании ап. Иоанн пишет: 1Ин.3.1 «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его». Выше, показав достоинство верных последователей Христа, что они рождены от Него, в этой главе апостол предается восхищению благодати Божьей. Бог Отец усыновляет всех верующих в Сына. Сын дарует им власть (качества) быть детьми Божьими. Только удивительно снисходительная любовь Бога Отца могла сделать и назвать таких людей, как мы, Своими сыновьями. Нас, наследников греха по нашей природе, виновных перед Ним. Нас, ставших по своим делам сынами порока, неблагодарности и непослушания. Удивительно, что святой Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас – Своими детьми. Из этого апостол заключает, что честь, которой удостоены верующие, превосходит понимание этого мира. Мир совсем не понимает преимущества и блаженства истинных верующих. Он видит, что они подвергаются всеобщим бедствиям, их постигает всё то, что и других. Они даже испытывают больше скорбей, чем все остальные (Бог их воспитывает, делает лучшими). Поэтому нехристианский мир, живущий видением, не знает того достоинства, тех привилегий и наслаждений, каким христиане уже здесь на Земле обладают. Не знает и того знания, которое они носят. Мир плохо себе представляет, что эти бедные, смиренные и порой презираемые люди – избранники неба и вскоре будут его обитателями.
Господь! Просим, помоги нам в том, чтобы наши слова и дела всегда подтверждали нашу веру. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что сегодня сказал нам о том, как много зла содержится в грехе лицеприятия. Этот грех может привести и к разделению христианских народов и обществ. Просим, укрепи в нас веру в Господа Иисуса Христа, помоги принимать ее, руководствоваться ею, одобрять Его учение, покоряться Его Закону и управлению. Помоги нам исповедовать словом и делом веру в славу Господа Иисуса, в которой самые бедные христиане будут иметь участие наравне с богатыми. И по сравнению с которой вся слава мира – всего лишь тщета. Помоги нам не уважать человека за его внешние, мирские преимущества. И почитать человека настолько, чтобы не затемнять и не умалять славу нашего Спасителя. Ты порой посылаешь нам людей, кто нуждается в любви и заботе. Просим, помоги нам проявлять к ним Твою благость. Даруй нам смирение, чтобы не поступать как друзья Иова, обвинявшие его в грехах. Покажи, как помочь нуждающимся, чтобы мы утешили их, как и ты утешил нас. Во имя Иисуса Христа. Аминь.