Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 23
Сегодня 23-е воскресенье Гейдельбергского Катехизиса. В нем 3 вопроса. Их номера 59, 60 и 61. Какая тебе польза от того, что ты во все это веришь?; Как ты оправдываешься перед Богом? и Почему ты утверждаешь, что оправдываешься только верою?
Первый вопрос по сути заканчивает рассмотрение Апостольского символа веры. Действительно, какая польза от того, что человек верит во все его положения? Катехизис так отвечает на этот вопрос: Такая, что во Христе я становлюсь праведным перед Богом и наследником вечной жизни.
Дело в том, что Символ веры перечисляет всё во что должен верить христианин и, прежде всего, в крестные страдания Иисуса Христа, в его божественность. Польза заключается в получении праведности от Господа грядущей вечной жизни с Иисусом Христом. Кроме того, Апостольский символ веры краток, запомнить его может любой человек, и соответственно, знание о собственной вере будет всегда «при нем». В любой момент он сможет воспроизвести его, произнести про себя или вслух, например, если возникают какие-либо сомнения. Если какой-либо посторонний человек спросит христианина о вере, он сможет всегда четко ее объявить. К примеру, во время процесса над «Пусси Райот» адвокат одной из подсудимой требовал от свидетеля или потерпевшего сказать во что он верит (процесс был по поводу оскорбления религиозных чувств), стремясь при этом доказать, что «оскорбленный» сам не знает во что верует и значит никакого состава преступления тут нет. Но допрашиваемый четко произнес перед судом символ веры, адвокат оказался посрамленным, преступление было доказано, и участницы процесса получили в результате по «двушечке». Таким образом, символ веры может стать оружием христианского воина. Этот вопрос Катехизиса можно считать последним, посвященным символу веры.
Второй вопрос (Как ты оправдываешься перед Богом?) говорит об оправдании грешного человека. Авторы Катехизиса так отвечают на этот вопрос: Только истинной верой в Иисуса Христа. И хоть совесть моя винит меня в том, что я тяжко согрешил против всех заповедей Божиих, ни одну из них не соблюл, и даже сейчас склонен ко всякому злу, тем не менее, я верю, что если приму это благодеяние с истинным душевным упованием, то без каких-либо моих заслуг, только по милосердию Божию, мне будут вменены и дарованы совершенное удовлетворение, праведность и святость Христовы. Так, словно я сам не совершил никакого греха и не несу никакой вины, и даже сам явил то совершенное послушание, которое выказал за меня Христос.
Оправдание можно понимать двояко: как оправдание человека перед самим собой, то есть, что человек думает сам о себе, и как оправдание перед Господом, то есть, что Господь думает о тебе. Говоря иными словами, кто ты, кем предстанешь в глазах Господа. Суд Господень суров и справедлив. Ни один человек не может быть праведен в глазах Господа. Недаром же считается, что выполнить заповеди Божьи в полном объеме в принципе невозможно. Поэтому оправдаться перед Господом в принципе невозможно. Но человек уверовал искупительную миссию Сына Божьего. И вот Господь стал лицеприятен, начал судить человека по милости, а не по делам. И именно поэтому человек оправдывается верою в Иисуса Христа. Просто ему нечем больше оправдаться пред Господом, получить праведность.
Третий вопрос (Почему ты утверждаешь, что оправдываешься только верою?) является продолжением второго. Уже ясно, что можно оправдаться исключительно верою, но как обстоит с возможностью оправдания делами? Угодна ли Богу вера человека? Ответ Катехизиса такой: Не потому, что угождаю Богу достоинством своей веры, а потому, что вся моя праведность перед Богом состоит лишь в удовлетворении, праведности и святости Христа. И ничем иным, как только верою, я не могу принять и приложить их к себе.
Богу, конечно, угодна наша вера. Но вера всё-таки одно из дел. Если Богу угождать одной только верою, то тогда получится, что всё же есть такое дело, которым можно оправдаться пред Господом и которым можно было бы возгордиться. Это конечно же не так. И веру человек получает от Господа, чтобы он оправдался перед ним. На самом деле человек оправдывается праведностью и жертвенностью Иисуса Христа. И вера нужна для того, чтобы человек мог принять жертвенные подвиги Иисуса Христа, признать в нем своего спасителя и получить прощение и оправдание у Господа. Конечно, Господь для оправдания дает не только веру. Ведь недаром на ряде языков «оправдание» переводится как ремонт, переделка. Верою Господь переделывает душу, и человек становится другим, начинает творить добрые дела, меняет свою жизнь.
Но у вопроса об оправдании одной лишь верою есть и другая сторона: это соотношение христианства и еврейства. Само христианство выросло из еврейства. Бог у христиан и у иудеев один. Священное Писание также одно. Еврейский Танах под названием «Ветхий Завет» является также священным и для христиан. Иисуса Христа принимали за ожидаемого машиаха – потомка царя Давида. Все действующие лица Библии евреи. за исключением Понтия Пилата, египетского фараона и еще некоторых второстепенных персонажей. Споры между христианами и евреями начались с самого возникновения христианства. Считается, что евреи по упрямству не признали Христа за мессию. Но чтобы это изменило? Получается, что вся разница между евреями и христианами только в том, что евреи ждут мессию утверждая, что он еще не приходил, а христиане также ждут мессию, но при этом утверждают, что он уже был, но непременно вернется. Разница, по сути, ничтожная. Неужели дело только в простом упрямстве? Конечно же нет. Разные течения христианства спорят о соотношении дел и веры в спасении человека. У католиков, например, большую роль играют так называемые добрые дела наряду с верой. Протестанты, как правило, вслед за Лютером отвергают роль дел. Но при этом все течения христианства говорят о необходимости спасения и утверждают всё же приоритет веры. У евреев же полностью преобладает дело. Вера не играет никакой роли. Дела – это дела закона. Никакого спасения нет, потому что спасаться не от чего. Греховность признается только личная. Никакого первородного греха нет. Поэтому Иисус Христос со своей крестной смертью и искуплением просто не нужен. Все грехи искупаются скрупулезным исполнением Божьих заповедей, постоянно приспособляемых к меняющейся жизни. Вот почему в еврействе Христа нет и не может быть. История отношений евреев и христиан кровавая во многом еще и потому, что христиане считали евреев недоделанными христианами, а евреи христиан еретиками. чудовищные события 20 века показали, что всем нужно жить в мире, взаимно уважая друг друга.
Александр Макеев