ПРОПОВЕДИ
Любовь всё делает общим.
Рим.12.15 «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
Любовь всё делает общим – и хорошее и плохое, потому что она не ищет своего. Христианская, истинная любовь взаимная. Она не оставит нас равнодушными как в беде, так и в радости другого человека. Она учит нас воспринимать их как свои собственные. Радости одних и слезы других – это испытание нашего братолюбия, христианского сочувствия. Подразумевается под этим участие не в греховном веселье или оплакивании кого-то, но только в праведной радости или печали. Мы должны не завидовать преуспевающим, но радоваться с ними. Мы должны не презирать бедствующих, но сострадать и помогать им; не презирать тех, кто в скорбях, но заботиться о них и быть готовыми помочь им. Т.к. мы находимся в очень хрупком человеческом теле, то с нами может случиться то же самое. Это означает подражать Богу, Который не только «желает мира рабам Своим» (Пс.34.27), но и не оставляет их во всех скорбях их (Ис.63.9). Природа истинной любви требует, чтобы каждый предпочитал скорее плакать со своим братом, нежели из-за роскоши и праздности пройти мимо его плача. Итак, смысл здесь таков: насколько возможно, сообразуйтесь друг с другом. И какая бы ни выпала кому судьба, пусть каждый сопереживает вместе с другим человеком, идет ли речь о печали в невзгодах или о радости в процветании. Не принимать с радостью радость других людей означает зависть; а не грустить, если другому человеку плохо – бесчеловечность. Да будет между нами такое сострадание, которое бы всем внушило одинаковые чувствования. Жизнь ведет нас извилистым путем: от радости к печали, от поражений к победам. Но во всем этом нам дарована замечательная возможность приобщиться к переживаниям наших ближних, увидеть Божью благодать в деле. Не упустим же ее.
Будучи премьер-министром Израиля, Гольда Мейер пережила и радость успехов и побед, и горечь тяжелых утрат, которыми сопровождалась жизнь молодого государства Израиль. Этот драгоценный опыт позволил ей сказать такие мудрые слова о радости и печали: «Кто не умеет рыдать, тот не умеет смеяться». Ап. Павел призвал нас к жизни, в которой наличествует не только радость, но и слезы. В Послании к римлянам он призывает нас думать не только о собственных проблемах, но обратиться и к нуждам других (Рим.12.15).
Следя за последствиями землетрясения на Гаити в 2010г., многие были ошеломлены масштабами разрушений, а также трудностей, выпавших на долю этого маленького государства. Среди многих душераздирающих фотографий одна особенно привлекла внимание. На ней была женщина, глядящая на огромный завал и плачущая. Ее сердце надрывалось, и слезы ручьями текли из глаз. Рассматривая фотографию, мы можем вспомнить о сострадании Христа. Господь понимал важность слез и Сам плакал. Но Его слезы были вызваны разрушением иного рода, которое произведено грехом. Увидев Иерусалим, полный нечестия и неправды, Он не мог сдержать слез. Лк.19.41 «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем». Это были слезы сострадания и скорби. Встречая бесчеловечность, боль и грех, опустошающие наш мир, зададимся вопросом: как мы ведем себя? Если сердце Христа разрывается от вида крайней испорченности мира, не должно ли разрываться и наше? И не должны ли мы сделать всё возможное, чтобы произвести перемену в жизни людей, находящихся в нужде, духовной и телесной?
Если нас не печалит судьба тех, кто духовно потерян, значит, мы смотрим на этот мир по-другому, чем этого хочет от нас Господь. Свидетельство о Христе только тогда действенно, когда исходит от сердца, полного сочувствия к другим. Однажды Дэвид Гарик, известный актер шекспировского театра, пришел на богослужебное собрание. Во время проповеди слезы ручьем текли по щекам проповедника, и Гарик был глубоко тронут этим. Вдруг с места поднялась старая женщина и сказала: «Я видела вас сегодня, раз пять в разных местах, когда вы проповедовали на улицах, и каждый раз у вас так же текли слезы. Почему вы плачете?» Он сказал, что он не может сдержать слез, думая о заблудших и потерянных людях. Проповедника звали Джордж Уайтфилд. Позднее Гарик сказал: «Я слушал Уайтфилда, я видел, как глубоко он скорбел о тех, кто живет без Христа. Когда у него не оставалось больше слов, он просто возводил к небу свои могучие руки и стонал: «О! О!». И, помолчав, Гарик добавил: «Я дал бы целую горсть золотых монет за то, чтобы так сказать «О!" Святой Дух почил на Джордже Уайтфилде, который привел к Христу многих заблудших людей.
Школьный сторож смотрел, как дети играют на дворе школы, и вдруг увидел, что одна девочка упала со скамейки, и ее лицо исказилось в странной гримасе. Сторож понял: тут что-то не так, и рассказал о том, что видел, учителям. Через несколько дней у этой 9-летней девочки случился припадок и ее срочно отвезли в больницу. То, что заметил раньше сторож, помогло врачам – они сделали сканирование мозга и нашли в нем опухоль. Опухоль удалили, и девочка скоро поправилась. Многие тогда назвали сторожа «добрым самарянином». Христос рассказал притчу о том, как трое людей увидели избитого и ограбленного путника. Первые двое прошли мимо (Лк.10). Третий же, самарянин, сжалился над несчастным. Жалостливый человек не может не помочь тому, кто попал в беду. Он понимает, что ему придется пожертвовать своим временем, силами, а может, и деньгами, но мимо не пройдет. Такая жалость, такое сострадание может зародиться только в сердце, открытом для Бога, и для других людей – попутчиков на житейском пути. Притча о добром самарянине заканчивается заповедью и для нас: «Иди, и ты поступай так же!» Христос смотрит на каждого человека глазами сострадания и нас призывает смотреть так же.
Некий благовестник писал: «Если мы хотим, чтобы Бог мог нас употребить в деле Своем в любое время и в любом месте, нам нужно предложить Богу себя, свои дома, свои кухни, свои гостиные под форпосты Царства Божьего». Те, кто так живет, исполняют Божью заповедь, изложенную ап. Павлом: 1Тим.6.18 «Чтобы они … богатели добрыми делами». Некий христианин пишет: «Много лет назад наша семья тоже поняла, что Господь нас к этому призывает. Бог просил отдать Ему свое добро и свое время, и мы в молитве ответили Ему согласием. Вскоре нам повстречался пропащий наркоман – и мы открыли ему двери нашего дома. Потом появились и другие люди – и мы стали все вместе помогать тем, кому нужно было прийти к Христу и уйти от наркотиков. Мы открыли христианский реабилитационный центр. Чтобы нас подготовить к этому служению, Бог использовал наши беды. Мы смогли понимать чужие проблемы». Бог хочет употребить в Своем деле и вас, хочет обогатить вас добрыми делами. Вы Ему ответили согласием?»
Мы можем встретить многих христиан, которых в мягкости обвинить никак нельзя. Они беспощадно громят своих братьев по вере за слабости и грехи, да и неверующим тоже от них снисхождения ждать не приходится. Они уверены, что проповедь без упоминания адских мук и скрежета зубов – это не проповедь. Когда по земле ходил Иисус Христос, книжники и фарисеи тоже были очень щедры на осуждение и скупы на милость. Они обвиняли Христа в том, что Он ел и пил с мытарями и грешниками. Их шокировало, что Иисус этих людей не обличал, а имел с ними какие-то дела. Но Христос вовсе не одобрял их грехов, а просто видел, что это грешники, наследовавшие природу Адама, которых Он как раз пришел спасти. Христос призывает нас проявлять любовь и сострадание к людям, если мы и правда возлюбили Бога всем сердцем своим, а ближнего своего как самого себя. Так давайте же поступать так, как поступил Христос.
Христианин сидел с женой на диване у себя дома и читал книгу. Вдруг жена сказала: «Милый, хочу с тобой поговорить». И она начала говорить. Но вдруг она умолкла и спросила: «Ты слушаешь?» Он ответил: «Конечно, слушаю. Я же рядом с тобой сижу». На самом деле он ее не слушал, он думал о том, что читал. Чтобы слушать жену, ему надо было бы полностью переключить свое внимание на то, что она говорит. Но разве она не заслуживает его внимания? По этой причине сокрушался библейский праведник Иов. Друзья его не слушали внимательно, что он им говорил. Он почувствовал, что они, пока он им говорит, обдумывают, что ему ответить. А, отвечая, друзья пытались убедить Иова, что все его страдания – справедливая кара Божья за грех. Вопля сердца праведника они не слышали. Многие из нас тоже не умеют слушать. Подростки обижаются на родителей, потому что у тех на всё всегда готов ответ. Хотя детям просто хочется, чтобы их просто кто-то выслушал и попытался понять. Близки могут быть только те люди, кто друг друга принимает, понимает и слушает. Может быть, сегодня вы самый великий подвиг любви совершите, просто выслушав кого-то. Когда твой ближний страдает, когда больно ему, ты не можешь помочь, не поняв, что к чему.
3 июля 1988г. ракета, выпущенная с корабля ВВС СЩА, сбила иранский самолет с 290 пассажирами на борту по ошибке. Погибли все. Опросы общественного мнения показали, что большинство американцев были против того, чтобы семьям погибших выплачивать компенсацию. Слишком свежи были в их памяти воспоминания о жестоком обращении иранцев с американским заложниками. Но президент Рейган дал приказ выплатить компенсацию. Когда журналисты его спросили, не будет ли это неправильно понято, он ответил: «Я не считаю, что проявить сострадание – значит поступить неправильно». В нашем мире очень просто поступить по принципу «глаз за глаз». Но Христос призывает нас к состраданию, чтобы нам было не безразлично, как себя чувствует другой человек, что у него болит – будь то душа или тело. Ведь Сам Бог проявляет сострадание к нам, грешным людям. Христос не мог просто учить людей и отсылать их от Себя. Мы, христиане, должны смотреть на людей глазами Христа.
В стихах 3-6 1-ой главы Второго послания к коринфянам ап. Павел повествует о благости Божьей. 2Кор.1.3-4 «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих». Бог по Своей природе многомилостив. Милость доставляет Ему наибольшее удовлетворение, Он любит миловать. «Бог всякого утешения». Большинство наших утешений приходят от Бога. Остановимся на некоторых Его духовных утешениях. Он послал нам Утешителя – Святого Духа. В мире ап. Павел и его сотрудники имели скорби, но во Христе обрели мир. Когда их страдания умножались, Христом умножалось и их утешение. Заметим, что мы тогда можем утешаться Божьими милостями, когда мы настроены воздавать Ему славу за них. Бог хочет, чтобы другие, находящиеся в скорби, тоже могли утешаться во всякой скорби. Бог хочет, чтобы мы делились своим познанием Божьей милости и благости. Если страдания добрых христиан переносятся ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели. Ап. Павел жил не для себя, а для Церкви. Поэтому всякую благодать, дарованную Ему Богом, он считал данной не ему одному, но и для помощи остальным. Господь, благотворя нам, Своим примером приглашает и нас быть щедрыми к нашим ближним. Поэтому нам не следует заглушать свои духовные богатства. И пусть всякий передает другим то, что воспринял сам. Апостол признает, что поддержан божественным утешением, чтобы и самому оказаться способным утешать других. Если мы были утешены Богом, то давайте станем частью великого дела утешения других.
Самарянин нашел лежащего на обочине дороги израненного иудея. Другие проходили мимо, слишком спеша по своим делам. Самарянин, представитель народа, презираемого иудеями, имел все основания не приближаться к врагу. Однако, увидев его, сжалился и оказал ему милость. Читаем из Библии: Лк.10.33, 34: он «перевязал ему раны … посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». Порой Божья воля открывается нам неожиданным образом, часто принимая вид помех. Только мы подумаем, что наши христианские обязанности исполнены и мы можем блаженно расслабиться, как кто-то звонит по телефону или стучит в дверь, прося помощи. Лучшее, что мы можем сделать – это перестать смотреть на подобные вещи как на помехи. Вместо этого станем воспринимать их, как возможности, посылаемые Богом, чтобы мы могли послужить нуждающимся: внимательно выслушать, проявить на деле любовь, укрепить их в земном странствовании надеждой на Бога.
Господь! Просим, сделай наше сердце нежным, любящим, чтобы мы могли радоваться с радующимся и плакать с плачущими. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты наставляешь нас через Библию. В том числе говоришь, что христиане должны жить сочувствующей любовью. Мы не должны завидовать преуспевающим, но радоваться с ними. Не должны презирать бедствующих, но сострадать и помочь им. Дай видеть нам, как кто-то страдает. Наставь нас, что нам делать, используй нас. Пусть наше сердце Христову любовь излучает в любое мгновение каждого дня. Дай нам сердце доброе и нежное, и любовь в него вложи безбрежную. Помоги нам выслушать ближнего своего, когда больно ему. Помоги нам стать частью великого дела утешения других. Помоги дать покой скорбящим, идти в мир светильником горящим, чтобы он не был темным. Помоги нам быть такими, как Господь Иисус, и поступать так, как поступал Он. Просим, пошли нам сострадание к людям. Помоги к ним проявить внимание, как к нам Ты проявил когда-то. Аминь.