Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 24
24-е воскресенье содержит три вопроса. Их номера 62, 63 и 64. Все вопросы посвящены роли так называемых «добрых» дел для спасения.
Первый вопрос: Почему наши добрые дела не могут составлять нашу праведность перед Богом или хотя бы ее часть? Второй: Как же наши добрые дела ничего не заслуживают, если Бог обещает за них награду в настоящей и грядущей жизни? И третий: Разве такое учение не делает людей беспечными и безбожными?
На первый вопрос Катехизис дает следующий ответ: Потому, что праведность, принимаемая на суде Божием, должна быть совершенной и полностью сообразной божественному закону. Наши же самые выдающиеся дела, совершаемые в этой жизни, несовершенны и осквернены грехом.
В самом деле, совершенных дел (простите за тавтологию) не бывает. Благими намерениями вымощена дорога в ад: замечательная пословица. Главное, что дела не существуют отдельно и независимо. Каждое из дел является причиной и одновременно следствием. Следствия дел находятся вообще вне власти человека. Человек просто не может предвидеть все последствия своих дел даже если речь идет об обычных делах житейских. Что уж говорить от государственных делах, о решениях, которые влияют на судьбу страны, а то и всего человечества. Ах, если бы человек мог предвидеть хотя бы некоторые из последствий. Ведь сделал, казалось, доброе и хорошее дело с самыми искренними намерениями, а результат получился отвратительным, порой даже убийственным. Увы, земные дела от плоти, плоть греховна. Именно поэтому дела, горячо одобряемые Богом, не могут служить праведностью пред Всевышнем.
На второй вопрос (Как же наши добрые дела ничего не заслуживают, если Бог обещает за них награду в настоящей и грядущей жизни?) Катехизис отвечает следующим образом: Эта награда дается не по заслугам, а по благодати.
Абсолютно верно. Ведь без добрых дел прожить нельзя, и Господь за них вознаграждает не только в грядущей жизни, но и в этой, земной. Но почему же за них нельзя заслужить праведность? Как уже говорилось в предыдущем ответе, любые дела несовершенны, а последствия часто обращаются во зло. Это уж не говоря о том, что большинство дел человека не добры и не злы, а просто обыденны. Человек ест и пьет, делает покупки, ходит на работу, убирает дом. И неизвестно к добру ли это он делает или ко злу. Добрые дела лишь тогда становятся добрыми, лишь когда в них присутствует Божья благодать. Можно сказать и так: Бог дает человеку из Своей милости добрые дела для того, чтобы он оправдался перед Ним.
На третий вопрос (Разве такое учение не делает людей беспечными и безбожными?) Катехизис отвечает так: Нет. Ибо не может быть, чтобы привитые ко Христу через веру не приносили также и плоды благодарения.
Вопрос очень важен. После того как Лютер объявил о спасении только верою (SOLA FIDE) масса людей начала терять стимул к совершению добрых дел, прежде всего начала разваливаться благотворительность. Но в результате благотворительность, забота о бедных и слабых расцвела именно в среде протестантов. Творить добро ради собственного спасения с точки зрения морали омерзительно. Теряется его ценность. Оно начинает отдавать лицемерием. Если человек уверовал во Христа, как своего спасителя, он не может не перестроить, переформатировать, как принято говорить сейчас. Добрые дела, освящаемые благодатью Божьей, являются следствием веры в Иисуса Христа и рождения нового человека, взамен ушедшего ветхого.
Александр Макеев