ПРОПОВЕДИ
Искушение Господа Иисуса Христа.
Мф.4.1 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола».
Первым событием в служении Господа Иисуса Христа, описанным евангелистом Матфеем после крещения, явилось искушение Его дьяволом. В этой истории не всё ясно, и мы не всё можем объяснить, но практические уроки из нее мы всё же можем и должны извлечь. Это событие тоже доказывает, что дьявол – реальный и очень опасный враг. Он не побоялся атаковать даже Господа Иисуса. Более того, он предпринял три попытки искусить Сына Божия. Великие преимущества и особые знаки Божьего благоволения вовсе не гарантируют того, что мы избежим искушения. Только успел Господь принять крещение, когда при этом «отверзлись небеса, Дух Божий ниспустился на Него» и голос с небес возвестил о том, что Он – Сын Божий, как Он ст.1 «возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». После того, как нам была оказана великая честь, мы должны ждать нечто такое, что должно смирить нас. Сатана питает особую злобу к полезным людям, которые не просто добрые люди, но имеют особое призвание к служению Богу. Особенно, когда они делают свой первый шаг в этом деле. Вот совет сына Сирахова: «Сын мой, если ты хочешь служить Господу, то приготовься к искушениям». Молодые служители должны знать об этом и соответственно вооружаться.
Искушение происходило, вероятно, в самой большой пустыне Палестины – в Синайской пустыне. Ибо ни одна другая иудейская пустыня не была настолько необитаемой, чтобы в ней могли жить дикие звери, как говорится об этой пустыне в стихе Мк.1.13.
Хотя одиночество благотворно для доброго сердца, однако сатана знает, как использовать его против нас. Рассчитывающие возрастать в благочестии, святости и удаляющиеся для этого в кельи и пустыни, убеждаются, что они не ушли от своих духовных врагов и не могут обходиться без общения с детьми Божьими. Господь Иисус был удален Духом Святым в пустыню, чтобы сделать Его победу наиболее славной, поскольку Его врагу были предоставлены наиболее хорошие для него (сатаны) условия. Господь не самовольно бросился в сражение, но был поведен в него для искушения от дьявола. А люди искушаются не только от дьявола, они искушаются и Иак.1.14 «увлекаясь и обольщаясь собственной похотью». Дьявол пользуется этим. Но Господь не имел падшей природы. Его искушение было проявлением Его добровольного смирения и уничижения. Он потому подчинился им, что хотел унизить Себя и Евр.2.17 «во всем уподобиться братьям Своим». Искушение Его было также поводом для посрамления сатаны. Не бывает победы без борьбы. Господь был искушаем, чтобы одержать победу над искусителем. Его искушение является средством утешения для всех детей Божьих. В Его искушении открылось, что наш враг хитер, злобен и очень дерзок в своих искушениях, но в то же время не является непобедимым. Мысль о том, что Христос «Сам претерпел, был искушен», является утешительной для нас. Ибо это означает, что искушения, если мы не поддаемся им, являются не грехами, а всего лишь страданиями.
Господь Иисус не нуждался в посте для умерщвления плотских похотей, т.к. Он не имел их. И, тем не менее, Он постился по следующим причинам: 1. Чтобы и этим уничижить Себя. 2. Чтобы дать сатане повод для искушений и преимущества против Себя и, т.о., сделать Свою победу над ним более славной. 3.Чтобы научить нас поститься, когда нас вынуждают к посту стесненные обстоятельства, или когда он необходим для смирения нашей плоти или оживления молитвенного духа.
Обратим внимание на то, что во всех своих искушениях сатана добивался того, чтобы заставить Христа согрешить против Бога и таким образом сделаться навсегда неспособным стать жертвой за грехи человеческого рода. Итак, как бы он ни маскировался, его целью было привести Христа: 1. К сомнению в благости Отца Его. 2. К злоупотреблению силой Отца. 3. К тому, чтобы отдать честь сатане. Первые два искушения были искусно замаскированы, и требовалась великая мудрость для их распознания. Господь Иисус начал испытывать голод, и поэтому предложение сатаны превратить камни в хлеб казалось очень своевременным. Одна из уловок сатаны состоит в том, чтобы извлекать преимущества, пользу из внешних обстоятельств. Т.е. он как бы дает полезные предложения.
Совсем недавно, при крещении Христа было провозглашено, что Он – Сын Божий. Сатана обращается к Нему: ст.3 «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». (Вероятно, груда камней лежала перед Господом.) Перефразируем слова сатаны: «Если Ты имеешь такую силу, то воспользуйся ей для Самого Себя сейчас, когда Ты нуждаешься». Он не говорит: «Помолись Твоему Отцу, чтобы Он превратил эти камни в хлеб». Сатана никогда не будет склонять к смирению, но только к высокомерию. У людей он часто добивается своего, уводя человека от упования на Бога и внушая ему мнение о собственной самодостаточности. Но Господь Иисус не захотел повелеть камням сделаться хлебами. Это можно объяснить следующими причинами: 1. Это значило бы подвергать сомнению истину, провозглашенную голосом с небес, или подвергать дополнительному испытанию то, что было уже определено. 2. Это выглядело бы так, как будто Он сомневается в Отцовском попечении о Себе. 3. Это означало бы возвысить Себя и действовать самостоятельно. 4. Это означало бы удовлетворить сатану, исполнив его предложение. Некоторые могли бы сказать, что надо воздать сатане должное за то, что он дал хороший совет.
Обратим внимание на то, что Господь Иисус отвечал на все искушения сатаны и Свой ответ каждый раз начал словом «написано». Сам Он есть вечное Слово, и мог бы выразить Божьи мысли, не обращаясь за помощью к Писаниям Моисея. Но Он воздает честь Священному Писанию, и дает нам пример, обращаясь к тому, что было написано в Законе. Он говорит это сатане, считая, что тот хорошо знает, что «написано». Первый Его ответ, как и все остальные, был взят из книги Второзаконие. Моисей говорит народу: Втор.8.3 «Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». В нашем отрывке указывается причина, почему Бог питал древних израильтян манной в пустыне. Господь Иисус эти слова применил к Своему собственному положению в тот момент. Израиль был сыном Божьим, которого Он «вызвал из Египта» (Ос.11.1). Христос тоже был Его Сыном. Израиль тогда был в пустыне, возможно, в той же самой. Бог обычно подкрепляет человека хлебом Земли. Но Он может, если захочет, и другими способами поддержать человеческую жизнь. Поэтому Господу Иисусу не надо было превращать камни в хлеб. Он надеялся, что и теперь, когда Он был голоден, Бог Отец подкрепит Его силы, как и делал это в течение предыдущих сорока дней.
Второй раз сатана искушает Его к тому, чтобы Он злоупотребил силой и защитой Отца. Можем обратить внимание на неугомонность сатаны. Если ему не удается одна атака, он предпринимает другие. Он так поступает и с людьми. Бес искушал некоего монаха совершить грех прелюбодеяния в течение нескольких десятилетий, пока тот не пал. Придя к заключению, что Господь Иисус уверен в попечении Отца о Нем в вопросе питания, он второй раз пытается склонить Его к злоупотреблению этим попечением в вопросе ограждения Его от опасности. Для нас, людей, очень опасны духовные крайности: полное отчаяние и чрезмерная уверенность. Некоторые, получившие уверенность, что Христос может и хочет спасти их от грехов их, впадают в искушение рассчитывать на то, что Он спасет их в грехах их. Т.е. спокойно продолжают грешить, жить в привычных грехах.
Дьявол продуманно выбрал место для второго искушения. Он намеревался уговорить Христа проявить Свою собственную власть и надменно рассчитывать на попечение Бога Отца при этом. Он приводит Христа в общественное место в Иерусалиме, поставил Его на крыле храма, которое (по описанию Иосифа Флавия) было таким высоким, что человек, стоящий на нем, не мог без головокружения смотреть вниз. Сатана уговаривал Его броситься вниз, как бы говоря Ему: «Если Ты Сын Божий, яви Себя теперь миру. Увидев, что падение с такой высоты ничем не повредило Тебе, люди скажут, что Ты – Бог. Таким образом можно будет быстрее убедить иудеев». Может быть, сатана надеялся, что Он убьет Себя и, таким образом, будет покончено и с Ним Самим и с Его делом. Сатана при этом указал на стих: Пс.90.11: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих». Он исказил смысл этого обетования. Охрана обещается только на всех путях, только при этом условии. Если мы сходим с путей долга нашего, то лишаемся этого обетования Божьего и оказываемся вне Его защиты. Сатана упускает эти слова, т.к. они не в его пользу. Он сказал Господу: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Очень хорошо при всех обстоятельствах самим сверяться со Священным Писанием, и не принимать на веру чужих высказываний. Чтобы не оказаться обманутыми теми, кто извращает и искажает Слово Божье. Господь Иисус тотчас заявляет: Втор.6.16 «Не искушай Господа Бога твоего». Если бы Он бросился вниз, это было бы искушением Бога. Потому что это означало бы требовать дальнейшего подтверждения того, что было уже подтверждено. Господу Иисусу уже ясно было засвидетельствовано, что Бог является Его Отцом и заботится о Нем. Поэтому хотеть испытывать это еще раз означало бы искушать Бога. Вспомним случай, как фарисеи искушали Христа, когда они, получив так много знамений на Земле, требовали от Него знамений с неба. Мы будем искушать Бога в таких случаях, как: 1. Если мы ожидаем, что Бог будет потакать нашим капризам, потому что обещал восполнять наши нужды. 2. Если мы самовольно подвергаем себя риску и надеемся на благополучный исход, не используя определенных средств защиты, потому что Бог обещал охранять нас. И т.п.
Третий раз сатана искусил Господа Иисуса к самому страшному греху – к идолопоклонству, обещая Ему за это все царства мира и славу их. В Евангелии от Луки (Лк.4.6) сказано, что царства мира и их слава были отданы сатане. Поэтому он назван «правителем этого мира» (Ин.12.31). С другой стороны, народы Земли были отданы Мессии (Пс.2), но, по-видимому, после Его крестной смерти. Принимая предложение сатаны, Господь Иисус мог бы избавиться от такой смерти. Этот эпизод показывает нам, что самый лучший из святых может иногда испытывать искушение к самому страшному греху. Особенно, когда он находится в унынии. К такому греху, напр., как отрицание Бога, богохульство, убийство и т.п. Господь Иисус отверг предложение сатаны, аргументируя это словами: Втор.6.13 и 10.20 «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Сатана отступит, если мы будем твердо удерживать свои позиции.
Крупную кражу в Филадельфии совершили два человека, которые оказались в нужное время в нужном месте. Из бронированного автомобиля выпал контейнер. Сзади ехал мотоцикл, с него соскочили двое и подхватили то, что упало. Через какое-то время водитель обнаружил, что он плохо закрыл заднюю дверь. Та открылась и из машины выпал контейнер с деньгами. А в контейнере было миллион двести тысяч долларов. Для преступного ума такая удача – «дар Божий». Многие подвержены соблазну считать, что раз нам подвернулось что-то необычное, то это обязательно посылает Бог. Насколько такой ход мыслей неправилен, можно понять, если вспомнить искушение Иисуса Христа. Впереди Его ожидал Крест. А изменить всё было бы очень легко – стоило лишь послушать сатану. Но Господь Иисус эту возможность отверг. И показал нам, насколько важно рассматривать некоторые ситуации не как благоприятные ситуации, а как искушения, которым нужно противостоять. Так что выбор за нами.
Боже! Просим, помоги нам отвечать на искушения так полно и так кратко, как Господь Иисус, чтобы не оставлять место для возражений. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой Сын Иисус Христос сказал много чудесных слов и совершил много дивных дел, без чего спасения нам было бы не видать. Потому что Он думал не только о Себе, но и о нас. Благодарим, что Он боролся с такими же искушениями, с которыми боремся мы. Ибо Он через них прошел и может сострадать нам в немощах наших. А мы можем приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Сын Божий прошел через все искушения, но ни словом, ни делом греху не поддался. Благодарим, что Ты с каждым искушением посылаешь нам и выход из него. И выход этот очень легко найти – стоит только поддаваться не искушению, а Богу. Просим, помоги нам поверить Слову Божьему и уверовать в Иисуса Христа. Помоги нам пользоваться великим благом Его голгофского подвига. Аминь.