Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 26
26-е воскресенье Гейдельбергского Катехизиса содержит три вопроса, с номерами 69, 70 и 71: Каким образом Крещение убеждает и укрепляет тебя в том, что ты являешься причастником единственной жертвы Христовой? Что значит быть омытым Кровью и Духом Христовым? и Где Христос обещал, что столь же истинно омоет нас Своей Кровью и Духом, сколь истинно омываемся мы водой Крещения?
Как мы видим, все из них посвящены главному таинству всех христианских церквей таинству крещения. Что же такое крещение? Крещение (по-гречески «баптисма», погружение, обливание) является таинством, после совершения которого человек считается присоединившимся к церкви. Поэтому таинство крещения (у некоторых церквей просто обряд) есть у всех течений христианства. Исключение представляют квакеры и, видимо, «Армия спасения». Как правило, при крещении человек обливается или окропляется водой, в некоторых церквях погружается с головой, и потом над ним читается соответствующий текст из Священного Писания в зависимости от традиций церкви. Большинство церквей крестят (речь идет в основном об исторических церквях, таких как православная, католическая, лютеранская, англиканская, реформатская и др.) и младенцев, и взрослых. Но многие церкви, такие как баптисты, крестят только взрослых людей, принявших сознательное решение о крещении. Таинство крещения может быть единственное таинство, которое признается всеми церквями. То есть, если крещение совершено в одной церкви, оно признается также во всех других церквях, независимо от их юрисдикции и конфессиональной принадлежности. Кроме того, крещение совершается над человеком только раз в жизни.
На первый вопрос (Каким образом Крещение убеждает и укрепляет тебя в том, что ты являешься причастником единственной жертвы Христовой?) Гейдельбергский Катехизис отвечает так: Тем, что Христос, заповедав внешнее омовение водою, добавил обетование, что я столь же реально омыт Его Кровью и Духом от скверны души, то есть от всех моих грехов, сколь реально вода смывает телесную грязь. Крещение, таким образом, понимается как знак отмытия человека от всех грехов, как настоящих, так и будущих. Омывает конечно же не вода, а кровь и страдания Христа и причастность человека к ним. Поэтому-то крещение переводится на русский язык именно так, а не дословно – как погружение или обливание. «Крещение» говорит о причастности к крестным страданиям Иисуса Христа.
На второй вопрос (Что значит быть омытым Кровью и Духом Христовым?) Катехизисотвечает следующим образом: Это значит ради Крови Христовой, которую Он пролил за нас на кресте, даром получить от Бога прощение грехов. Это значит также обновиться Духом Святым и, вследствие этого освящения, стать членом тела Христова, чтобы все больше и больше умирать для греха и жить святой, непорочной жизнью.
Это означает единение верующего со Христом. Человек и Христос едины. Человек получает обещание спасения и его видимые знаки. Вода, как символ крови Христовой, пролитой за тебя.
Ответ на третий вопрос (Где Христос обещал, что столь же истинно омоет нас Своей Кровью и Духом, сколь истинно омываемся мы водой Крещения?) представляет цитирование самых важных мест Нового Завета, которые говорят о крещении: При установлении Крещения, когда произнес следующие слова: Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:1). Кто уверует и крестится, спасен будет, а кто не уверует – осужден будет (Мк.16:1). Сие обетование также повторяется в том месте Писания, где Крещение зовется баней возрождения и омовением грехов (Тит.3:5; Деян.22:16).
Александр Макеев