ПРОПОВЕДИ
Супружеская жизнь верующих христиан.
Еф.5.21 «Повинуясь друг другу в страхе Божьем».
С этого стиха ап. Павел начинает свои наставления, касающиеся обязанностей по отношению к близким родственникам. В качестве общего основания этих обязанностей он устанавливает правило: жить, «повинуясь друг другу в страхе Божьем». Христиане обязаны взаимно повиноваться друг другу, снисходительно нося бремена друг друга: не возвышаясь над другими, не господствуя один над другими и не диктуя друг другу свои правила. Ап. Павел был образцом истинного христианского характера – он «стал всем для всех». Мы должны быть покорного и уступчивого нрава, готовыми исполнить всякий долг, соответствующий месту и положению, предназначенному нам Богом в этом мире. «В страхе Божьем», т.е. повиноваться другим настолько, насколько это совместимо со страхом Божьим (с Его законами), ради Него и ради чистой совести перед Ним. Чтобы показать т.о., что мы боимся Его. Там, где есть взаимное повиновение и снисхождение, все семейные обязанности будут исполняться лучше. Бог так подчинил одних другим, что никто не должен изымать себя из этого правила. Везде, где царит любовь, имеется взаимное подчинение. Поэтому апостол не без причины увещает всех друг другу подчиняться. Однако нет ничего более противного человеческой природе, чем подчинять себя другим. Поэтому апостол внушает нам страх перед Богом, который один способен усмирить наше буйство, взвалить на нас иго, и покорить нашу спесь, стыдящуюся служить другим.
Об обязанности жен читаем в этой же главе: ст.22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Обязанность жен – повиноваться своим мужьям в Господе, т.е. это повиновение должно включать почтение и послушание, основанное на любви. Они должны делать это из уважения к авторитету Бога, повелевшего им делать это. Христос между мужем и женой установил ту же связь, которую Сам поддерживает со Своей Церковью. Эти слова можно понимать в смысле аналогии: «повинуйтесь своим мужьям так, как, посвятив себя Богу, вы повинуетесь Ему». Этот стих учит нас, во-первых, что исполняя добросовестно свой долг по отношения к своим близким, мы повинуемся и угождаем Самому Богу. Во-вторых, что Бог требует исполнения не только того, что касается непосредственно Его Самого, но и того, что касается наших близких.
Апостол указывает причину, почему жены должны повиноваться мужьям: ст.23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос – Глава Церкви, и Он же Спаситель тела». Бог дал мужчине преимущество и право управлять всем творением и господствовать над ним, установив закон взаимоотношений между мужем и женой. Бог сказал Еве после грехопадения: Быт.3.16 «к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою». Обременительность такого положения жены есть результат того, что грех через нее вошел в мир. Мужчина обладает (по крайней мере, должен обладать) превосходством в мудрости и познании. Поэтому он есть глава, «как и Христос – Глава Церкви». Существует сходство между властью Христа над Церковью и тем главенством, какое Бог дал мужу. «Он же Спаситель тела». Христос использует Свою власть над Церковью для ее спасения от зла и для обеспечения ее всяческими благами. Подобным образом и муж должен защищать и опекать свою жену. Жене полезнее и спасительнее всего подчиняться мужу. Мужья начальствуют над женами по примеру Христа, даже если обладают равной с ними благодатью.
Читаем дальше ст.24 «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Во всем, на что власть мужа распространяется, на что он имеет законное право и что не противоречит ее обязанностям перед Богом.
Долг мужа – любить свою жену, ибо иначе он будет злоупотреблять своим превосходством и главенством. А когда любовь преобладает, то это будет содействовать исполнению и других семейных обязанностей. В качестве примера апостол приводит любовь Христа к Церкви, представляющей собой искреннее, горячее и неизменное чувство. И это несмотря на все несовершенства и ошибки Церкви. Апостол пишет: ст.25 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». От мужей требуется любовь. Но апостол указывает на ее особый характер, опять предлагая пример Христа. Величие Его любви к Церкви проявилось в том, что ради нее Он предал Себя на смерть. Если мужья несут Его образ в отношении к чести, то должны уподобиться Ему и в своем служении. Как покорность Церкви Христу предлагается в качества примера покорности жены своему мужу, так любовь Христа к Его Церкви предлагается мужьям в качестве примера их любви к жене. И т.к. и тем и другим даются такие примеры, то никто не должен жаловаться на эти божественные установления. Любовь к жене, которую Бог требует от мужа, вызовет покорность, требуемую Богом от жены. Покорность жены, вмененная Богом ей в обязанность, будет богатым вознаграждением мужу за его любовь. «И предал Себя за нее». Это сказано для выражения пылкости той любви, которую мужья должны питать к женам. Апостол переходит к восхвалению Христовой благодати.
Пастор был свидетелем чистой и святой любви. Юноша ушел служить в армию, невеста ожидала его. Многие просили руки красавицы, но она отклоняла все предложения, ожидая возвращения любимого человека. Вернулся он из армии, и у них началась счастливая семейная жизнь. Несколько лет спустя он пришел к пастору и сказал: «Боюсь, грех на мне». Пастор спросил: «Что случилось, дорогой брат?» «Боюсь, что слишком люблю свою жену». «Ты был за нее распят на кресте?» «Нет». «Ты, чтобы обрести ее любовь, отдал за нее свою жизнь?» «Нет». «Как же ты говоришь, что слишком ее любишь?» Христос Сам заповедал любить свою жену так, как Он Свою Невесту (Церковь) возлюбил, даже предав Себя за нее. Любовь беспредельна, велика и не знает границ. И никакая любовь не может быть слишком большой. Исповедаться перед Господом и каяться нужно тем, которые слишком мало любят и которые возлюбили свою жену не так, как Христос. Он передал нам чудный образец отношения мужа и жены. Сам Бог Отец сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Не случайно, что в древней Греции женщины отсчитывали свой возраст не со дня рождения, а со дня брака. Этим они показывали, что только брачная жизнь имеет высший смысл. И, более всего, эти слова оправдываются по отношению Христа и Церкви. Не только высший смысл, но и цель всей жизни христианства в том и заключается, чтобы достигнуть брака с Христом.
Встречаются счастливые браки и среди неверующих. Это не удивительно, ведь Сам Бог благословил на брачную жизнь всё человечество. Но жаль, что семейное счастье неверующих кончается на Земле. Тогда как счастье христиан во Христе Иисусе продолжается вечно.
Далее апостол, ссылаясь на саму природу, увещает мужей любить своих жен. Ст.28,29 «Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Ап. Павел говорит: «По природе каждому врожденна любовь к себе. Если он любит самого себя, то любит и свою жену. Итак, всякий, не любящий свою жену – чудовище». Бог установил брак с той целью, чтобы из двух сделать одно. И дабы еще больше освятить этот союз, он снова представляется нам в образе Христа и Церкви. Этот довод действителен в отношении всего человеческого общества. Но муж и жена соединены не только схожестью природы, но посредством брачного союза стали как бы одним человеком. Всякий, понимающий вероучительную основу брака, с необходимостью должен любить жену. Нет ничего более действенного, чем пример Христа и Церкви. Первое, что апостол заповедует относительно любви мужа к своей жене, по его словам, дал пример Сам Христос. Никто никогда не питает ненависти к своему телу, каким бы несовершенным оно ни было. Но проявляет о нем большую заботу, нежное попечение, стараясь снабдить его всем необходимым: пищей, одеждой и тому подобным. «Как и Господь Церковь», т.е. как Господь питает и греет Церковь, посылая ей всё необходимое для ее вечного блаженства и благоденствия.
Ст.33 «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». Любит такой же искренней любовью, какой он любит самого себя. Ап. Павел подводит итог того, что хочет увидеть в ефесянах. Он хочет, чтобы они любили своих жен, и чтобы жены боялись мужей. Слово «бояться» означает уважение, заставляющее повиноваться. Ибо повиновение никогда не будет добровольным, пока ему не предшествует почтение. Оно включает в себя стремление угодить, а также страх, приводящий к осторожности, чтобы не обидеть. Почтительное отношение жены к своему мужу – это воля Божия и закон супружеских отношений.
Бог благословил на семейную жизнь в лице Адама и Евы всё человечество. С дней Адама и до нашего времени не было более прочного союза, чем семья. Некогда могущественные государства давно погибли, а семья остается самым надежным союзом из всех союзов. Точнее говоря, «семья есть преддверье рая», если, конечно, ей руководит Святой Дух. В Библии сказано: Быт.2.24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Вот эту, равную себе, Адам любил и с ней жил. День субботний и брак были двумя постановлениями, учрежденными в период невинности (до грехопадения): первое – для сохранения Церкви, второе – для сохранения человечества. Поэтому Бог сказал: «потому оставит человек …». Обратим внимание на то, как велика добродетель, заключенная в этом божественном постановлении, насколько необходимо детям иметь согласие родителей. К кому мы можем быть привязаны крепче, чем к отцу и матери. В то же время сын должен оставить их и соединиться со своей женой. А дочь должна прилепиться к своему мужу (Пс.44.11,12). Как несправедливо по отношению к родителям поступают те, кто женится без согласия родителей, т.к. они крадут у них их права. Они поступают обманчиво и противоестественно. Обратим внимание и на то, как крепки должны быть брачные узы, которые не должны разрушаться из-за разводов. Кроме как по причине прелюбодеяния или преднамеренного ухода. Посмотрите, какими близкими и любящими должны быть чувства между мужем и женой – как любовь к собственному телу. Муж и жена становятся одной плотью, так пусть будут и одной душой.
Христос, придя на Землю, не нашел Себе чистую и славную невесту. Что же Он сделал? Он создал ее Себе Своими страданиями и смертью на Кресте. Как Бог Отец создал из тела Адама ему жену, так Христос создал из тела человеческого общества Невесту Себе (Церковь). Слава Ему за это. И когда кончатся скитания Невесты на Земле, она действительно предстанет перед Христом без пятна и порока в чудной, белой одежде. Отк.19.7,8 «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». В ближайшем будущем Церковь вступит в брак с Самим Царем Царей – Иисусом Христом. Это будет чудный и славный день. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Богу славу.
Однажды, во время своих военных походов, персидский царь Кир взял в плен царя и его семью. Спросил Кир царя: «Что ты дашь мне, если я верну тебе свободу?» «Половину моего царства». «А если свободу и твоих детей?» «Всё мое царство». «У тебя не осталось ничего, чтобы отдать за свободу твоей жены». Ответ гласил: «Отдам самого себя». Киру так понравился ответ плененного царя, что он даровал всей семье свободу без выкупа. На пути домой царь спросил свою супругу: «Заметила ли ты, дорогая, насколько великодушен был Кир?» «Нет, не заметила. Я видела только того, кто готов был отдать свою жизнь, чтобы выкупить мою».
Господь! Просим, дай нам осознать, что Христос за нас предал Себя на смерть и оценить эту жертву. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за Твои наставления относительно жизни супружеской, данные нам через Библию. Просим, помоги нам повиноваться друг другу в страхе Божьем: снисходительно и терпеливо носить бремена друг друга, не возвышаться и не господствовать над другими, не диктовать друг другу свои правила. Дай понять женам, что повинуясь мужу, они повинуются Богу. И что власть мужа распространяется на то, на что он имеет законное право и что не противоречит его обязанностям перед Богом. Дай понять мужьям, что они должны защищать, опекать и любить свою жену. Просим, дай нам благодать сильнее понимать Твою любовь. И всем сердцем всё больше отдавать Тебе нашу любовь, чтобы стать ближе к Тебе. Дай нам понять, что наша любовь к Тебе должна проявляться в наших отношениях к другим людям. Во имя Иисуса Христа. Аминь.