ПРОПОВЕДИ
Хорошо ревновать в добром всегда.
Гал.4.18 «Хорошо ревновать в добром всегда».
Словарь русского языка: «ревность» – мучительное сомнение в чьей-нибудь верности и любви. В христианском лексиконе это слово часто имеет другое значение: «ревность» – это преданность, целиком захватывающая человека. Если она обращена во внутрь, на себя, то она вызывает ненависть и зависть к другим. Если же она обращена на других, то порождает сильное рвение, ведущее к беззаветной самоотверженности. Ревность, как атрибут религии, страдает от непонимания. Многие люди постыдились бы, если бы о них подумали, что они ревностные христиане. Многие готовы сказать ревностным верующим то же, что Фест сказал ап. Павлу: Деян.26.24 «Безумствуешь ты … большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Но ревность – это понятие, обойти которое не имеет право ни один читатель Библии. Если мы делаем Библию нашим правилом для веры и практики, мы не можем отвернуться от этого понятия. Мы должны его изучать. Ап. Павел говорит Титу: Тит 2.14 «(Христос) дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Привести нас к святости и блаженству – вот в чем заключалась цель смерти Христа, а также его учения. Он готовит Себе народ особенный. Они отделяются от мира, что лежит во зле; они рождены от Бога, они уподобляются Ему. Этот особый народ, ставший таким в результате очищающего действия благодати, должен доказать свою особенность добрыми делами и ревностью в них. Мы должны заботиться о том, чтобы делать доброе и быть ревностными в этом. Мы должны заботиться о том, чтобы это усердие было рассудительным и вдохновлялось любовью, чтобы оно имело целью славу Божию и всякое благо. Вспомним еще слова Иисуса Христа, которые Он говорит лаодикийской церкви: Отк.3.19 «Будь ревностен и покайся». Грешники должны принимать укоры Божьего Слова и удары жезла как знаки Его благоволения к их душе и проявлять ревность в покаянии. Неодобрение и упреки Господа лучше, чем льстивые улыбки врага.
Вернемся к нашему эпиграфу «хорошо ревновать в добром всегда». Это правило указывает нам, на что мы должны направлять свою ревность и как регулировать ее. Во-первых, она должна быть направлена только на добро, ибо ревность только тогда хороша, когда является ревностью в добром. Во-вторых, ревность должна быть постоянной и стабильной: хорошо всегда ревновать в добром, не время от времени, подобно жару больного лихорадкой. А постоянно, подобно естественному теплу здорового тела. Как хорошо было бы для Церкви, если бы это правило лучше соблюдалось среди христиан.
Цель нашей беседы – защитить дело ревности в религии. Попытаемся показать, что нам следует любить ее, т.к. она является источником многих благ для человечества.
1. Во-первых, рассмотрим, как проявляется ревность в религии. Она в религии – это горячее желание угождать Богу, исполнять Его волю и возвещать Его славу в мире всеми возможными способами. Это то желание, которого ни один человек не чувствует по своей греховной природе. Это желание Святой Дух вызывает в сердце каждого верующего. Некоторые верующие ощущают его сильнее, чем другие, и они заслуживают того, чтобы называться ревностными христианами. Если это стремление по-настоящему господствует в человеке, оно настолько сильно, что оно побуждает его идти на любые жертвы, проходить любые испытания, только бы угодить Богу и возвестить Божью славу. Он чувствует, что подобно свечке, создан для того, чтобы гореть. Если он сгорает, то он всего лишь выполняет ту работу, которую Бог ему назначил. Такой человек всегда найдет применение своей ревности. Если он не может проповедовать, нести другое служение в церкви и давать деньги, он будет вопиять, воздыхать и молиться Богу. Если он лишен возможности выполнять какую-то работу сам, он будет вопиять Господу до тех пор, пока помощь не придет и работа не будет сделана.
Мы знаем о складе ума, который делает людей великими в этом мире, который воздвигает таких людей как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Петр Первый и др. Это были люди одного стремления. Они стремились к одной важной цели. То же самое можно сказать и о великих ученых этого мира. Этот же принцип делает людей богатыми, заставляет их скопить огромные состояния. Тот же склад ума, применяемый к служению Богу, становится религиозной ревностью. Такой склад ума, такая ревность была характеристикой всех апостолов. Посмотрим на апостола Павла. Вот что он говорит на последней встрече с эфесскими пресвитерами: Деян.20.24 «Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать Евангелие благодати Божьей». Он странствовал по миру, перенося бедствия, издевательства, преследования, близкие к самой смерти. Вплоть до того дня, когда он запечатлел свою веру собственной кровью и умер в Риме мучеником. Это была истинная религиозная ревность. Такая ревность была характеристикой ранних христиан. Они были вынуждены поклоняться Богу в пещерах и ущельях Земли. Они часто лишались всего в мире ради своей религии. Они не имели возможности убедить своих противников аргументами, но они могли умереть и доказать, что всё, что они утверждали, было всерьез. Посмотрим на пример Игнатия, который радостно шел к месту, где он должен был быть растерзан львами и говорил: «Теперь я начинаю быть учеником моего Учителя, Христа». Эта была истинная религиозная ревность. (Епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, которого бросили на растерзание львам в римском Колизее после публичного признания в том, что он христианин, перед императором Траяном, посетившим Антиохию, в 107г.).
Но оставим все земные примеры и вспомним о ревности, которая была в высшей степени характеристикой Христа. О Нем за сотни лет до Его пришествия на Землю было написано, что Ис.59.17 «Он … покрыл Себя ревностью, как плащом». А также: Пс.68.10 «ревность по доме Твоем снедает Меня». На основании приведенных выше доводов мы должны сделать вывод, что нам стоит опасаться снизить нашу ревность. Более того, нам следует остерегаться и того, чтобы позволить угаснуть в нашем присутствии ревности в других. Имеется немало людей, называющих себя христианами, которые, если бы они жили в дни, когда Господь Иисус и Его апостолы ходили по Земле, назвали бы Его и Его последователей энтузиастами и фанатиками.
2. Во-вторых, поговорим о том, когда человек по-настоящему ревностный в религии. Никогда не было дара Божьего, в противовес которому сатана не изобрел бы свою подделку. Одно из изобретений сатаны – выставлять искаженные копии даров верующих перед глазами людей и наводить бесчестие на истинные дары. Ни один дар не пострадал от этих действий так сильно, как ревность. Поэтому мы должны уметь определить, когда ревность в религии является по-настоящему правильной, истинной и исходящей от Бога. Приведем несколько характеристик ревности: (а) Истинная ревность не должна быть слепая, несведущая ревность. Это должен быть рассудительный, разумный поступок, который находит подтверждение в Библии. Необращенные иудеи тоже имели ревность. Об этом ап. Павел пишет: Рим.10.2 «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Сам ап. Павел, будучи еще фарисеем Савлом, имел ревность и был воинствующим фарисеем. Деян.22.3 «Я был … ревнитель по Боге, как и все вы ныне». Сарацины, крестоносцы, иезуиты тоже имели ревности. Но ревность их была не той ревностью, которую одобряет Бог. Эта была ревность не по рассуждению. (б) Истинная ревность должна проистечь из истинных побуждений. Сердце человека настолько лукаво, что люди часто будут делать правильные вещи с неправильными мотивами. Существует ревность из обыкновенного эгоизма. Иногда наступают времена, когда быть ревностным в религии – в интересах человека. Возможно, что человек будет продвигать интересы своей церкви или деноминации, но при этом не будет иметь любви к Богу. Такой была ревность фарисеев. Существует ревность из любви к похвале. Такой была ревность царя Ииуя, когда он истреблял поклонение Ваалу. Вспомним, как он, встретив Ионадава, сказал: 4Ц.1016 «Поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе». Такая ревность ложна. (в) Истинная ревность должна быть ревностью о вещах, соответствующих Божьему видению и санкционированных ясными примерами из Слова Божьего. Таковыми являются: ревность о нашем росте в святости, ревность о спасении душ, об утверждении доктрин Евангелия, ревность против греховной практики. (г) Истинная ревность должна сочетаться с милосердием и любовью. Это не будет ревность, готовая схватиться за меч и сокрушать всех вокруг плотским оружием. Орудия христианской ревности не плотские, а духовные. Истинная ревность будет ненавидеть грех, но любить грешника; ненавидеть ересь, но любить заблудившегося; будет питать отвращение к любому роду зла, но будет трудиться для того, чтобы сделать добро самому злому из противников. (д) Истинная ревность должна соединяться с глубоким смирением. По-настоящему ревностный человек будет последним, кто откроет размах своих собственных достижений. Подобно Моисею, когда он сошел с горы, он не будет знать о том, что лицо его сияет. Уитфилд был одним из самых ревностных проповедников Евангелия. Он привел тысячи людей к Богу. Однако после тридцати лет проповеднического служения он говорит: «Господи, помоги мне начать».
3. В-третьих, посмотрим, почему благо для человека быть ревностным в религии. Бог не давал человеку заповеди, в соблюдении которой не было бы блага для него лично, или соблюдать которую человек не был бы обязан. Это верно и в отношении ревности. (а) Ревность – это благо для собственной души христианина. Ту пользу, которую физические упражнения делают для наших тел, ревность делает для нашей души. Она будет оказывать большую помощь стимулированию нашей радости, мира, утешения и счастья. Никто не испытывает такого наслаждения во Христе, как те, которые ревнуют о Его славе, наблюдают за своим собственным хождением, полны тревоги о душе других людей, трудятся и изнемогают, чтобы распространить познание Иисуса Христа по Земле. (б) Ревность хороша и для Церкви Христа в целом. Никто не поддерживает жизнь Церкви так, как ревностные христиане. Подобно соли, они предотвращают всё тело от состояния разложения. В некотором смысле можно сказать, что ревность заразительна. Нет ничего более полезного для людей, исповедующих христианство, чем увидеть истинного, ревностного христианина. Некоторые могут ругать его, могут придираться к нему, смотреть на него с подозрением. Но при всем этом ревностный человек несет им благо. Он раскрывает им глаза, заставляет их чувствовать их сонливость, бесполезность. Один единственный ревностный человек в общине может стать причиной великого благословения. Эта истина сокрыта в словах ап. Павла: 2Кор.9.2 «ревность ваша поощрила многих». (в) Ревность хороша и для мира. Что было бы с миссионерской работой в мире, если бы не было ревности? Что было бы с благотворительностью? Ревность объединяет нескольких людей и делает их ядром многих обществ. Поэтому постараемся раздуть огонь религиозной ревности в нашем собственном сердце и в сердце других людей. Положим на сердце слова одного богослова (Янсена), который, когда ему предложили немного отдохнуть, ответил: «Зачем нам здесь отдыхать? Разве у нас не будет всей вечности, чтобы отдохнуть?»
Господь, просим, дай нам ревновать в добром всегда. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы обычные люди, но Ты – всемогущий Бог. Мы желаем послужить Тебе и людям, быть ревностными в добром. Просим, покажи нам, что мы должны делать и ниспошли Твою силу. Насколько возможно, помоги нам проявлять Твою любовь скорбящему миру, чтобы люди узнавали Тебя. Помоги нам быть верными и ревностными в своем служении. Благодарим, что Ты помогаешь нам устоять до конца. Просим, прости нам увлечение собственными планами и желаниями. Помоги нам искать Твоего водительства во всех делах. Покажи каждому из нас его место в Твоем доме и помоги исполнить Твою волю. Помоги нам заботиться о том, чтобы наша ревность была рассудительна, вдохновлялась любовью и имела целью славу Божью и всякое благо. Во имя Иисуса Христа. Аминь.