ПРОПОВЕДИ
О причинах гибели многих душ
Ин.5.40 «вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».
Господь Иисус говорит неверующим в Него иудеям эти слова: «вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Мы должны запомнить эти золотые слова. В последний день обнаружится, что многие не попали на небеса потому, что не хотели принять Христа. Причина – не во множестве грехов, ибо все они могут быть прощены человеку. Дело также не в ограниченной возможности искупительной жертвы Христа: Иисус Христос заплатил цену, достаточную для выкупа всего человечества. Причина совсем в другом: во врожденном нежелании многих людей придти к Христу, покаяться и уверовать. По причине гордости, лени и любви к греху и миру многие люди не имеют ни желания, ни стремления, ни намерения найти жизнь во Христе. Вспомним, что сказано в Библии: 1Ин.5.11 «Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его». Мы должны помнить об этой истине. Тысячи людей стараются сбросить со своих плеч груз вины. Они говорят о своей неспособности измениться, заявляя, что такой, мол, характер у них и ничего с этим не поделаешь. Они знают, что живут не так как надо, но оправдывают себя тем, что не способны измениться. Однако перед лицом Христа это не оправдание. Необращенные люди остаются таковыми потому, что не хотят становиться другими. Ап. Иоанн об этом говорит: Ин.3.19 «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет». Ниже приведем несколько конкретных фактов, которые являются причиной гибели многих душ.
1. Пренебрежение евангельской вестью, которая призывает грешника поверить в Иисуса Христа как своего Спасителя и Ходатая. Ап. Иоанн записал слова Христа Спасителя: Ин.5.24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Слова «истинно, истинно говорю вам» предназначаются для того, чтобы привлечь внимание слушателей и подчеркнуть особую важность того, что сейчас будет сказано. Они требуют нашего согласия с заявлением Господа, как в высшей степени достоверным. А слова Господа Иисуса «слушающий слово Мое» и «верующий в Пославшего Меня» говорят о том, кто есть христианин. Быть христианином – значит слушать слово Христа. Спасение души зависит от слушания слов Христа. Очевидно, что здесь имеется в виду не простое слушание слов, а слушание смиренного и послушного ученика, слушание с верой и любовью, слушание сердцем, готовым исполнять волю Христа. Только такое слушание спасает. Быть христианином – значит веровать в Пославшего Его Бога Отца. Цель Христа состоит в том, чтобы привести нас к Богу Отцу, Который является как первоисточником всякой благодати, так и конечной целью всякой веры. Христос есть наш путь, а Бог – наш покой. Путь к вечной жизни – вера в Бога через Христа. Вера в Бога, пославшего Своего Сына спасти грешников; вера в Бога, как в Отца Господа Иисуса Христа, единственного нашего Спасителя. Вера в Отца непрерывно связана с верой в Бога Сына. В этом смысле объектом спасительной веры является как Бог Отец, так и Бог Сын. Рим.4.24 «Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего». Та же евангельская весть, которая призывает грешника поверить в Иисуса Христа как своего Спасителя и Ходатая, призывает его верить в Отца, Который благоволит ко всем людям, кто верит в Его Сына. Выражение «верующий в Пославшего Меня» показывает, что истинная вера принимает спасение как постановление всей Святой Троицы. Т.о., отсутствие такой веры, пренебрежение евангельской вестью, является причиной гибели души. В Своем заявлении Господь говорит о правах и привилегиях христианина: «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Во Христе мы приобретаем право на прощение. А благодать Евангелия дает полное освобождение от проклятия Закона. Обратим внимание на то, что глагол «не приходит» употреблен в форме настоящего времени. Это означает, что вина христианина уже снята с него. Он полностью оправдан и прощен. Не зная Библии, многие христиане остаются в неведении о духовных сокровищах, доступных каждому верующему во Христа. Одно из этих сокровищ – реальность спасения. Спасение – не событие, которое произойдет лишь в будущем, при условии добросовестного исполнения верующим своих обязанностей и хорошего поведения. Человек уверовал – он спасен, хотя он еще не на небесах.
2. Второй факт, который является причиной гибели душ – нежелание придти к Христу. Христос упрекает иудеев, говоря, что только собственная злоба мешает им принять жизнь, предложенную в Писаниях. Ин.5.40 «вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Утверждая, что они не хотят, Он приписывает причину невежества и слепоты их надменности. Христос явил им Себя с великим милосердием и добротой. Значит, они ослепли добровольно. В предыдущих стихах Он говорит им: вы верите пророкам, которые свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, к Кому они вас направляют. Ап. Иоанн приглашает нас уверовать, предложив нам предварительно плоды этой веры.1Ин.5.11 «Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его». Там, где Бог незаслуженно предлагает нам жизнь, неблагодарность будет еще нетерпимей, если мы с верою не примем столь достойное любви и полезное для нас учение. Чтобы полностью утвердить нас во Христе, апостол повторяет, что в Нем заключается жизнь. Он как бы говорит, что Бог Отец установил для нас этот способ достижения жизни. Т.о., необращенные люди остаются таковыми именно потому, что не хотят ухватиться за протянутую руку Спасителя.
Муйнак когда-то был шумным портовым городом на берегу Аральского озера. Сегодня его со всех сторон обступают солончаки, безводная пустыня. Из дюн то тут, то там торчат скелеты рыболовецкий судов. Всё стало меняться в 60-е годы. Высокие начальники решили, что воды Арала должны орошать самые большие в мире хлопковые поля. И никто не подумал, к какой беде это может привести. 80% сельскохозяйственных земель покрылись слоем соли, которую нанесло с высохшего дна озера. Всё живое на этих землях погибло. С Муйнаком случилось то же, что в свое время с церковью в Эфесе. Верующие этой многолюдной и живой церкви всё меньше и меньше смотрели на Христа, и всё больше – на свои дела, которые они творили во имя Христово (Отк.2.2-4). Они упустили из виду самое главное в отношениях с Христом – свою любовь к нему.
3. Третий факт, который является причиной гибели душ – отсутствие истинной любви к Богу. Христос порицает иудеев за их неверие и нечестие: Ин.5.42 «но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». «Любовь к Богу» здесь означает все благочестивые чувствования. Ведь никто не может любить Бога, если не примет Его и не полностью покорится Ему. Наоборот, где не царит любовь к Богу, не может быть никакого усердия к послушанию. Господь выражает следующую мысль: «Я не удивляюсь тому, что вы не приходите ко Мне, ибо в вас нет даже первого принципа религии, т.е. любви к Богу». Они претендовали на великую любовь к Богу и считали, что доказывают это своим ревностным отношением к Закону, храму и субботе. Однако в действительности в них не было требуемой Богом любви. Есть люди, кто горячо исповедуют религию. Но при этом не имеют в себе любви к Богу, что доказывается их пренебрежительным отношением к Христу и к Его заповедям. Они ненавидят Его святость и недооценивают Его благость. Для религиозного иудея такое обвинение было крайне оскорбительно. Никто и никогда не решился бы его в этом обвинить, тем более, в такой резкой форме. Но Господь мог это сделать, потому что Он знал, что в сердце человека: «но знаю вас». Христос видит и нас насквозь и может каждому из нас сказать: «знаю тебя». Он знает людей лучше, чем знают их домашние и соседи. И даже лучше, чем они сами себя знают. Обмануть Его невозможно.
4. Еще одной причиной гибели многих душ является их готовность принимать лжехристов и лжепророков. Тогда как истинному Мессии оказывают упорное сопротивление. К таким относились и иудеи, спорящие с Господом. Он говорит об этом их преступлении: Ин.5.43 «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». То, что иудеи не любили Бога и не почитали Его, Христос доказывает следующим образом. Они принимали лжепророков. То, что это знак превратной и нечестивой души, Христос считает само собой разумеющимся. Если кто скажет, что это происходит по заблуждению, а не по злому умыслу, ответ таков: никто не подвержен искушениям сатаны, если только по некоему превратному вожделению не предпочитает обман истине. Почему Бог обращается к нам как к глухим, а сатана находит нас послушными и податливыми? Конечно потому, что, отвратившись от праведности, мы стремимся к беззаконию. Люди, знающие Писания (как иудеи), только тогда внимают лжеучителям, когда сами хотят обмануться. Поэтому Моисей говорит (Втор.13.3): когда восстают лжепророки, народ испытывается в том, любит ли он своего Бога. Кажется, что некоторые невинны в своей простоте. Однако нет сомнений, что очи им затуманило лицемерие, гнездящееся внутри их души. Христос говорит, что пришел во имя Отца, что был послан Самим Отцом и добросовестно исполняет всё, что Тот заповедал. Кроме того, этот признак отличает законных учителей Церкви от ложных и самозваных. И действительно, уже в первые столетия новой эры насчитывалось не менее 64 лжехристов, которые ввели в заблуждение многих иудеев. Однако эти слова еще не исполнились окончательно. Миру еще предстоит стать свидетелем появления антихриста, который будет принят большей частью иудейского народа.
5. Причиной гибели многих душ является их желание получать похвалу от людей. Осудив неверие иудеев, Господь Иисус, подобно мудрому врачу, исследует его причину. Он говорит им: Ин.5.44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» «Как вы можете веровать», когда вы так привязаны к мирской славе. Амбиции и жажда мирской славы являются великим препятствием для веры во Христа. Поскольку могло показаться чрезмерно жестким и даже невероятным осуждать в неверии и враждебности к Божьей истине людей, с детства воспитанных в учении Закона и пророков, Христос указывает на то, что мешает им уверовать: их разум затмило самомнение. Они хотели видеть Мессию, окруженного внешним великолепием, и надеялись от Него получить мирскую славу. Слова Господа «принимаете славу» означают: 1. Вы желаете принять ее и это – ваша единственная цель во всем, что вы делаете. 2. Вы воздаете славу другим людям для того, чтобы они отвечали вам тем же. 3. Вы следите за тем, чтобы слава доставалась именно вам. 4. Всякую вам оказываемую честь вы принимаете на свой счет и не воздаете славу Богу. Кроме этого, Господь указал иудеям на пренебрежение духовной славой, названной здесь славой, «которая от единого Бога». А ведь именно это есть истинная, немеркнущая слава. Бог наделяет Своей славой всех, кому дарует благодать.
6. Причиной гибели многих душ является отсутствие подлинной веры в то, о чем писал Моисей. Ин.5.46 «если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Иудеи сделали Моисея покровителем их противления Христу. Но Господь Иисус указывает им здесь на их заблуждение, говоря, что Моисей не только не писал ничего против Христа, но, напротив, писал в защиту Его и о Нем. Иудеи уповали на имя Моисея, но не принимали его учения в его истинном смысле и значении.
Некий христианский писатель рассказывает о своем опыте познания Божьей любви. Мальчиком он потерял мать в автомобильной катастрофе. Скорбь его заставила замкнуться в себе, стать нелюдимым. Через несколько лет он уверовал в Иисуса Христа и начал ходить в церковь. Однако его отношения с Господом также носили отчужденный характер. Вы чувствовали что-либо подобное? Вы говорите Богу несколько слов в молитве, читаете в Библии пару глав, но не чувствуете того, о чем писал Давид в Псалме 62: Пс.62.4 «Милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхваляют Тебя». Писатель предлагает читателям несколько советов, как преодолеть это отчуждение. Вот два из них: 1. Живите искренне. Открывайте Господу всю боль своих утрат, признавайтесь перед Ним в своих ошибках. 2. Размышляйте о том, что сказано в Библии о качествах Бога и Его любви к вам.
Господь! Просим, помоги нам помнить о причинах гибели души, чтобы мы смогли соответственно скорректировать свою жизнь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что нет ничего важнее для человека, чем общение с Богом, и нет ничего нужнее на его земном пути. Помоги нам любить Тебя, Господь Иисус, служить Тебе любя, превозмогая плоть, сердцем Тебя хвалить. Помоги нам принести Тебе себя – свое сердце, разум и волю – в смиренном служении и в благодарном поклонении за всё, что Ты сделал для нас. Дай нам искать Тебя не только в дни трудностей; когда нам нужна Твоя помощь, но и во времена благополучия. Дай нам не увлекаться идолами своего времени: бизнесом, успехом, положением. Помоги нам чтить Тебя искренними и щедрыми приношениями из того, что Ты уже дал нам. Помоги нам помнить, Господь Иисус, что Ты Царь царей и Господь господствующих, всемогущий и достойный всякого послушания. Благодарим, что Ты дал нам привилегию исполнить Твою волю и получить награду. Помоги доверять Тебе в большом и малом. Помоги нам выражать свою любовь к Тебе как можно лучше. Помоги нам замечать, когда мы перестаем взирать на Тебя и любить Тебя, дай признавать этот свой грех и направь нас на верный путь. Аминь.