ПРОПОВЕДИ
Да приступаем с дерзновением к престолу благодати
Евр.4.16 «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Перед выходом в школу мама дала сынишке 100р на мороженое. Когда после школы он пришел домой, мама спросила его, купил ли он мороженое. «Нет – заплакал мальчик – мороженое стоило 48 рублей, а у меня было 100». Как часто мы, христиане поступаем точно так же по-детски. Слово Божье говорит, что в нашем распоряжении есть всё, что нужно, даже больше, чем нам на самом деле нужно. Но мы всё боимся сделать решительный шаг, потому что опасаемся, что нам чего-то может не хватить. Но Библия нас заверяет, что Бог нас обильно благословил всяким благословением. И по благодати Его у нас есть всё, что нам нужно. Об этом ап. Павел пишет так: 2Кор.9.8 «обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы были богаты на всякое доброе дело». Ап. Павел не говорил, что у нас благодати достаточно на то, чтобы делать всё, что нам заблагорассудится. Бог нам не дает незаполненных чеков. Нет, ап. Павел заверял нас в том, что у нас благодати достаточно на то, чтобы сделать то, к чему нас призвал Бог. Напр., давать деньги на дело Евангелия, как поступали коринфяне, или давать любовь свою трудному подростку, безразличному супругу, старой матери или отцу. Какой бы ни была наша задача, Бог Своей благодатью сделает так, чтобы мы «были богаты на всякое доброе дело».
В Евангелиях во многих местах написано, что Господь Иисус не отказывал помогать тем, кто никак не мог помочь сам себе. Он не отвращался от тех, у кого не было сил себя изменить. Более того, Его как раз больше всего огорчали те, кто считал, что ему ничья помощь не нужна. Мы часто гордимся своими успехами и начинаем думать, что нам Божья помощь не нужна. Бог видит и показывает нам слабости наши, уча полагаться на Его силу. Бог попускает нам ошибаться, чтобы научить нас великой истине: всё доброе мы творим по благодати Его.
Слово «благодать» имеет несколько значений. Мы приведем определение, соответствующее христианской теологии, т.е. «благодать» – это незаслуженный дар, ниспосылаемый человеку Богом. При обсуждении этого понятия важно различать общую (основную, универсальную) и особенную (спасительную, возрождающую) благодать. Общая благодать называется так, поскольку это – дар общий для всего человечества. Ее дарования доступны всем, без какого бы то ни было различения. Господь Иисус напомнил слушающим Его Нагорную проповедь о том, что Бог Мф.5.45 «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Другой аспект общей благодати проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка в семейной, политической и международной жизни, мы обязаны великодушию и благости Бога. Благодаря общей благодати человек сохраняет способность различать правду и неправду, справедливость и несправедливость и, кроме того, осознает свою ответственность не только перед людьми, но и перед Богом. Действию Божьей благодати мы должны с благодарностью приписывать то, что Бог не позволяет человеческому обществу стать неуправляемым.
А теперь поговорим об особенной (спасительной, возрождающей) благодати. В Библии чаще всего речь идет об этой благодати. Посредством этой благодати Бог спасает, освящает и прославляет Свой народ. В отличие от общей благодати особенная благодать ниспосылается только тем, кого Бог избрал к вечной жизни по вере в Его Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Особенная благодать Бога не только спасает, но и преображает и оживляет. Это доказывает пример Савла (кто стал апостолом Павлом), гонителя христиан. Божья благодать преобразила его. Он сказал о себе: 1Кор.15.10 «благодатью Божьею есть то, что есть; и благодать Его во мне не была тщетна, но я больше всех потрудился; не я впрочем, а благодать Божья, которая со мною». С наступлением периода особенной благодати условием спасения является не послушание Моисеевому Закону, но – принятие или отвержение Христа. О спасении в этот период ап. Павел пишет: Еф.2.8 «благодатью вы спасены через веру». По благодати Бог даром дает уверовавшему грешнику вечную жизнь. Об этом ап. Павел пишет так: Рим.6.23 «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господа нашем». По благодати засчитывает Бог грешнику полную праведность: Рим.3.24 «Получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». О пользе благодати прочитаем еще отрывок: Ин.1.16-17 «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Мы не имеем ничего кроме того, что «приняли», а это не оставляет места для гордого хвастовства. Мы приняли такой великий и разносторонний дар. Это добрая воля Бога по отношению к нам и доброе дело Бога внутри нас.
Благодать постоянно противостоит Закону, который наводил подлинный ужас, дышал одними угрозами и был связан с наказаниями. Приведем несколько отличительных признаков между Законом и благодатью: 1. По Закону Бог требует праведности от человека, тогда как под благодатью Он дает человеку праведность. 2. Закон связан с Моисеем и делами, а благодать с Христом и верой. 3. Закон благословляет доброе, благодать спасает злое. 4. Закон требует, чтобы благословения были заслужены, под благодатью они даются как дар.
Вернемся к нашему эпиграфу. «Посему да приступаем с дерзновением». Апостол заключает: доступ к Богу явлен для всех, кто приходит к Нему, полагаясь на Христово посредничество. Больше того: он призывает верных к дерзновению: без каких-либо сомнений являться перед божественным взором. Есть верующие, которые признают Христа Посредником, но на деле упраздняют силу Его священства, лишая Его надлежащей чести. Ибо Христос не признается истинным Посредником, если люди сомневаются, позволительно ли им через Него приступать к Богу. Иначе не можем сказать, что имеем Посредника, добровольно готового нам помочь. Значит, нам надо спокойно, без каких-либо колебаний приступать к божественному престолу. Священство Христово недооценивается, когда люди колеблются в поисках посредников. Словно недостаточно Его одного. Основание нашего упования в том, что Божий престол изображается апостолом не в пугающем нас величии, но наделяется новым титулом, а именно – престол благодати. Об этом мы всегда должны помнить, когда бежим от взора Божия. Ибо если мы станем думать об одной лишь славе Божьей, то без сомнения, впадем в полное отчаяние: ужасным и грозным будет Его трон. Апостол как бы говорит: поскольку Бог отметил Свой престол символом благодати и отеческой любви к нам, Его величие не должно удерживать нас от прихода к Нему. Т.о., мы можем спокойно призывать Бога, зная, что Он милостив к нам. И это происходит по благодеянию Христову.
«Чтобы получить милость и обрести благодать». Это выражение добавлено не без весомой причины. Апостол хочет особо утвердить тех, кто нуждается в милосердии, чтобы кто от ощущения собственной скорби не заградил себе путь отчаянием. Выражение «чтобы получить милость» содержит, во-первых, сладчайшее учение: все молящиеся Богу, опирающиеся на заступничество Христа, могут быть уверены в получении милости. Однако всем, не придерживающимся этого пути, апостол косвенно угрожает, давая понять, что Бог будет к ним неумолим. Ведь они презрели единственный способ Его умилостивления. Он добавляет: «для благовременной помощи». Т.е., если мы восхотим вымолить что-либо необходимое для нашего спасения. Благовременность же эта относится к времени призывания, согласно отрывку из книги пророка Исаии (Ис.49.8). Ап. Павел относит это к проповеди Евангелия: 2Кор.6.2 «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Ибо апостол имеет в виду тот сегодняшний день, когда с нами разговаривает Бог. Если же мы, видя сегодняшнее обращение к нам Бога, отложим приход к Нему на завтра, то наступит неблагоприятная ночь, когда нам не будет позволено то, что позволено сегодня. И мы напрасно станем стучать в закрытую дверь.
Важно помнить о том, что действие божественной благодати – глубокая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания. Мы для Бога не марионетки, у которых нет ни разума, ни воли. Бог никогда не попирает и не презирает нашу человеческую личность, ответственную перед Богом. Да и может ли быть иначе, если этим достоинством наделил нас Сам Бог? По заповеди Христовой Благая весть (Евангелие) о божественной благодати свободно провозглашается по всему миру. Те, кто отворачивается от нее, поступают так по собственному выбору, и сами осуждают себя. Те же, кто с благодарностью принимает ее, пусть воздают славу только Богу, ибо своим искуплением во всей его полноте они всецело обязаны благодати Божьей, а не самим себе.
Много лет назад один богатый человек пошел охотиться на уток, наняв себе в помощники Федю, чтобы подстреленных уток таскать. Они поехали в карете, но по дороге у одного колеса слетел обод. Федя стал его насаживать назад и попал молотком по пальцу. Не сдержавшись, он выругался, но тут же упал на колени и стал просить у Бога прощения. «Господи, прости, так трудно бывает жить по-христиански» – молился он. Богач сказал: «Федя, я знаю, что ты христианин, но объясни мне, что же ты так мучаешься. Я вот атеист, а у меня таких проблем и близко нет». Федя не знал, что сказать. Тут над ними пролетели две утки. Богач поднял ружье и сделал два выстрела. «Оставь мертвую и иди добей раненую» – крикнул он Феде. Федя показал на утку, которая, трепыхаясь, пыталась убежать и сказал: «Вот теперь я знаю, что вам ответить, хозяин. Вы сказали, что мое христианство ничего не стоит, потому что я мучаюсь с грехами. Так я же раненая утка, вот я мучаюсь, чтобы от дьявола убежать. А вы, хозяин, утка мертвая». Если мы с какими то грехами боремся, значит, Бог что-то в нас совершает. И отчаиваться не стоит, ибо грехи прощаются. Помните: не трепыхаются мертвые утки.
Мы знаем, что когда у Бога чего-то в молитве просим, Он может ответить «да», «нет» и «подожди». Знаем, что даже отрицательный ответ на молитву – это тоже ответ, хотя и не тот, которого мы ожидаем. Ап. Павел точно не такого ответа ожидал, когда трижды просил Бога, чтобы Тот забрал жало из его плоти (2Кор.12. 7-8). Каким бы это жало ни было, Павлу оно сильно докучало. Ему нужны были силы на служение, и он просил, чтобы Бог его избавил от немощи. И хотя Господь не ответил на эту просьбу Павла, Он ответил на его молитву: 2Кор.12.9 «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи». И с тех пор ап. Павел стал хвалиться силой Христовой, которой довольно для всего. Некий богослов так подытожил отношение апостола к этому делу: «Сначала он думал, что это его физический недостаток, но потом стал считать его небесным преимуществом». И ап. Павел мог смело свидетельствовать: 2Кор.12.10 «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Наша немощь становится благословением, когда мы опираемся на силу Божью.
Псалмопевец говорит о своей зависимости от Бога. Пс.83.12 «Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ». Благодать здесь означает добрую волю Бога по отношению к нам и добрую работу Его, совершенную в нас. Слава означает почести, которыми Он сейчас облачает нас, что подразумевает наше усыновление и приготовленное для нас наследие. Бог дает Своим благодать в этом мире как подготовку к славе, и славу в другом мире, как совершение благодати. Все это свободные Божьи дары. С одной стороны, каждый человек, кому Бог дает благодать, получит и славу (т.к. благодать – это начало славы и ее залог). С другой стороны, Он не даст потом славы тому, кто сейчас не получит от Него благодать или кто получил ее напрасно. И если Он даст благодать и славу, которые способствуют нашему счастью и в том и в этом мире, то мы можем быть уверены, что «ходящих в непорочности Он не лишает благ». Он не лишает благ, которые необходимы для удобного прохождения этого мира. Благодать производит в нас праведность, в результате чего мы принимаем от Бога все обещанные благословения. Господь может лишить нас лишь мнимых благ, но истинного блага Он не лишит никогда. Он дает нам столько, сколько мы способны принять.
Господь! Просим, дай нам благодать для этой жизни и славу для жизни грядущей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что навеки освобождены от ига рабства, возложенного Законом, а вместо этого получили Божью благодать. А наше наследство – свобода, полная свобода во Христе. Мы благодарим Тебя за то, что когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Благодарим, что Дух Святой отвращает нас от греха и дает силу оставить его. Благодарим, что Иисус Христос совершает в нас то, что мы неспособны совершить своими силами. Благодарим, что преходящее сияние Закона не сравнится со славой Божьей благодати. Просим, дай нам понять, что у любви Твоей нет предела, благодать Твою не измерить. Нет иного для нас удела, как смиренно, по-детски верить. Мы знаем, что спасение наше обретется верой в Иисуса Христа по Твоей благодати. Помоги нам не требовать чего-то другого от себя и других, чтобы мы не хвалились своими заслугами, а только Твоими. Дай нам помнить, что мы призваны распространять Твою милость, передавать благодать. Аминь.