Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 27
Двадцать седьмое воскресенье Гейдельбергского катехизиса содержит три вопроса и все из них относятся к таинству крещения. Их номера 72, 73, 74. Является ли внешнее крещение водою омовением грехов? Второй: Почему же Дух Святой называет Крещение банею возрождения и омовением грехов? и третий: Следует ли также крестить младенцев?
На первый вопрос Катехизис отвечает следующим образом: Нет. Ибо только Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха.
Это абсолютно верно. Ведь если бы можно было смыть все грехи крещением, то тогда бы по земле ходили бы одни праведники, что, как все могут убедиться, на самом деле обстоит далеко не так. Поэтому, кто уговаривает взрослых людей креститься, соблазняя их полным прощением грехов, не правы. Спасает Иисус Христос. В Вера в Него не делает человека безгрешным. Человек не становится безгрешным, просто грехи прощаются. Крещение означает прежде всего союз со Христом.
На второй вопрос (Почему же Дух Святой называет Крещение банею возрождения и омовением грехов?) Гейдельбергский Катехизис отвечает так: Бог говорит так не без веской причины. Он не только учит нас, что грехи наши заглаживаются Кровью и Духом Христа подобно тому, как телесная грязь смывается водою, но, кроме того, этим божественным знаком и залогом Он особенно хочет уверить нас в том, что духовное омовение столь же реально очищает нас от наших грехов, сколь реально омывает видимая вода наши тела.
В самом деле, ведь если смыть грехи путем крещения невозможно, то зачем вообще нужно крещение и в чем его смысл? Не будем забывать, что крещение происходит от ветхозаветного обрезания, которое называется на библейском иврите «брит милла», что означает союз с Богом. То есть, крещение, это союз с Богом, признание верности Ему. Подразумевается, что человек будет верным Богу, а Бог дает «гарантию», что крестные страдания Христа и Его пролитая кровь пойдут в удовлетворения за наши грехи.
На третий вопрос (Следует ли также крестить младенцев?) Катехизис дает такой ответ: Безусловно. Поскольку они, наряду со взрослыми, входят в завет и принадлежат Церкви Божией, и им, равно со взрослыми, обещаны отпущение грехов и Творец веры, Святой Дух; их также следует принимать в Церковь Божию через Крещение как знак завета, отличающий их от детей неверующих. То же самое делалось в Ветхом Завете посредством обрезания, которое в Новом Завете заменено Крещением.
Вопрос о крещении младенцев является камнем преткновения в христианстве. Открыв Новый Завет можно увидеть, что крестятся там в основном взрослые. Хотя есть упоминания и о крещении детей. В деяниях святых апостолов описаны крещения целых домов. Проблема крещения-некрещения младенцев появилась позже, когда у родителей христиан стали появляться дети. Тогда-то видимо и началось их крещение. По крайней мере христианские писатели 2-3 веков говорят об этой практике, как обыденной. В 16 веке, во время реформации появились люди, которые, ссылаясь на Библию, стали призывать не крестить младенцев, а крестить лишь взрослых. Более того, они начали перекрещивать уже крещенных в детстве людей. Эти люди получили прозвище анабаптистов, т.е. «перекрещенцев». Власти всех стран повели с этим новым течением решительную борьбу и вскоре анабаптисты были разгромлены и практически исчезли. Но идеи крещения взрослых были подхвачены возникшими в 17 веке в Англии баптистами. Потом, в конце 19 века ее восприняли адвентисты, пятидесятники. Но большинство христианских церквей по-прежнему продолжало и продолжает крестить младенцев. Так надо ли их крестить? Ведь в самом деле, грудной ребенок просто не может воспринять смысла таинства, вряд ли он вообще понимает. что с ним происходит. Это так. Но в то е время Библия и не запрещает крещение младенцев. Ситуацию можно сравнить с получением паспорта. Ведь ребенок, родившийся у граждан того или иного государства, автоматически становится его гражданином, пользуется государственной поддержкой и защитой. И это несмотря на то, младенец понятия не имеет, что такое государство, и вряд ли он уже осознает самого себя. Все права и обязанности, связанные с гражданством, человек получает только с достижением совершеннолетия, но разве до совершеннолетия он лишен все гражданских прав и обязанностей? Конечно же нет. Также и с церковью. Дети тоже могут быть грешны. И разве им не обещаны прощение и получение Святого Духа? Некрещенный ребенок становится как бы ничейным. Не получит он нормального христианского воспитания и не будет введен в церковь. Ведь всё, и хорошее и плохое закладывается в детстве. Кроме того, у крещения взрослых есть один очень важный недостаток, который отмечают увы многие. Пока человек в церкви (как правило баптистов или адвентистов) готовится к крещению его все обхаживают, он духовно возрастает. Но, как только крещение совершено: всё. На него перестают обращать внимание, у человека пропадают стимулы для роста, и очень часто начинается духовная деградация. Нередки случаи ухода человека из церкви после крещения.
В заключении хочется обратиться еще к одному вопросу, не существовавшему в эпоху, когда писался Катехизис, и поэтому в него не вошедший: сколько бывает крещений? Есть ли, кроме водного крещения, еще крещение Святым Духом? То есть такого крещения, когда на человека нисходит Святой Дух и он получает дары Святого Духа, и пробуждается к новой жизни. И действительно, в «Новом Завете» неоднократно упоминается о снисхождении Святого Духа. Самое известное из них это снисхождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Это всё так. Но есть ли какое-то особое крещение Святым Духом, в отличие от водного крещения? Конечно же нет. Недаром вплоть до начала 20 в., до появления пятидесятнического движения, никакого отдельного крещения Святым духом не существовало. Святой Дух человек получал во время крещения и при конфирмации. Так называемое «крещение Святым Духом» подменяет такие понятия, как освящение и возрождение. Ведь возрождение человека процесс очень долгий и не всегда заметный. Здесь же оно заменяется каким-то единичным актом, как правило говорением на непонятных никому языках главной целью которого произвести впечатление на окружающих, наглядно показать им что человек стал святым. Не даром поэтому из 9 даров Святого Духа выбирается в качестве свидетельства его снисхождения на человека лишь один предпоследний – говорение на иноязыках. Ведь такие дары, как мудрость, знание, вера внешне незаметны, проявляются они нескоро, и уж точно впечатления на простодушную публику не произведут.
Александр Макеев