Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 28
В 28 воскресенье три вопроса. Их номера 75, 76 и 77: Почему в Вечере Господней тебя увещевают и убеждают в том, что и ты являешься причастником единой крестной жертвы Христовой и всех сопутствующих ей благ? Второй: Что означает вкушать распятое Тело Христово и пить Его пролитую Кровь? И третий: Где Христос обещал верующим, что ядущие преломленный хлеб и пьющие из чаши будут столь же несомненно вкушать Его Тело и пить Его Кровь?
Это воскресенье, как мы видим, полностью посвящено рассмотрению и объяснению второго христианского таинства – таинства причастия. Причастие (оно же Евхаристия, оно же Вечеря Господня) таинство, установленное лично Иисусом Христом во время последней трапезы с учениками. Таким образом, оно единственное, которое установил сам Иисус Христос. Причастие важнейшее таинство, которое есть у всех христианских церквей. Состоит оно из коллективного вкушения всех членов церкви хлеба, который символизирует плоть Христа, и вина, которое символизирует Его кровь. В отличие от крещения, которое проводится лишь один раз, причастие проводится в зависимости от традиций той или иной церкви, несколько раз в год, как правило раз в месяц, и по большим праздникам. Обычно это Рождество и Пасха.
На первый вопрос (Почему в Вечере Господней тебя увещевают и убеждают в том, что и ты являешься причастником единой крестной жертвы Христовой и всех сопутствующих ей благ?) Катехизис отвечает так: Потому что Христос повелел мне и всем верным вкушать преломленный хлеб и пить из предложенной чаши в Свое воспоминание. К этому Он добавил обетование: во-первых, что Его Тело столь же реально было принесено и ломимо за меня на кресте, и Кровь Его – за меня пролита, сколь реально на моих глазах преломляется для меня хлеб Господень и вручается мне Его чаша; а во-вторых, что душа моя столь же истинно напитывается к вечной жизни Его распятым за нас Телом и пролитой за нас Кровью, сколь истинно я принимаю из рук служителя хлеб и вино, символы этих священных предметов.
Совершенно верно, Иисус Христос лично установил это таинство, которое подтверждает единство верующего со Христом, точнее с Его страданиями. Здесь также говорится, что вино символизирует пролитую кровь, а ломимый хлеб тело, ломимое на кресте. Это значит, что и речи не может идти о каком-либо реальном присутствии тела и крови в хлебе и вине. Жертва Христа принесена один раз.
На второй вопрос (Что означает вкушать распятое Тело Христово и пить Его пролитую Кровь?) авторы Катехизиса отвечают следующим образом: Это означает не только с твердым душевным упованием веровать в страдание и смерть Христову и через это получать отпущение грехов и жизнь вечную, но также через Дух Святой, обитающий в нас и во Христе, столь тесно соединяться с Его святым Телом, что, хотя Он пребывает на небесах, а мы на земле, мы являемся плотью от Его плоти и костью от Его кости. И как все члены тела животворятся и управляются душою, так и мы животворимся и управляемся одним и тем же Духом.
Причастие – это прежде всего подтверждение веры в страдания и смерть Христа. Но это и соединение с Ним в одно тело. А тело Христа – это Церковь. То есть, причастие означает соединение верующих в единое тело, в Церковь.
Ответ на третий вопрос (Где Христос обещал верующим, что ядущие преломленный хлеб и пьющие из чаши будут столь же несомненно вкушать Его Тело и пить Его Кровь?) представляет собой цитаты из Нового Завета, подтверждающих установление Вечери Иисусом Христом. При установлении Вечери, о чем сказано так: Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Подобным образом, после вечери, Он взял чашу, сказав: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Сие творите всегда, как только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Сие обетование повторяет Павел, говоря: Чаша благодарения, которой благодарим, разве не есть приобщение Крови Христовой? И хлеб, который преломляем, разве не есть приобщение Тела Христова? Ибо один хлеб, и мы – одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.
Приведенные фрагменты из синоптических Евангелий (Матфея, Марка и Луки) и Первого послания к Коринфянам Павла, а точнее, их обобщенный пересказ, доказывают, что хлеб и вино становятся телом и кровью символически. Ведь Христос был с учениками Своими, протягивал им чашу, давал хлеб, но при этом он не резал вен, чтобы получить кровь, не отрезал что-нибудь от собственного тела, чтобы дать ученикам. Даже представить такое невозможно. Но в то же время речь идет о крови и о теле, значит они в вечере Господней есть, но есть только символически. Кроме того, Иисус говорит про вечерю, как воспоминание о Нем. Есть такие церкви, которые, вырвав слова Христа из контекста, трактуют причастие исключительно, как воспоминание об Иисусе. Это, конечно же неверно. Причастие не является каким-то воспоминанием, траурным мероприятием, Но при нем действительно вспоминается Иисус Христос. В нашей Церкви мы произносим апостольский символ веры, в котором говорится о страданиях Христа и о Его последующим воскрешении. Таким образом, воспоминание о Христе, еще одна функция причастия.
Александр Макеев