ПРОПОВЕДИ
Почему детям Божьим всё содействует к благу.
Рим.8.28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
Ап. Павел говорит о славном преимуществе детей Божьих. Им содействуют к благу все предначертания Божьи относительно их. Обстоятельства благоприятные и неблагоприятные, в личной и в общественной жизни, все содействуют их благу. Апостол заключает, что тяготы жизни не только не препятствуют спасению, но скорее служат нам в помощь. Однако этот вывод одновременно предвосхищает и возражение. Ибо плотское чувство скажет: «Ниоткуда не явствует, что Бог слушает наши молитвы, ведь скорби наши продолжаются длительное время и тем же самым образом». Поэтому апостол говорит: «Хотя Бог помогает и не сразу Своим людям, но Он не оставляет их вовсе, поскольку по Его чудесной мудрости всё, кажущееся противным, оборачивается к их спасению». Апостол хочет сказать, что хотя избранные и нечестивцы подвержены одному и тому же злополучию, между ними есть большое различие. Ведь Бог, наставляя верующих через скорби, заботится об их спасении. Всё, что приключается с Его детьми, направляется Им так, что считаемое миром за вредное, оказывается полезным для них. Содействует либо временному благу, либо, в конечном счете, вечному духовному благу. Прямо или косвенно, каждое обстоятельство жизни приводит тех, кто любит Бога, к духовному благу: разделяет их с грехом и приближает к Богу, удаляет от мира и поднимает к небесам.
Чтобы показать, каким необычным способом может Бог помочь человеку, приведем пример из жизни. Один человек был единственным уцелевшим после кораблекрушения. Он попал на необитаемый остров. Постепенно соорудил себе примитивное жилище, в котором разместил свои жалкие пожитки, которые ему удалось спасти с уходящего под воду корабля. Он молился Богу об избавлении, и каждый день напряженно всматривался в горизонт в надежде увидеть мимо проплывающий корабль. Однажды, возвращаясь в свое жилище с охоты, он нашел, что жилище его горит. Всё его жалкое имущество сгорело. Ему казалось, что с ним приключилось самое ужасное. Но то, что на первый взгляд показалось трагедией для его ограниченному кругозору ума, на самом деле оказалось спасением. В премудром промысле Бога это несчастье было ответом на его отчаянные молитвы. В тот день к берегу причалил корабль. Капитан сказал погорельцу: «Мы увидели твой дымовой сигнал и поспешили на помощь».
Полагаем, что фраза «призванным по Его изволению» добавлена как уточнение, чтобы никто не подумал, что верные, любящие Бога, по своим заслугам обрели то, что даже из противных им вещей извлекают благо. Итак, ап. Павел учит, что те, которых он зовет любящими Бога, прежде были избраны Самим Богом. Ибо не вызывает сомнений, что порядок указан здесь для того, чтобы мы знали: то, что детям Божьим содействует к спасению, зависит от незаслуженного Божьего усыновления как от своей первой причины. Зависит не от их достоинств или заслуг, но только от изволения милостивого Бога. И только для них, и ни для кого другого Бог делает так, что «всё содействует к благу». Ибо если бы это не было соизволением Божьим, то оно зависело бы от случая, от случайного стечения обстоятельств. От случая, который мог бы быть изменен одним каким-то пороком, а то и несколькими пороками, вместе взятыми. Более того, апостол показывает, что верные не прежде начинают любить Бога, чем Он их призывает. Суть слов апостола: скорби содействуют к спасению только тем, кто любит Бога. Но также истинно и следующее: мы лишь тогда начинаем любить Бога, когда Он Сам предварит нас Своей незаслуженной любовью. Любящие Бога мирятся со всем, что делает Бог, и всё принимают без огорчения. Ведь они знают, что Бог – их любящий Небесный Отец. Основанием нашей любви к Богу является наше знание о Нем. Мы знаем, что Он является источником всех наших благ, что в Нем заключена полнота благодати. И знаем, что Его любовь безвозмездна. Вспомним стих из Отк.22.17 «Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром». Бог обращается ко всем людям, чтобы они пришли, приняли обетования Евангелия и воспользовались его привилегиями, этими потоками живой воды. Они предлагаются всем, кто чувствует в душе жажду, которую ничто другое в этом мире утолить не может. Всё что от нас требуется, чтобы Он даровал нам Свои блага – наше желание. Ибо мы знаем, что Бог принадлежат нам: Пс.47. 15 «Ибо Бог сей есть Бог наш». Давайте ликовать в Бога, имея уверенность в том, что мы имеем Его вечное благоволение. Расскажите об этом грядущему роду, передайте эту истину, как священный вклад, нашему потомству. Скажите, что этот Бог, который совершил для нас такие великие дела, есть Бог наш на веки и веки. Он постоянен и неизменен в Своей любви к нам и заботе о нас. Т.о., апостол показывает, что избранные спасены не случайно, но это неизбежно. И никакая случайность не может воспрепятствовать нашему спасению. Равно, как никакой наш духовный подвиг не может ему способствовать.
Наша любовь к Богу должна исходить из самого сердца. Господь Иисус говорит: Мк.12.30 «возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем Твоим». Она должна быть не содержащей эгоистических интересов. Как сказал бл. Августин, мы должны любить Христа ради Него Самого. Любовь наша к Богу должна быть активной. Она должна побуждать наш разум познавать Бога, а ноги – идти путями Его заповедей. Истинная любовь – труд любви, проявляется не только на конце языка, но и на конце пальцев. Мы должны любить Бога больше всего остального. Пс.72.25 «И с Тобою ничего не хочу на земле». Т.к. Бог является основанием нашего благополучия, Он должен быть главным объектом нашей любви.
Лютер в комментариях к Посланию к римлянам подробно излагает следующую мысль: Бог подвергает Своих избранных воздействию злобных сил, каждая из которых стремится стащить их вниз, в вечные муки, проклятие и блуждание во тьме. Это делает для того, чтобы показать, что Он спасает нас не по собственным нашим заслугам, но исключительно по Своему избранию. Благодаря поддержке всемогущего Бога наши злобные и ужасные враги тщетно пытаются нанести нам урон. Если бы Он не проводил нас через столь многие пугающие явления, то Он оставлял бы нам возможность высоко ставить наши собственные заслуги. Теперь же Бог показывает, что мы спасены по Его нерушимой любви. И, т.о., он одобряет не нашу волю, но Свою неизменную и твердую волю предопределения.
Детям Божьим всё содействует к благу и потому, что обитающий в них Святой Дух наставляет их и ходатайствует за них. Рим.8.26 «Также и Дух подкрепляет нас в наших немощах; ибо мы не знаем, о чем молиться, как важно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Помощь и ходатайство Духа никогда не бывает лишним и ненужным. Ибо в испытаниях, искушениях человек чаще всего не знает, что ему следует делать или о чем ему просить. Его разум подсказывает молиться о том, чтобы ему не проходить через эти беды. А это было бы глупо, потому что это действовало бы против его спасения. Т.о., мы не знаем, о чем молиться, особенно в наших немощах и страданиях. Благодаря Святому Духу, хотя мы и претерпеваем скорби, но все они содействуют к благу.
Одна из важных причин, почему детям Божьим всё содействует к благу, состоит в близости и внимании Бога к Своему народу. Господь Бог заключил с ним завет: Иер.32.38 «Они будут Моим народом, а Я буду их Богом». Благодатью этого договора всё содействует и должно содействовать к благу. Пс.49.7 «Я Бог, твой Бог». Слова «твой Бог» говорят о самых лучших отношениях между Божьим народом и Богом. Эти слова не допускают отношения, которые не действовали бы детям Божьим к благу. Слова «Я твой Бог» означают следующее:
1. Отношение врача. Бог – искусный Врач. Он знает, что нам нужно. Он видит разные характеры, темпераменты людей и знает, что будет для каждого человека наиболее эффективным лекарством. Одни обладают более мягким характером и легко привлекаются милостью. Другие более жестокие и ершистые, с ними Бог поступает более жестко. Одних Он хранит в сахаре, а других – в рассоле. Бог не поступает со всеми людьми одинаково. Сильным Он дает испытания, слабым – утешение. Бог – верный Врач, и поэтому всё обращает во благо. Бог не всегда дает нам то, что нам нравится. Он дает нам то, что нам нужно. Мы часто ропщем на тяжелые испытания в нашей жизни. Будем помнить, что Бог – наш Врач, поэтому Он лечит, а не развлекает нас. То, что делает Бог по отношению к Своим детям, никогда не вредит, а только исцеляет. Втор.8.16 «чтобы впоследствии сделать тебе добро». Бог хранит наилучшее для Израиля до последнего времени. Хотя кажется, что Он сурово обращается с ними на протяжении их пути, тем не менее, в конце Он сделает им добро. Это относится и к нам, нынешнему народу Божию.
2. Отцовские отношения. Отец любит свое дитя. Поэтому улыбка отца это или удар – всё содействует к благу ребенка. Бог говорит: «Я твой Бог, твой Отец, поэтому всё, что Я делаю, тебе во благо». Дети Божьи должны помнить об уроках, полученных ими. На протяжении всех лет их воспитания они должны придерживаться строгой дисциплины. В этом есть необходимость. Втор.8.5 «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Как человек наказывает сына своего ради его блага и из любви к нему, так и Господь учит Своих. Бог является любящим и нежным Отцом для всех Своих детей. Тем не менее, когда появляется повод, они чувствуют удары Его жезла. Бог наказывает Своих детей, чтобы потом не осудить. Но Он наказывает не так, как человек ранит и убивает своих врагов, стремясь их погубить. А как своего сына наказывает отец, стремясь, чтобы он был счастливым и благополучным. Он наказывает и вразумляет его. Пс.102.13 «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обратим внимание на то, кому Бог сочувствует – боящимся Его, т.е. Своим детям, которые в этом мире могут стать из-за скорбей объектом сострадания. Как Он милует их – как только появляется возможность, Он относится к ним, как к Своим детям.
3. Постоянные отношения. Христиане должны довольствоваться своей долей, какую имеют в настоящем. Они должны приспосабливаться к своему положению – это верный путь к достижению довольства. Тот, кто не может этого сделать, никогда не будет доволен, даже если Бог поднимет его положение до желаемого им уровня. Ибо вместе с ростом состояния растут и желания. Они должны быть довольны своей долей, ибо написано: Евр.13.5 «Не оставлю тебя и не покину тебя». Эти слова были сказаны Иисусу Навину (И.Н.1.5), но они относятся ко всем верным слугам Божьим. Истинный верующий имеет благодатное присутствие Бога с собой в жизни, в смерти и навеки. Это всеобъемлющее обетование «Не оставлю тебя и не покину тебя» характеризует постоянную Божью помощь христианам. О Господе Иисусе сказано: Ин.13.1 «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это было сказано в отношении учеников, ближайших последователей Господа. Но это справедливо и в отношении всех верующих. Христос питает сердечную любовь к Своим сущим в мире. Хотя они существуют в этом мире, в мире тьмы, греха и тления, тем не менее, Он любит их, и любит до конца. Бог верен к Своим детям. Втор.7.9 «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный». Все любящие Бога и хранящие Его заповеди могут рассчитывать на верность Его и на Его милость во всякое время и во всех жизненных обстоятельствах.
4. Близкие отношения. Существует мистическое единство между Христом и Его святыми. Он назван Главой Церкви. Еф.5.23 «как и Христос, Глава Церкви». А мы являемся членами Его Тела. Еф.5.30 «потому что мы все члены тела Его». Голова направляет тело, она заботится о нем. Господь не будет допускать вреда Своему Телу, но станет оберегать его, и все обращать к благу Тела.
Провиденье Божье не бывает без того, чтобы в нем не было мудрости или чуда. Насколько велика и бесконечна та мудрость, которая заставляет как самое хорошее, так и самое плохое содействовать к благу детей Божьих.
Слава, честь и хвала нашему премудрому Богу ныне и во веки веков! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Господа Иисуса Христа за драгоценное обетование, утверждающее, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует к благу». Славное преимущество детей Божьих состоит в том, что все обстоятельства, благоприятные и неблагоприятные, в личной и общественной жизни, содействую их благу. Либо временному благу, либо духовному, вечному благу – спасению. Мы благодарим, что Ты спасаешь нас не по нашим собственным заслугам и добродетелям, но исключительно по Своему избранию и согласно Своей неизменной воле. Благодарим, что никакая случайность не может воспрепятствовать нашему спасению. Мы благодарим Тебя за то, что Ты являешься нашим Врачом, нашим Отцом. Благодарим за постоянные и близкие отношения с нами. Мы видим, насколько велика Твоя мудрость, заставляющая как самое хорошее так и самое плохое содействовать к благу Твоих детей. Просим, дай нам твердо верить в это Твое обетование. Аминь.