Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 30
30 воскресенье содержит два вопроса: Какая разница между Вечерей Господней и Папистской Мессой?и Кому следует приступать к трапезе Господней? Их номера 80 и 81.
В это воскресенье Катехизис завершает тему причастия. Заканчивает он ее разъяснением отдельных положений, связанных с осуществлением причастия противопоставлением кальвинистского понимания причастия католическому.
На первый вопрос (Какая разница между Вечерей Господней и Папистской Мессой?)авторы Катехизиса отвечают следующим образом: Вечеря Господня свидетельствует нам о том, что мы получили полное отпущение всех своих грехов только ради жертвы Христовой, которую Он однажды принес на кресте. Она говорит также о том, что через Дух Святой мы прививаемся ко Христу, который в Своей человеческой природе ныне пребывает только на небесах, одесную Отца, и там же хочет принимать от нас поклонение. На мессе же отрицается, что живые и мертвые получают отпущение грехов только ради страдания Христова, если священники и поныне не будут каждодневно приносить Его в жертву за них. Кроме того, на мессе учат, что Христос телесно присутствует под видом хлеба и вина, и поэтому Ему также следует поклоняться под этими видами. [Потому месса основана ни на чем ином, как на отрицании единственной жертвы и страдания Иисуса Христа, и на проклятом идолопоклонстве].
Здесь надо остановиться на том, что такое католическая месса (точнее ее часть: Евхаристическая литургия т.е. та часть мессы, католического Богослужения, в которую совершается причастие). В католических и православных церквях центре храма всегда есть алтарь. В православных церквях вход туда закрыт царскими вратами и заходить в алтарь, как в католических, так и в православных, имеют право только священнослужители. Что же происходит там за закрытыми дверями во время Богослужения? Как ни странно, но там приносят в жертву Иисуса Христа, чтобы потом крестные страдания Господа передать верующим в виде хлеба и вина (впрочем, вином вплоть до Второго Ватиканского собора, т.е. до 1960-х гг., могли причащаться лишь священники и монахи). Жертва приносится конечно же фигурально. Можно успокоиться, в алтаре никого не убивают, а священнослужители не уподобляются римским легионером, распявшим Христа. Просто там возносятся молитвы, в результате которых хлеб и вино субстанционально превращаются в плоть и кровь Христа, оставаясь при этом для органов чувств такими же хлебом и вином, какими были до этого. Соответственно, хлеб и вино становятся фетишами и идолами, объектами для поклонения. Спасают больше не страдания Христа, не Его жертва, которая была принесена один раз и в повторении не нуждается, а обычные земные вещи: хлеб и вино. Но которые приобретают спасающую силу только при участии священника. Ведь если он не совершит так называемую жертву, то хлеб и вино останутся обычными хлебом и вином, и никакой спасающей силой обладать не могут. Именно поэтому протестантская Евхаристия не имеет ничего общего с католической мессой. И именно поэтому протестанты (по крайней мере, так было раньше) не принимают причастие у католиков.
На вопрос, кого допускать к причастию ( Кому следует приступать к трапезе Господней?), Катехизис отвечает так: Только тем, кто воистину скорбит от того, что огорчил Бога своими грехами, а также уповает на то, что грехи отпущены ему ради Христа, и что остающаяся в нем немощь покрыта Его страданием и смертью. Кроме того, он все больше и больше должен желать преуспевать в вере и целомудренной жизни. Лицемеры же и кающиеся не искренне, едят и пьют осуждение себе.
То есть, к причастию должны допускаться исключительно верующие люди. Но как определить искренне верующего, каждая церковь решает по-своему. В нашей Церкви к причастию допускаются все желающие. У нас, как вы все знаете, перед причастием все каются про себя в грехах, а потом произносят вслух Апостольский символ веры. В некоторых церквях для допуска к Трапезе Господней надо принести рекомендацию из своей церкви. Но в большинстве церквей искренность веры и покаяния остаются на совести причащающегося. Ведь отвечать за неискреннее будет он сам, а не церковь. Как церковное наказание отлучение от причастия сейчас применяется редко. Хотя раньше это было одним из самых действенных мер воздействия на грешников. Частота проводить причастие, церкви решают самостоятельно. Никаких общих правил не существует. Большинство церквей проводит его раз в месяц во время воскресного Богослужения и по большим праздникам: как правило на Рождество и на Пасху.
Александр Макеев