Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 31
В 31-м воскресенье три вопроса: Что такое ключи Царства Небесного? Как через Проповедь Евангелия отверзается и запирается Царство Небесное? и Как отверзается и запирается Царство Небесное через Церковную Дисциплину? Их номера 83, 84 и 85. Все они посвящены Ключам Царства небесного, то есть возможности для отдельного человека попасть в Царство Небесное, будучи еще на Земле.
В ответе на первый же вопрос Катехизис разъясняет, что такое ключи Царства Небесного. Это Проповедь Евангелия и Церковная Дисциплина, коими небо отверзается для верующих и запирается для неверующих.
Что же из себя представляют эти ключи? Понятие Ключи Царства Небесного происходит от слов Иисуса Христа в Евангелии от Матфея обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Католическая церковь понимает их, как знак ее власти на Земле, как знак ее власти над входом в рай и в ад. Недаром, каждому Римскому папе при избрании вручается пара ключей, которые впоследствии хоронятся вместе с ним. А герб государства Ватикан украшает точно такая же пара ключей. Конечно, притязания католической церкви не имеют под собой никаких оснований. Ключами, которыми отмыкается Царство Небесное, являются проповедь Евангелия и Церковь. А точнее, церковное учение и церковная дисциплина.
На вопрос Как через Проповедь Евангелия отверзается и запирается Царство Небесное? Катехизис дает такой ответ: Верующим по заповеди Христовой, всем вместе и каждому в отдельности, публично возвещается о том, что им прощаются Богом все грехи ради заслуг Христовых всякий раз, когда они истинной верой принимают обетование Евангелия. Неверующим же и лицемерам возвещается, что таковые будут подлежать гневу Божию и вечному осуждению, доколе не оставят своих беззаконий. Согласно этому свидетельству Евангелия, Бог судит и в настоящей, и в будущей жизни.
Абсолютно верно. Без проповеди Евангелия (его нужно понимать в расширенном смысле, как проповедь всего Слова Божьего) никакого принятия евангельского обетования нет и быть не может. Как же человек узнает о том, что он прощен, что Иисус Христос Своими страданиями искупил его грехи? Как же он поверит во всё это? Поэтому даже постоянное совершение любых таинств, совершение любых церковных обрядов, которые считаются священными, например, ставить свечки перед иконами, не дает ничего в плане спасения. Здесь не может быть никакой искренней веры. Правда, здесь мне могут возразить. Все слышали рассказы о неграмотных старушках, которые не разбирались в христианском учении, но были искренне верующими. Просто замечательно. Представишь себе вот такую старушку, и сразу слезы умиления выступят. Но кто-нибудь хотя бы попытался расспросить ее, во что она собственно верует? Я расспрашивал. Наткнулся пару раз на обыкновенный мат, но, конечно, так было не всегда. Объяснить во что они веруют, и зачем совершают церковные обряды и участвуют в таинствах, эти пожилые женщины никак не могли. Понятно лишь, что их вера представляла собой гремучую смесь языческих суеверий с какими-то крупицами христианства. Каждая из них считала, что иконы, всё равно чьи, помогают от болезней и обладают спасающей силой. Никакой веры в Христа здесь и близко не было. Спасаются ли подобные люди, которых в средневековье называли «простецами», неизвестно.
Третий вопрос (Как отверзается и запирается Царство Небесное через Церковную Дисциплину?) посвящен церкви. Катехизис так отвечает на него: По заповеди Христовой все называющие себя христианами, но своей жизнью и учением показывающие, что они чужды Христу, и после многочисленных братских увещеваний не желающие отойти от своих заблуждений и беззаконий, объявляются церкви или уполномоченным ею лицам. И если они не послушаются даже их увещеваний, то недопущением к таинствам исключаются ими из церковной общины и Самим Богом извергаются из Царства Христова. И наоборот, если они заявляют об исправлении и подтверждают это на деле, то принимаются назад как члены тела Христова и Его Церкви.
Речь здесь идет о необходимости подчинения христианина церковной дисциплине. Верить вне сообщества верующих, вне церкви в принципе можно. Но это только в принципе. Кажется, что если Евангелие у всех одинаковое, так зачем нужна церковь, с ее теологией, структурой, дисциплиной. В реальности христианство представляет из себя учения отдельных исторически сложившихся церквей. Поэтому христианин всегда должен состоять в какой-либо церкви. Без церкви вера быстро угасает, а то и искажается, и человек впадает во всевозможные суеверия. Только в церкви может быть выработано здравое понимание Писания. В церкви верующий приучается к дисциплине, как духовной, так и практической. Он должен понимать Слово Божье в соответствии с учением данной конкретной церкви. Кроме того, верующий должен подчиняться церковным правилам, то есть вести себя так, как принято в данной церкви. Также если его поведение не соответствует нормам христианской церковь может изгнать человека и принять его обратно, если он покается. Именно поэтому церковь, как институт, является вторым ключом от Царствия Небесного. Без церкви не будет, здравого учения, не сохранится вера, не будет возможностей для братского общения и совместного поклонению Богу. Соответственно человек лишится шансов на спасение.
Александр Макеев