ПРОПОВЕДИ
Завистливый дух губит жизнерадостность.
Прит.14.30 «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей».
Многие согласятся, что вера в Бога необходима для души. Но им невдомек, что она важна и для тела. Автор притчи учит: «кроткое сердце – жизнь для тела». Несомненно, что кроткое сердце, в котором не бушуют разрушительные страсти и которое руководствуется христианскими привычками, укрепляет здоровье. Оно свободно от эгоизма и радуется успеху других. С другой стороны, благоденствие другого человека уязвляет зависть некоторых людей. А его проблемы доставляют некоторым людям удовольствие. Поистине зависть – самый ядовитый плод эгоизма. Некий богослов высказался так: «Этот порок – палач самому себе». Завистливый человек носит в сердце преисподнюю. Наш эпиграф показывает, насколько наше здоровье зависит от правильного управления своими страстями и умения владеть собой. Исцеляющий дух – дух кротости, любви, сердечности, дружелюбия и радостного расположения – жизнь для тела. Он вносит свой вклад в хорошее состояние тела. Раздражительный, завистливый, беспокойный дух является наказанием. Он оказывает пагубное влияние на жизнерадостность. Один толковник этого стиха пишет: «Кто сгорает от зависти, пусть сгорает».
Христианское определение зависти: «зависть» – это болезнь воли, вызванная преимуществами в положении других. Зависть греховна, т.к. она свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим и противоречит принципу любви к ближнему. Простое определение: «зависть» – это когда у кого-то что-то есть, но тебе очень хочется, чтобы и у тебя было.
1. Характерные особенности зависти.
А. Она хочет иметь почести и преимущества, которыми наслаждается другой человек или другие люди. Пример из Библии: Рахиль, одна из двух жен патриарха Иакова, завидовала своей сестре Лии, другой жене Иакова, родившей детей их мужу, в то время как она никак не могла забеременеть. Быт 30.1 «И увидела Рахиль, что она не рожает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей». Б. Зависть не способна понять, что Бог распоряжается имуществом, почестями и способностями людей. Несмотря на то, что об этом свидетельствует Библия во многих местах. Моисей предостерегает израильтян: Втор.8.17 «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство мое». Бог дал чего-то твоему ближнему. Ты не завидуй ему, а проси это у Бога, может быть, по Своей милости и богатству даст тебе тоже. А если получишь, не хвались этим, но постоянно прославляй и непрестанно благодари Бога за ниспосланные тебе блага. О том, что Бог является нашим полноправным Правителем, написано и в Прит.30.8 «Суету и ложь удали от меня, нищету и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом». Т.о., автор притчи заключает, что от Бога зависят как наши духовные качества (суета и ложь), так и материальные блага (нищета, богатство, насущный хлеб). Завистливый человек, не признав это, идет против провидения Божьего. В. Зависть грустит, когда другие люди радуются. В притче о блудном сыне (Лк.15.30) видим, что старший сын не радуется вместе со всеми домашними возвращению домой блудного брата, оставлению им греховной жизни, но испытывает к нему завистливое чувство. Г. Зависть делает нас врагами тех, кто ни разу не причинил нам вреда. Быт.37.4 «И увидели братья его (Иосифа), что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно». Д. Зависть желает другим не счастья, а горя. Вспомним стих, связанный с нахождением Иисуса Христа перед Пилатом: Мк.15.10 «Ибо знал (Пилат), что первосвященники предали Его из зависти». Пилат понял, что первосвященники предали Господа из зависти, потому что Он приобрел среди народа такую славу, которая затмила их собственную. Е. Зависть может идти на всё, чтобы уничтожить того, кому завидует. Именно из-за зависти вошли в мир насилие, кровопролитие и смерть, когда Каин убил своего брата Авеля.
Есть рассказ о двух конкурирующих предпринимателях, чьи магазины стояли один напротив другого. Каждый ревностно следил за успехами соперника. Если к кому-то заходил покупатель, он одаривал конкурента торжествующей улыбкой. Однажды во сне к одному из них явился ангел Божий и сказал: «Я дам тебе всё, чего ни пожелаешь, но с одним условием: твой сосед получит то же в двойном размере. Чего ты хочешь?» Предприниматель нахмурился, но быстро нашелся. Он попросил: «Выколи мне один глаз!» Такова зависть в ее худшем проявлении. Это разрушительное чувство разрывало церковь в Коринфе. Верующие приняли Евангелие Христово, но при этом не позволяли Святому Духу преобразить их сердце. В результате они завидовали и ссорились друг с другом, что вело к разделениям. Ап. Павел усматривал в их зависти признак незрелости и мирского образа мыслей. Они не поступали как люди, преображенные истиной. Апостол пишет: 1Кор.3.3 «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» Апостол упрекает коринфян за их плотское состояние, приводя в качестве доказательства их споры и разногласия из-за служителей. Истинная религия делает людей миролюбивыми, а не воинственными. В высшей степени прискорбно, что некоторые христиане, которые должны жить по-христиански, по принципам более высоким, чем общепринятые человеческие нормы, в действительности следуют человеческим обычаям. Живут и поступают так же, как все прочие люди. Одно из проявлений действия Святого Духа в нашей жизни – благодарность и удовлетворенность имеющимся. Вместо того, чтобы предаваться иссушающей зависти, мы сможем щедро делиться своими благословениями с окружающими.
Христианка призналась своей подруге, что не всегда поет все слова гимнов во время богослужения. Она сказала: «Мне кажется, что не совсем честно петь: «Всё, в чем я нуждаюсь – это Ты», когда мне хочется еще много другого». В начале Псалма 72 автор (Асаф) признается, что захотел того же благополучия, которым обладали окружающие грешники. Пс.72.3 «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». И лишь по прошествии времени, приблизившись к Богу, он понял, что эта зависть была неразумной. Порой даже искренние христиане увлекаются успехом неверующих. Некий богослов писал: «Думаю, что Господу наши желания кажутся не завышенными, а заниженными. Нам слишком мало нужно для счастья». Мы ищем удовлетворения в ничтожных земных благах, а не в совершенном Боге. В Псалме 72 мы можем узнать, что поможет нам справиться с искушениями. А это – наша уверенность в том, что Бог непрестанно хранит нас и руководит нами, обращая наш взгляд на Себя. Поэтому Асаф пишет: Пс.72.26 «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Ежедневное обращение к Божьей мудрости исцелит сердце от зависти. Когда плоть изнемогает (от болезни, возраста и т.п.), сердце тоже готово изнемочь. Тогда смелость и утешения часто покидают человека. Но для подобного душевного страдания предоставляется Божья могущественная помощь: «Бог твердыня сердца моего». Благодатные души в самом большом страдании полагаются на Бога, как на свою духовную силу. Бог – твердое основание сердца нашего, и это основание выдержит любой вес. «Бог – часть моя вовек», т.е. Он будет поддерживать меня не только здесь, на Земле, но и сделает счастливым, когда я отправлюсь отсюда.
2. Отрицательные характеристики завистливого духа.
А. Завистливый дух указывает на испорченность сердца человека. Вспомним слова Христа: Мк.7.20,22 «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо … из сердца человеческого исходят: … завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Обратим внимание на то, с какими пороками стоит рядом зависть (завистливое око): богохульство, гордость, безумство. Б. В истинном верующем царствует любовь, что несовместима с завистью: 1Кор.13.4 «любовь не завидует». Она не огорчается, когда хорошо другому, не завидует способностям и добрым качествам других, их славе или богатству. Если мы любим нашего ближнего, то не только не станем завидовать его благосостоянию, но будем сочувствовать и радоваться ему. Это естественный плод милосердия и благожелательности. Зависть же – это следствие зложелательства. Преуспеяние тех, кому мы желаем добра, никогда не огорчит нас. В. В борьбе света и тьмы зависть выступает на стороне тьмы: Рим.13.12-13 «итак отвергаем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни разгулам и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Опять обратим внимание на то, с какими делами тьмы стоит рядом зависть: разгул, пьянство, распутство. Т.о., мы не можем считать ее безобидным пороком. Г. Зависть – доказательство испорченности ума. Рим.1.28,29 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены зависти, убийства, распрей, …». Т.о., зависть – плод превратного ума. Д. Зависть – дело плоти, а не плод Святого Духа. Гал.5.19-20 «Дела плоти известны; они суть: …вражда, ссоры, зависть, гнев, …». Е. Зависть уподобляет нас сатане. Мы делаем его дело, когда позволяем зависти управлять своими мыслями и действиями.
3. Опасные последствия завистливого духа.
А. Зависть быстро губит человека. Она портит духовный аппетит. 1Пет.2.1,2 «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Т.к. мы уже возрождены, ап. Петр требует от нас младенческой жизни. Этим он хочет сказать, что надо совлечься ветхого человека со всеми его делами. Данная фраза согласуется со словами Христа (Мф.18.2): если не станете как дети, не войдете в Царство Божие. Это «младенчество» апостол противопоставляет ветхости плоти, стремящейся к тлению. Под «молоком» он понимает все чувствования духовной жизни. Здесь также содержится противопоставление перечисленных апостолом пороков и духовного молока. Перечисленные апостолом пороки, в т.ч. и зависть, разрушают любовь и препятствуют эффективному воздействию Слова Божьего и, как следствие, нашему возрождению. Самое лучшее наше служение Богу будет неугодно Ему и бесполезно для нас, если мы недобросовестны в исполнении своего долга перед людьми. Б. Зависть вызывает подозрение и злобу. Вспомним историю с первым израильским царем Саулом. 1Цар.18.8,9 «И он (Саул) сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». И не только смотрел, но несколько раз пытался убить его. И гнался за ним по всей стране с этой же целью, хотя Давид был чист. В. Зависть находит себе выход в злых действиях. Таких примеров очень много и в Библии и в нашей жизни. Г. Зависть может внезапно превратиться в грех, напр., в заговор, в насмешки, в мысли об убийстве, в насилие, в жестокость, в предательство, в ложь и множество других грехов, приносящих вред и боль другим людям. Чтобы выковырять из своего сердца зависть, нужно в ней признаться: признаться себе и Богу. Если зависть от этого не исчезает, нужно начать молиться за того человека, кому мы завидуем. А узнать, что зависть ушла, очень легко: когда начнем радоваться чьим-то успехам, вот тогда это точно значит, что зависти не осталось и следа.
Слова Псалма 72 актуальны и сегодня. Каждому из нас, наверное, пришлось испытывать те же чувства, что испытывал Асаф. Читая или слыша об очередном нечестивом богаче, и мы думаем: «Чем он это заслужил? Почему им достается весь пирог, а нам одни объедки?» Наверное, некоторым из нас приходилось даже пожаловаться вслед за Асафом: «Так не напрасно ли я очищал сердце мое?» (ст.13). Чтобы преодолеть свою зависть, нам необходимо так же, как Асафу, войти «во святилище Божье» (ст.17). Мы можем узнать Божье мнение, читая Библию и молясь. Необходимо стараться смотреть на жизнь с Его точки зрения.
Господь! Просим, руководи нами советом Своим, а потом прими нас в славу Свою. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты так благ! Ты восполняешь все наши нужды и даешь сверх того. Просим, помоги нам быть довольными тем, что есть, зная, что без Тебя у нас не было бы ни жизни, ни дыхания. Вместо того чтобы предаваться иссушающей зависти, помоги нам щедро делиться своими благословениями с окружающими. Помоги нам поверить в то, что в Тебе обретается истинное удовлетворение. Но мы слабы и грешны, легко увлекаемся блеском мира. Помоги нам приближаться к Тебе и храни нас от зла. Игра в сравнения безрассудна и разрушительна. У кого-то обязательно будет то, чего нет у нас. Но Ты уже даровал нам множество благословений, включая жизнь на Земле и обетование вечной жизни. Просим во имя Господа Иисуса Христа, помоги нам победить зависть. Аминь.