Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 32
В это воскресенье Катехизис рассматривает два вопроса: Если мы избавлены Христом от всех грехов и несчастий без каких-либо наших заслуг и только по милосердию Божию, то почему же мы совершаем добрые дела? и
Значит тот, кто, оставаясь неблагодарным и беззаботно пребывая в своих грехах, не обращается от своих пороков к Богу, не может спастись?
Их номера 86 и 87.
На первый вопрос дается такой ответ: Потому что Христос и после того, как искупил нас Своей Кровью, обновляет Своим Духом по образу Своему, дабы мы, тронутые столькими благодеяниями, всю жизнь благодарили и славили Бога. Затем, это нужно для того, чтобы каждый из нас, наблюдая плоды своей веры, был до конца в ней уверен. И наконец, чтобы своей целомудренной жизнью мы приобрели для Христа других.
Этот ответ, собственно, предназначен для опровержения предвзятого мнения о протестантах. Ведь противники церковной реформации, клеветали на протестантов, говорили, что если человек не спасается добрыми делами, то он не будет их делать. Человек может быть сколь угодно злым, но если он верит, то он всё равно спасен. Зачем тогда протестантам заниматься благотворительностью и совершать добрые дела? Это предвзятое мнение имело под собой, увы, серьезные основания. Многие последователи Лютера принципиально отказывались от добрых дел, считали, то если ими нельзя спастись, то можно вести разгульный образ жизни. Всё равно Господь простит, если ты веруешь. Еще более опасно в этом смысле учение о предопределении. Ведь если человек изначально предопределен к спасению или к погибели, ему тем более незачем совершать добрые дела. Ведь они всё равно никакой роли не сыграют. Но спасение, как верно подмечает Катехизис, не просто спасение в каком-то грядущем, но прежде всего освящение, наступающее преображение человека уже в этой жизни. Христос своею кровью освящает спасаемого, обновляет его Духом, чтобы человек помнил Его благодеяния. Ведь испытывать благодарность особый дар, который, наряду со спасением, дается далеко не всем. Благодеяния получают многие, но, вот чтобы остаться благодарным… Вспоминается афоризм Ежи Леца: «Ему сделали столько добра, что ему ничего не оставалось, как отплатить всем черной неблагодарностью». Добрые дела являются подражанием тому, что делал Иисус в земной жизни и благодарностью Ему, одним из вероятных знаков спасения.
Кроме того, а почему, собственно, человек должен быть уверен в своей вере? Как он докажет, что он верующий. Докажет не окружающим, а самому себе? Других можно обмануть своим нарочито богомольным поведением, чем-нибудь еще, но себя-то не обманешь! Бога, кстати, тоже. Неслучайно, жанр рефлексии, то есть жанр ведения дневников, с постоянными оценками самого себя, размышлением над своим поведением появился в среде английских и шотландских пуритан-кальвинистов. Постоянные сомнения, веруешь ли ты?; соответствует ли твоя жизнь твоей вере?; стремишься ли ты к тому, что ожидает от тебя Господь?; как ты провел этот день? занимали жизнь верующего. А не делать добрые дела, а поступать зло и бесчестно, явно не соответствовало тому, чего от верующего ожидал Господь. Следует естественный вывод: если человек ведет себя не по-христиански, значит и веры в нем нет. Делать добрые дела следовало, чтобы доказать в первую очередь самому себе, что вера у тебя есть, и она сильна. Эту веру нужно было подтверждать каждый день, всю жизнь.
И, наконец, добрые дела лучшая форма проповеди христианства. Ведь неверующие и даже верующие, увидев, что христиане только говорят о добре, но дела их злы, а их поведение, мягко говоря, не является примером высокой морали, отшатнутся от христианства. Таких примеров, увы, несть числа. Ведь начало реформации спровоцировала далеко не праведная жизнь католического духовенства. И наоборот, честная жизнь, приверженность высокой нравственности, занятия благотворительностью резко увеличивают число приверженцев христианства.
На второй вопрос (Значит тот, кто, оставаясь неблагодарным и беззаботно пребывая в своих грехах, не обращается от своих пороков к Богу, не может спастись?), Катехизис дает следующий ответ: Никоим образом. Ибо, как свидетельствует Писание, ни бесстыдники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни воры, ни скупцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники не наследуют Царства Божия
Написано абсолютно верно. Как мы уже успели убедиться, добрые дела являются знаками спасения, если их нет, то спасение очень маловероятно. Естественно, в ответе говорится о форменных злодеях, совершающих смертные грехи, а не просто о не делающих добрые дела, но такой ответ дается не потому, что не быть злодеем но при этом не делать добрых дел это уже очень хорошо, а из-за сложности самого понятия «добрые дела».
Александр Макеев