Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 33
33 воскресенье Катехизиса содержит 4 вопроса. В чем же состоит обращение человека к Богу?; Что такое умерщвление ветхого человека?; Что такое рождение нового человека? и Какие дела считаются добрыми? Их номера 89, 90, 91 и 92.
На первый вопрос (В чем же состоит обращение человека к Богу?) Катехизис дает такой ответ: В умерщвлении ветхого и рождении нового человека.
Именно. Человек не просто уверовал и забыл, что он уверовал. А происходит реальный внутренний процесс духовного, а иногда и физического (если речь идет о разрыве с вредными привычками типа пьянства, наркомании и т.д.) преображения человека. Ветхий человек уходит, а на его месте появляется новый. Нужно заметить, что «Гейдельбергский Катехизис» не связывает это появление с каким-то внешним событием, с совершением какого-либо таинства или ритуала, как например происходит в ряде церквей. Например, у баптистов знаком такого обновления является покаяние и водное крещение. У некоторых пятидесятнических церквей так называемое духовное крещение. На самом деле истинное рождение нового человека может произойти как угодно, часто незаметно для других. Хотя, несомненно, внешние знаки должны присутствовать.
На второй вопрос (Что такое умерщвление ветхого человека?) дается следующий ответ: Оно выражается в истинном страдании души о том, что ты оскорбил Бога своими грехами, и приводит к тому, что ты все больше и больше ненавидишь эти грехи и избегаешь их.
Проще говоря, смерть ветхого человека – это покаяние. Человек оценивает себя, видит всю греховность и неправильность собственной жизни, проклинает себя и стремится полностью поменять свою жизнь. То есть, покаяние не должно быть только на словах. Это скорее внутренний процесс саморефлексии.
На третий вопрос (Что такое рождение нового человека?) катехизис дает такой ответ: Истинная радость в Боге через Христа, а также серьезное и явное стремление жить согласно воле Божией и творить добрые дела.
То есть ответ на третий вопрос является продолжением ответа на второй. Человек глубоко осознал свою греховную жизнь и отказался от нее. Более того, он понял, как нужно жить, как жить согласно воле Божьей, как соответствовать своему призванию. А также стремление творить добрые дела. Именно «стремление». Потому что добрые дела может творить осознанно или неосознанно и ветхий человек. Добрые дела могут привести к злым последствиям. Но именно стремление к добрым делам и постоянные оценки своих поступков говорят о рождении нового человека. И еще один признак возрожденного человека: это истинная радость. Человек радуется, что он верит в Христа, как своего спасителя, радуется, что он обновился. Ведь человек неверующий, лишенный твердой цели и опоры в жизни радоваться не может. Он постоянно впадает в грех уныния.
И, наконец, на четвертый вопрос (Какие дела считаются добрыми?) Катехизис дает такой ответ: Только такие, которые происходят из истинной веры, совершаются согласно закону Божию и только ради Его славы. Но не те, которые либо придуманы нами из-за того, что мы считаем их правильными, либо переданы нам по традиции от других людей.
Вопрос о добрых делах был всегда крайне дискуссионным. Добрые дела должны прежде всего соответствовать истинной вере и делаться ради славы Божьей, а не ради славы собственной. Церковь создавала целые списки добрых дел, которые должен был совершать верующий. чтобы спастись. Прежде всего, это пожертвования в пользу церкви. Но хорошо известно, что добрые дела сами по себе никого не спасают. Катехизис говорит, что добрые дела являются следствием возрождения человека, следствием появлением нового человека, а вовсе не наоборот. Человек может быть спасен не потому. что он делает добрые дела, а потому что он возродился. Кроме того, обычно понимают добрые дела, как нечто направленное во вне, то есть, обращенное к другим людям, желательно дальним. Но прежде всего добрые дела должны быть направлены на себя. Если человек делает добрые дела окружающим, а самому себе или окружающим делает только зло, возрожденным или новым такого человека назвать весьма затруднительно. Если человек разрушает собственную семью, даже из хороших побуждений, он делает зло себе и самым близким людям и также не может считаться возрожденным.
Александр Макеев